«Однажды в книжке Маршака»
Рекреация. Звонок на перемену. Шум коридора.
Девочка: Саш, пойдем в библиотеку?
Мальчик: Нееет. Давай в салки.
Девочка: Нельзя же в школе.
Мальчик: Ладно. Пойдем.
Сменяется шум тишиной.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Чтобы хотели почитать?
Девочка: Может, есть что-то про зоопарк?
Мальчик: А лучше про пожарных…
Девочка: Нет. Тогда лучше про цветы…
Мальчик: Какие еще цветы! Давай про поезда, или лучше про почтальонов.
Библиотекарь: Тише-тише. Почему вы так громко спорите? Можно же договорится.
Мальчик: Да что с ней договариваться? Она же девчонка.
Девочка: Ах так. Ну и не надо. Больно-то и хотелось.
Библиотекарь: Совсем правила забыли? В библиотеке нет места шуму и крикам, а спорам – тем более. Но у меня для вас кое-что есть. Очень интересное, и вам точно понравится.
Мальчик: Что?
Девочка: Что?
Библиотекарь: Это очень старая книга, и она любит к себе уважение. Поэтому, будьте с ней аккуратнее.
Библиотекарь уходит. Дети смотрят на книгу, на столе.
Мальчик: Подумаешь. Аккуратнее (передразнивает). Ничего тут нет особенного. (Берет небрежно книжку в руки и вертит)
Девочка: Что ты делаешь? Сказали аккуратно. Ты же так не умеешь. У тебя все учебники порваны и страницы у них заломаны. Отдай. (Хватает за другую сторону книги).
Дети начинают перетягивать книгу, спорить. Звучит музыка волшебства и дети попадают из школы в сказочный мир.
Сцена 2. Мальчик, девочка, тигренок и львенок
Девочка: Ой, куда мы попали?
Мальчик: Это все ты.
Девочка: Нет. Ты.
Тигренок: Ой, что ж вы так кричите?
Львенок: Совсем не даете возможности доесть письма.
Мальчик: Ой, Маш, смотри какие киски.(тянет руку, чтобы погладить)
Львенок: Как тебе не стыдно?
Тигренок: И вообще, не подходите ко мне близко. Я тигренок, а не киска.
Львенок: Вы разве не знаете дети -
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит - басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.
Девочка: Как складно у них получается. Мы похожее стихотворения в детском саду учили.
Мальчик: Точно. Подожди, а что за книжку нам дали в Библиотеке?
Девочка (открывая книгу в начале, читает): Сборник Самуила Яковлевича Маршака.
Мальчик: Точно, а я никак вспомнить не мог, кто же автор. Но почему тигр ест письмо.
Девочка: Помнишь, нам сказали, что надо аккуратно с книгой себя вести. Видимо, мы, когда спорить начали, в книжке все произведения перемешались, и мы попали сюда.
Мальчик: А как же школа? Там же перемена закончится скоро.
Девочка: Наверное, чтобы вернутся, нам нужно исправить все то, что мы натворили.
Мальчик: А как?
Девочка: Тигренок, а как нам все исправить?
Тигренок: Исправить все, конечно, можно.
Львенок: Но вам нужно будет вспомнить не только сказки, но еще и помочь решить загадки, которые сами вы тут намешали.
Мальчик: Маш, мы же готовы?
Девочка: Конечно. У нас нет выбора.
Тигренок: Тогда слушайте нашу загадку. Она поможет вам отправиться дальше.
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
Львенок: То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать!
Мальчик: Эм…Это что?
Девочка: Это утюг. Тут же все просто.
Тигренок: Конечно, это утюг. Молодцы.
Львенок: Вот вами письмо. Верните его на место.
Мальчик: Спасибо тебе, Тигренок. Пойдем?
Девочка: Пойдем.
Сцена 3 Кот, кошка, котята и Дама. Мальчик и девочка.
Кошка:Мой дом для вас всегда открыт!
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул —
На нем сидят.
Вот это стол —
За ним едят.
Дама: Ах, душечка, скажите. Я сбилась с ног, пока картину я одну искала. У вас я вижу несколько шедевров. Быть может, и моя тут есть. А это кто?
Кошка:Мой прадед — Кот Ангорский!
Зажги, Василий, верхний свет
И покажи его портрет.
Дама: Как он пушист и так хорош.
Кошка: Он на меня чуть-чуть похож.
Мальчик и девочка заходят в комнату.
Мальчик: Кошка? А отгадали мы утюг?
Девочка: Это Кошкин дом. А до этого были «Детки в клетке». А это…
Мальчик: Это какая-то тетя…
Котенок 1: Это Дама…Она потеряла картину.
Девочка: А ты – котенок?
Котенок 2: Мы — кошкины племянники!
Котенок 1: А это Кот Василий.
Мальчик (в недоумении): А…У…Так в сказке все по-другому?
Котенок 2: Так кто-то же перепутал все. Вот и мы тут все вместе.
Девочка: Мы пришли вам помочь.
Кот Василий: Тогда для вас загадка.
Кто, на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой?
Мальчик: Я знаю. Это паровоз.
Кот Василий: Молодец. У меня здесь лишние две маленькие подушечки, вам задание, вернуть их в нужное место.
Мальчик: Спасибо.
Девочка: До свидания.
Сцена 4 Перрон. Много чемоданов и сумок. Мальчик и Девочка. Вагоновожатый.
Мальчик: Ого, вот это вокзал.
Девочка: Да, вокзал, но дамы нигде не видно.
Мальчик: Какая же это станция.
Вагоновожатый: Внимание, на 5 путь прибывает скорый поезд. Добро пожаловать в город Житомир.
Девочка: Сейчас разгрузят багаж.
Вагоновожатый (смотрит на бумагу): Итак,
Носильщик пятнадцатый номер
Везите сюда весь багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленького мышонка.
Девочка: Подождите, так там же была собачонка.
Вагоновожатый: Когда-то была собачонка. А тут потрясли немного нас – изменился наш рассказ.
Мальчик: Давайте исправим.
Вагоновожатый: Попробуйте сами.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
Мальчик: Календарь
Девочка: Календарь
Вагоновожатый: Да, верно. Календарь. Возьмите с собой мышонка, и верните его свою сказку.
Мальчик: До свидания.
Девочка: До встречи.
Сцена 5 Мальчик. Девочка. 12 месяцев.
12 месяцев бродят между друг другом.
Мальчик: Что они делают (испуганно)
Девочка: Ходят.
Мальчик: А зачем?
Девочка: Давай узнаем. (Подходят к Январю). Здравствуйте, а что тут у Вас произошло?
Январь: Кто-то очень небрежно к нам относился, вот и получилось, что мы с братьями никак не можем вспомнить, кто есть и кто, и кто за кем в году идет.
Мальчик: Будем исправлять.
Девочка: Пусть каждый расскажет о себе.
Март:Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Мальчик: Ты – Март. 3 месяц в году.
Апрель:Ярким солнышком смеюсь,
Тёплым ветром в окна бьюсь,
А с сосулек, с крыши льётся
Чистым дождиком капель.
Девочка: Ты - теплый Апрель. 4 месяц года.
Январь:Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Мальчик: Это Январь, это 1 месяц.
Сентябрь: Вот и осень на пороге -
Неба синь над головой.
Стынут лужи на дороге,
Дым туманный над рекой.
Птицы гнёзда покидают -
Собираются в полёт.
Звуки песен замирают,
И всё чаще дождь идёт.
Девочка: Это Сентябрь. 9 месяц.
Декабрь:Я год веду всегда к концу.
Зима снежок метёт к крыльцу,
Морозом студит колким.
Не за горами Новый Год,
И праздник в гости к нам придёт
С подарками и с ёлкой!
Мальчик: Это мой любимый месяц – Декабрь. 12 месяц.
Июнь:Весна уходит, лишь успела
Махнуть сиреневым платком.
И тополиным пухом белым
Я вновь влетаю в каждый дом.
Девочка: Это первый месяц лета. Июнь, 6 месяц года.
Февраль:Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Мальчик: Это Февраль. 2 месяц.
Ноябрь:Со мной и дождь и снег,
Лесок стоит весь мрачный.
И знает каждый человек,
Что парень я - невзрачный.
Со мной деревья спят
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.
Девочка: А это сумрачный Ноябрь. 11 месяц.
Май:Фиалки, ландыши припас
Смущенный я в тиши для вас.
Но мы их обрывать не будем,
Пускай цветут на радость людям!
Мальчик: Это нежный Май. 5 месяц.
Август:Полон лес грибов и ягод.
Сколько хочешь, собирай!
Мёд душистый сладок, сладок.
Жнут пшеницы урожай.
— Эй, девчонки и мальчишки,
Подставляйте кузовок!
Будут вам грибы и шишки
И малины спелой впрок.
Девочка: А это Август. 8 месяц.
Октябрь: Оголяются деревья,
Запах осени вокруг.
Улетают птицы к югу.
Холода идут, мой друг.
Те, кто дома остаётся-
Птицы, звери - все должны
Сделать множество запасов,
Чтоб дожить им до весны.
Мальчик: Это 10 месяц – Октябрь.
Июль:Июль — макушка лета,
— Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет,
— Ку-ку, ку-ку, — макушка,
— Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет.
Девочка: А это самый теплый месяц – Июль, и он 7 по счету.
Январь: Ребята. Какие же вы молодцы. Спасибо вам. Смотрю, у вас в руках гостинцы?
Мальчик: Да, в сказках, где мы были до вас, попали герои и предметы из других сказок. Нужно вернуть.
Март: А как же так получилось, что все так перемешалось? А, Январь? Кто же в этом виноват?
Февраль: Эх, молод ты еще, Март. Ничего-то еще не знаешь.
Сентябрь: Эта книга волшебная. С ней действительно необходимо обращаться осторожно и бережно, как и с любыми другими учебниками и книгами.
Декабрь: Но, и у нас есть одна вещь, которая прилетала из другой сказки. (Отдает детям Шляпу).
Мальчик: И как же мы все успеем вернуть? Это же столько сказок надо обойти.
Девочка: Не переживай. Мы сможем.
Апрель: А мы вам поможем. В самом конце книги всегда есть одна страничка, где все-все сказки собираются, которые есть в одной книге…
Мальчик: Это оглавление…
Июля: Да, это поляна Сказок.
Девочка: А как же нам туда попасть?
Ноябрь: Не переживайте. В каждой книге есть своя загадка. И вам сейчас останется разгадать последнюю.
Он - ваш портрет,
Во всем на вас похожий.
Смеетесь вы -
Он засмеется тоже.
Вы скачете -
Он вам навстречу скачет.
Заплачете -
Он вместе с вами плачет.
Девочка: Это отражение в зеркале.
Мальчик: Точно, а у книжек отражения – это их обложки. Совсем одинаковые.
12 месяцев: До встречи на поляне.
Сцена 6.На сцене. Дама, кошка-кот-котята, вагоновожатый, рассеянный, тигренок, почтальон, 12 месяцев, мышка и мышонок. Маршак.
Маршак: Ну вот, мы снова собрались с вами вместе.
Мальчик: Здравствуйте, дяденька.
Девочка (толкает в бок): Какой же это дяденька – Это же сам Маршак.
Маршак: Ребята, я вижу у вас в руках есть предметы из моих сказок и стихотворений.
Мальчик: Да, мы испортили и потревожили книгу, но все уже исправили.
Маршак: Тогда вам осталось самим вернуть их. На этой поляне собраны все сказки и герои. Выбирайте любого.
Девочка: У меня две подушки…
Девочка с котенком:
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Мальчик: Это стихотворение Усатый-полосатый.
Девочка: Теперь Шляпа.
Рассеянный: Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Мальчик: Это Человек рассеянный.
Девочка: Осталось письмо…
Почтальон:Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.
Мальчик: Стихотворение «Почта».
Девочка: И остался Мышонок.
Мама Мышка:Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Мышонок:Голосок твой так хорош -
Очень сладко ты поешь!
Мальчик: А это сказка «О глупом Мышонке».
Маршак: Молодцы, ребята. Но в этой книге есть для вас сюрприз. Кроме сказок и стихотворений есть еще кое-что…
Песня «На далекой Амазонке»
Песня заканчивается, дети засыпают с книгой в руках. Звенит звонок. Голос библиотекаря.
Библиотекарь: Дети. Вставайте. Перемена закончилась.
Мальчик: Ой, а где Маршак?
Девочка: А где же мышка?
Библиотекарь: Вам пора на уроки. Приходите на следующей перемене.