Сялдышева Ирина Николаевна
Из опыта работы проблемной группы. Система индивидуального учета знаний учащихся.
Традиционно в педагогике особое внимание уделялось учету индивидуальных особенностей детей в процессе обучения. Необходимость этого очевидна и на современном этапе, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Проблемы дифференциации и сочетания организационных форм деятельности учащихся в работах Г.С.Абрамовой, Н.Г.Ананьевой, Л.В. Занкова. Некоторые исследователи обосновывают необходимость дифференциации и индивидуализации обучения на всех его этапах: при изложении материала, в процессе самостоятельной работы (А.А.Бударный), при выполнении домашней работы, закреплении и применении знаний (Н.Н.Андреева, Л.Лойд, Е.С.Рабунский и др.)
Причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две большие группы. К первой относится недостатки в развитии мотивационной сферы детей, ко второй – недостатки познавательной деятельности. Первый тип неуспевающих – ученик, не желающий учится, второй – не умеющий учится. И есть третий тип – ребенок, которого трудно учить. Таким образом, учитель должен ориентироваться на индивидуальные особенности учеников. В работе нашей проблемной группы мы вышли на необходимость составления листа индивидуальных достижений учащегося. Лист индивидуальных достижений – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в учебной деятельности и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися. Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая в успешность формируемых основных навыков и умений по разным предметам. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти. Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями. Один раз в четверть родители расписываются в Листе. Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.
Ожидаемые результаты: 1.Повышение качества образовательного процесса. 2.Позитивная динамика в изменениях отношений учитель-ученик-родитель. 3.Повышение мотивации к предмету. 4. Улучшение результатов учащихся в освоении предмета.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
_____________________________________________________________
(Фамилия, имя)
Умения | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Метапредметные образовательные результаты | ||||
Регулятивные УУД | ||||
Познавательные УУД | ||||
Коммуникативные УУД | ||||
В листах просматривается динамика усвоения программы. Всё это помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценивать результативность обучения. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, провести анализ и своевременную корректировку уровней учебных достижений. Информация листов индивидуальных достижений планируемых результатов применяется при рефлексии учебной деятельности учащихся при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является наглядным документом об успешности ученика для родителей и используется классным руководителем при проведении родительских собраний. Таким образом, процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным.