Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Авторская образовательная методика «Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа»

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей ЦИПРа, а также эффективностью взаимодействия дошкольной организации и семьи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Авторская образовательная методика

«Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа»

Старший воспитатель:

Галушина Надежда Михайловна

Котовск

2020 г.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, а также эффективностью взаимодействия дошкольной организации и семьи.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает нас, как работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители становятся не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС являются:

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

Повышение компетентности родителей.

Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса и нашего МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка».

Так в 2010 году в нашем ДОУ был открыт ЦИПР, как новая форма помощи родителям, включение семьи в единое образовательное пространство. Система работы ЦИПР с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных психолого-педагогических воздействий на ребенка в семье, выстраивания внутрисемейных отношений. Одной из важных функций сотрудничества является психолого-педагогическая поддержка родителей и детей, оказание необходимой помощи семье в решении проблем, возникающих в процессе развития ребенка.

Основными задачами ЦИПР являются:

• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

• обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

• ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения;

• активизация творческого потенциала личности ребенка;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;

• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.

Содержание и методы работы ЦИПР определяются образовательной программой ДОУ, индивидуальными программами педагогического развития, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением в соответствии с ФГОС.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинги. В ЦИПР организуется лекторий, теоретические и практические семинары для родителей и специалистов ДОУ по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей раннего возраста.

Основные направления работы:

• Развитие познавательных способностей;

• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

• Развитие представлений об окружающем мире;

• Развитие речи;

• Развитие мелкой моторики;

• Развитие творческих способностей;

• Развитие сенсорных ощущений;

• Развитие двигательной активности;

• Развитие музыкального слуха и ритма.

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста – одна из актуальных задач ЦИПРа. В нашем центре по средам для родителей организован консультативный день. Им предоставляются квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста. Занятия направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.

Мы пришли к выводу, если родители пришли в ЦИПР, это уже значит, что они хотят принимать непосредственное участие в воспитании и образовании своих детей.

Анкетирование, беседы, наблюдения показывают, что родители нуждаются как в педагогических и психологических, так и в медицинских и социальных знаниях. Чтобы дифференцировать информацию и удовлетворить потребность родителей, мы разделили ее на несколько блоков:

• Уход и присмотр, безопасность.

Основные темы: питание, сон, профилактика детского травматизма, соблюдение санитарно-гигиенических требований и другие.

• Система теплых отношений и понимание образа мыслей и чувств ребенка.

Основные темы: эмоциональная отзывчивость родителей, бескорыстная любовь, вербальное и тактильное проявление любви, отзывчивость к нуждам ребенка, сопереживание чувствам ребенка, что такое поощрение и наказание, можно-нельзя, родительские стереотипы поведения, мифы и заблуждения о поведении и поступках детей и взрослых.

• Развитие ребенка в игре.

Основные темы: не стоит устраивать дома музей игрушек, что имеется множество познавательно-речевых игр, направленных на развитие интеллекта. Роль подвижных игры. Кстати, если показать логическую связь определенных игровых заданий с будущими успехами детей, то интерес родителей к ним повышается.

• Творческая деятельность ребенка.

Основные темы: сотворчество в любой деятельности сближает детей и взрослых. Любые задания по рисованию, лепке, аппликации, конструированию объединяет маму с ребенком. Происходит тесное общение на телесно-ментальном уровне. Мамы вместе с малышами рассматривают, обсуждают, выполняют совместные действия. Мама побуждает к самостоятельной работе, учится поддерживать ребенка, хвалить его. У родителей формируется гордость за своего ребенка.

• Что такое детский сад?

Основные темы: уровень компетентности родителей о жизни ребенка в детском саду. Организация режимных моментов, развивающих занятий. Как себя вести в период адаптации ребенка к саду.

• Развивающие моменты.

Основные темы: музыкально-ритмические упражнения, игровой массаж, фольклор. Кстати, сложно дается его запоминание молодым мамам. Приходится применять элементарный методический прием, который используется при разучивании потешек и стихов с маленькими детьми.

Хочется отметить значение группы, как психологического феномена общения родителей друг с другом. Сейчас столько сайтов о воспитании и развитии детей, где можно найти ответы практически на все случаи жизни. Но в группе родителям интереснее. Мамы находятся приблизительно в одних условиях - это необходимость постоянной заботы о ребенке, о его здоровье, состояние недосыпа, резкое снижение контактов с окружающим миром. Но когда они общаются в группе, увеличивается позитивный настрой на многие вещи, появляется неповторимое и удивительное чувство общности родителей друг с другом.

Мамы общаются не только со своими, но и с чужими детьми. Заметно, что получают от этого удовольствие. При этом чувствуют ответственность за жизнь и здоровье как своего, так и чужого ребенка. Готовы прийти ему на помощь. А малыши, видя доброе отношение чужих «теть», поступив в сад, легко идут на контакт и с воспитателем.

Важный багаж навыков родительской поддержки связан с овладением эмоционально-чувственным и игровым языком общения с ребенком. Это телесные игры, включая пальчиковые, а также на основе народных традиций, которые принято называть материнским фольклором. Родители, посещающие ЦИПР, знакомятся с разными видами установления контакта с ребенком: вербальным, тактильным, зрительным, игровым, чтобы уметь поддержать его комфортное состояние и уверенность.

Важно и то, что родители в ходе занятий имеют возможность исследовать и оценивать собственные навыки эмоциональной устойчивости в отношениях с ребенком. И радует то, что мамы усваивают, как мы говорим, "уроки доброты и толерантности к ребенку ", которые ненавязчиво и тактично даются им в ходе встреч.

Хочется отметить, и в моменты творческой деятельности, и во время занятий физическими упражнениями, любой ребенок находится в ЦИПРе в уникальной ситуации. Это ситуация успеха. Дети находятся в ауре эмоциональной поддержки, восхищения, что способствует формированию у них чувства уверенности в своих силах, базового доверия к миру.

Учим родителей с уважением относиться к выражению чувств малышей. Они начинают понимать, что маленькие дети имеют право на чувства, причем самые разные - радость, грусть, огорчение, гнев. Что насколько важно обращать внимание на эмоциональные проявления своих и чужих детей, как правильно на них реагировать самим. Хорошо то, что совместно обсуждаются такие моменты. Часто спрашивают совета. В результате, совершенствуются материнские инстинкты, формируется активная родительская позиция. Такие мамы впоследствии не будут равнодушны к тому, что делается на улице, в детском саду, в школе с детьми. Это элита родительской общественности будущего нашего города.

Опыт показывает, что дети, посещавшие ЦИПР не испытывают проблем в общении с другими детьми и взрослыми, активно включаются в деятельность, предложенную им, адаптированы к посещению детского сада. Снижается уровень тревожности родителей за будущее поступление ребенка в ДОУ.

Понимаем, что в глазах родителей, посещающих группу игровой поддержки, мы, работники ЦИПР, являемся образцом будущего дошкольного работника, к которому в скором времени родителям придется привести своего малыша. Поэтому на нас лежит большая ответственность за то, чтобы у них сформировалось положительное и уважительное представление о детском саде и о тех замечательных людях, которые там работают.

Мы стали единственными в городе, открывшим ЦИПР как вариативную форму дошкольного образования на базе ДОУ. Наша совместная деятельность в группе центра игровой поддержки ребенка имеет положительные трехсторонние результаты у детей, родителей, педагогов. Мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования (детский сад полного дня) возможно внедрение новых вариативных форм, и они широко востребованы.

Список информационных ресурсов:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Белая К.Ю. О работе консультативных пунктов для родителей и детей, не посещающих ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. № 5. С.40-41.

Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Метод.пос. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области