Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Лэпбук - как форма взаимодействия с родителями

Актуальность представленной темы заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка, имеющего нарушения речи. Для благополучного речевого развития ребёнка требуется сотрудничество, взаимодействие, доверительность. В этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования города Пензы МКУ «ЦКО И МОУО» г. Пензы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 137 города Пензы «Веснушки»

XXIII научно-практическая конференция

педагогических работников образовательных учреждений города Пензы

Номинация: «Педагогические чтения»

«Лепбук - как форма взаимодействия с родителями»

подготовила: учитель-логопед

Соловьева Ольга Юрьевна

Пенза, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Актуальность……………………………………………………………………4

2. Структура лэпбука……………………………………………………………..5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...8

ВВЕДЕНИЕ

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и ведёт к речевым нарушениям, исправить которые может только специалист.

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг от друга, то ребёнок оказывается между двух огней. Именно поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Ещё В.А.Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать ее в свою работу.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

1. Актуальность

Актуальность представленной темы заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка, имеющего нарушения речи. Для благополучного речевого развития ребёнка требуется сотрудничество, взаимодействие, доверительность. В этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

В процессе взаимодействия ДОУ с родителями активно используются следующие традиционные формы работы:

родительские собрания;

анкетирование (позволяет выявить наиболее актуальные проблемы родителей);

консультации для родителей по интересующим их вопросам;

индивидуальные рекомендации по закреплению изученного материала дома;

дни открытых дверей (родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия);

информационные стенды, родительские уголки и т.д.

Данные формы работы позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе. Благодаря взаимодействию педагога и родителей достигается правильный речевой режим ребёнка в семье.

В соответствии с требованиями ФГОС родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности учителя-логопеда и семьи особенно актуален в наши дни.

Целью данной работы является поиск новых форм сотрудничества семьи и ДОУ для полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи учителя-логопеда :

установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательные возможности родителей, поддерживать их уверенность в собственных силах;

раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития ребёнка (коррекция звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи) на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь.

Практический опыт показывает, что благодаря объединению всех усилий педагога и родителей, личному участию последних во всех сторонах образовательного процесса, активному исполнению методических рекомендаций достигается успешность коррекционного процесса.

2. Структура

В поиске новых форм и способов работы с родителями заинтересовала такая форма взаимодействия, как использование Лэпбука. «Лэпбук» (lapbook)- в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book-книга). Лэпбук - это книжка - раскладушка с кармашками, вкладками, окошками, в которую помещены материалы на одну тему. Основа создаётся, дополняется, совершенствуется. Это отличный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, анализ и сортировку информации.

Для заинтересованности родителей возникла идея донести знания, рекомендации учителя-логопеда в форме лэпбука. Пользуясь лэпбуком, родители получают возможность закрепления с ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Использование лэпбука повышает интерес родителей и детей к совместному взаимодействию, делает процесс закрепления речевых навыков более увлекательным и успешным.

При подборе материала учитывались:

характерные моторные и психические особенности детей с ТНР;

уровень развития речи детей на данный момент;

особенности лексической темы, изучаемой в группе.

Цель:

Заинтересовать, привлечь внимание родителей к эффективному сотрудничеству через использование папки - раскладушки Лэпбук.

Задачи:

приобщать родителей к коррекционной работе;

повышать компетентность родителей в вопросах психического и речевого развития детей;

способствовать формированию умения родителей объективно оценивать возможности детей;

активизировать взаимодействие родителей и детей через совместные игры и упражнения в домашних условиях.

Данный Лэпбук рассчитан на родителей детей 5-7 лет (старшего дошкольного возраста). Его содержание систематически обновляется, дополняется и совершенствуется в соответствии с лексической темой. В пособии представлен наглядный материал, игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Все материалы имеют познавательную и развивающую направленность.

Лэпбук состоит из следующих разделов:

Логопед советует (практические рекомендации логопеда по интересующим родителей темам).

Занимательная гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, нейропсихологическая гимнастика; нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики).

Это интересно (родители получают информацию об изучаемой детьми лексической теме недели, звуке, букве; стихи, загадки, пословицы, поговорки).

Родителям о речи ребёнка (информация о нормальном речевом развитии ребёнка и о нарушениях речи).

Учимся, играя (словесные игры; чистоговорки и игры, которые способствуют закреплению звуков и букв; рекомендуемые фильмы и мультфильмы для совместного просмотра).

Формируя содержание лэпбука мы стремились охватить по возможности все стороны речевого, психического, моторного развития дошкольника. Знакомясь с данным пособием родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность коррекционной работы во многом зависит от сотрудничества педагога и родителей, поэтому очень важно привлечь родителей к образовательному процессу. Как правило, родители недостаточно компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Поэтому учителю-логопеду необходимо:

дать родителям определённые знания по данным вопросам;

познакомить с приёмами закрепления полученных навыков;

убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях.

Представленный лэпбук вызвал интерес у родителей, что привело к положительному результату:

изменилась позиция родителей и их отношение к организации педагогического процесса в ДОУ;

повысилась заинтересованность во взаимодействии;

родители стали активными участниками образовательного процесса;

при участии родителей коррекция речи детей проходит более успешно, увеличился темп усвоения материала, формируется самоконтроль детей за поставленными звуками;

взаимодействие родителей с детьми в семье становится более эмоционально окрашенным и более продуктивным.

Лэпбук используется в течение 2-х лет. Данный опыт работы был представлен на открытых занятиях для родителей, на мастер-классе для педагогов МБДОУ № 137 «Веснушки» города Пензы, а также на МО учителей-логопедов Октябрьского района города Пензы. В дальнейшем, мы намерены продолжать совершенствовать формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.-СПб.: КОРОНА принт, 2004.

3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2017.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.

8. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

9. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

10. Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е., Васильева Е.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

11. Нищева Н.В. Родителям о речи ребёнка. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика».-ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб..

12.  Информационно-методическое письмо. «О методических рекомендациях по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ» http://www.pandia.ru/text/77/29/78660.php

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области