Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика обучения решению уравнений и неравенств, содержащих модуль

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок по теме «Полимеры»

Цель урока: повторить и обобщить знания о полимерах.

Задачи:

Образовательные: углубить знания о полимерах, закрепить знания о природных полимерах, о качественных реакциях на белки, крахмал,

познакомить учащихся с использованием полимеров в повседневной жизни

Развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, работать с научной литературой, устанавливать причинно-следственные связи,

способствовать развитию волевых качеств, умение работать с техническими средствами, развивать интерес к предмету.

Воспитательная: воспитывать потребность в приобретении новых знаний.

Здоровьесберегающая: соблюдать двигательный режим, содействовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, предупредить учащихся о вредном воздействии некоторых пластмасс на организм человека.

Методы и приемы: проблемные, объяснительно-иллюстративные, исследовательские, частично-поисковые.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, коллективные, индивидуальные.

Формы учебных занятий: урок-презентация с использованием мультимедийных технологий.

Слайд № 1

Ход урока

1. Организация класса.

2.Вступительное слово: 

“Двадцатый век стал веком полимеров,От слез гевеи давшей каучук,Пошли молекулы невиданных размеровБлагодаря древнейшей из наук .Да, это химия её заслуга В том, что сегодня украшают бытИгрушки из пластмассы и посуда,Тефлон и оргстекло и карболит.Одежда, обувь, мебель….ПосмотритеНас полимеров окружает рать!И в технике они и в медицинеНезаменимыми сумели стать.Шуршат в пути автомобилей шины,Искусственное сердце бьется в тактВолокна, смолы, пластики, резины На службе человечества стоят!»

Учитель: Ребята какова тема нашего урока?

Слайд № 2

В настоящее время практически нет такой области хозяйственной деятельности, где бы не применялись полимеры. Полимеры приобретают все большее значение в развитии всех отраслей промышленности. Они являются важным фактором ускорения научно-технического прогресса в стране. Почему же возникла необходимость в создании полимеров, какими ценными свойствами они обладают?

Итак, полимеры – необыкновенные вещества. Что же мы должны усвоить, чтобы иметь полное представление о полимерах?

Составляем кластер

Итак, мы выяснили, что знаем, что такое «полимер», его строение, однако знаний о получении и применении недостаточно, а знаний о классификации полимеров пока нет вообще.

Учитель: Как вы думаете каковы цели урока?

Ответ: изучить строение, классификацию, свойства, получение, применение полимеров и экологические проблемы, связанные с ними

Учитель: Полимеры «за» и «против». На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Польза или вред? К этому вопросу мы возвратимся в конце урока.

Слайд № 3

План урока

Основные понятия химии ВМС

Способы получения полимеров

Классификация полимеров и их применение

Свойства полимеров

Проблемы при использовании полимеров и пути их решения

5. Устный опрос

Давайте вспомним основные понятия химии полимеров.

Слайд № 4

-Какие вещества называют полимерами?

-Что такое мономер?

-Что показывает степень полимеризации?

Внимание, полимеры еще имеют и другое название. ВМС – высокомолекулярные соединения. Объясните происхождение этого слова.

Переходим к следующему вопросу. Какими способами можно получить полимеры?

Ответ: полимеризацией и поликонденсацией.

Задания

Укажите соединения, которые можно использовать в реакции полимеризации:

а) HOOC-CH=CH-COOH

г) C2H5-C6H4-COOH

б) CH2=CCl2

д) H2N-(CH2)5-COOH

в) HO-CH2CH2-OH

е) HO-CH2CH2CH2-COOH

Слайд №

Укажите соединения, которые можно использовать в качестве мономеров в поликонденсации:

а) CH3(CH2)3COOH

г) CH2=CH-COOH

б) NH2(CH2)2COOH

в)HO-CH2CH2CH2-COOH

д) HOOC-CH=CH-COOH

е) НО-СН2-СН2-ОН

Слайд №

А) получение полиэтилена

n CH2 = CH2 (-CH2 – CH2-) n

Б)

В) получение капрона из ε-аминокапроновой кислоты:

n H2N-(CH2)5-COOН H-[-NH-(CH2)5-CO-]n-OH +(n-1) H2O

3. Какой мономер использован для получения полимера:

Ответ 1 : CH2=CH-CH3 Ответ 2 : CH2=C(CH3)-CH=CH2 Ответ 3 : CH2= C(CH3)2 Ответ 4 : CH2=CH-CH=CH2

А каким образом получают полимеры в лаборатории, обратимся к виртуальному опыту.

Слайд № 7

Видео «Получение фенолформальдегидной смолы»

6. Работа в группах

Чтобы закрепить полученные знания по способам получения полимеров предлагаю задание по группам. Обратимся к таблице учебника страницы 58-59. По формуле элементарного звена определяем формулу мономера.

Слайд № 8

Записать уравнение реакции полимеризации

1 группа – полистирол (1 ряд)

2 группа – поливинилхлорида (2 ряд)

3 группа – полипропилена (3 ряд)

С каждого ряда учащиеся записывают уравнения реакций на доске, остальные проверяют.

Вопрос: Каким образом получают данные полимеры?

Ученик, выполняющий задание по карточке, делает вывод.

Реакция полимеризации – это химический процесс соединения множества молекул мономеров крупные молекулы полимеров.

Учитель: А теперь поговорим о классификации полимеров.

Составить схему

Группы меняются работами, сверяются со слайдом

Предлагаю задание: проанализируй текст, найди ошибку.

Слайд №13

Задание «Найди ошибку»

Свойства тел в нагретом состоянии размягчаться и изменяться обратимо называют термореактивностью.

Свойств тел изменять форму в нагретом состоянии и переходить в необратимое состояние называют термопластичностью.

Полиэтилен является термопластичным полимером.

Учитель: Зная состав и строение можно определить свойства полимеров.

Великий Иоганн Себастьян Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

Физкультминутка:

Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.

Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или

поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.

Демонстрация домашнего эксперимента

Давайте посмотрим опыт, который поможет нам узнать о свойствах полимеров.

Видеоопыт: «Исследование адсорбционных свойств упаковочных материалов для пищевых продуктов».

Составление памятки

Многие полимеры, которые нас окружают в повседневной жизни, являются опасными для здоровья. Предлагаю познакомиться с информационной таблицей «Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека» (имеется на парте).

Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье.

Предложения групп записываются на доске, из них собирается памятка.

Памятка

1. Чтобы пластиковая посуда была безопасна, использовать ее надо строго по назначению

2. Храните продукты в стеклянной и керамической посуде

3. Срезайте верхний слой с продуктов, хранившихся в пластиковых упаковках

4. Использовать изделия из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP)

5. Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы для маленьких детей

6. Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам

7. Покупая изделия из пластмассы, понюхайте его.

Вывод: пользуясь нашими рекомендациями, каждый может защитить свое здоровье и здоровье своих близких и друзей. Это не так уж и сложно.

Подведение итогов урока.

Что мы изучили сегодня на уроке? Какую цель мы сегодня ставили? Обратимся к кластеру. Выполнили ее? Мы молодцы!

Слайд № 20

Рефлексия

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока?

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне показалось интересным…

Для себя открыл(а) новое…

А теперь обратимся к вопросу, который мы поставили в начале урока.

Как вы считаете полимеры за или против? Ответы учащихся.

Слайд № 21

Домашнее задание указано на слайде, запишите его.

Есть обязательное и творческое задания по выбору то, что по вашим силам.

Оценка 3 – прочитать 7 параграф, выполнить задания 4,6

оценка 4-5:

Подготовить памятку Рекомендации людям по использованию пластмасс , заботящимся о своем здоровье

Подготовить сообщение «Пластиковое загрязнение - «бессмертный мусор»

Объявление оценок за работу на уроке.

Я вами очень довольна! Я всем ставлю «отлично»

Буквенная маркировка

Название пластмассы

Влияние на здоровье человека

полиэтилентерефталат

подходит только для однократного применения, при повторном применении могут выделяться вредные вещества.

полиэтилен высокой плотности

считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид.

поливинилхлорид

запрещен для пищевого применения, т. к. выделяет канцерогенные вещества.

полиэтилен низкой плотности

относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты.

полипропилен

довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид.

полистирол

может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой.

Виды пластмасс и их маркировка

Классификация полимеров

Полимеры

БиополимерыОрганические полимерыНеорганические полимеры

Т.е. __________________________Примеры:

______________________________1.___________________

Примеры:ВолокнаПластмассы2.___________________

1.____________________это____________________________________это________________________________3. ___________________

2.____________________________________________________________________________________________4.___________________

3.____________________________________________________________________________________________5.___________________

4._____________________________________________________________________________________________6.___________________

5. ____________________7.___________________

природныехимическиетермопластытермореактопласты

или______________________или___________________

______________________________________________

______________________________________________

Примеры:Примеры:Получают из________Получают из_____Примеры:_______________Примеры:

______________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________Примеры:__________Примеры:___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Классификация полимеров

Полимеры

БиополимерыОрганические полимерыНеорганические полимеры

Т.е. _природные_Примеры:

_____полимеры___________1._асбест_______

Примеры:ВолокнаПластмассы2._сера пластическая

1.__белки_это__полимеры линейного строения,____это_конструкционный материал, со-3. _оксид алюминия__

2._нуклеиновые кислоты_которые пригодны для изготовлениядержащий полимер и способный при 4графит,алмаз,фуллерен

3._крахмал______________текстильных _материалов________нагревании приобретать заданную5.селен и теллур_

4._целлюлоза_________________________________________________форму и сохранять ее после охлаждения6.красный фосфор

5,6. гликоген, хитин_______7._каолин, слюда_

природныехимическиетермопластытермореактопласты

или термопластичныеили термореактивные

растительногоживотногоискусственныесинтетические__полимеры______полимеры ______

происхожденияпроисхождения______________________________________________

Примеры:Примеры:Получают из природныхПолучают из синте-Примеры:_полиэтилен__Примеры:

Хлопок, лен, джут_____шерсть________полимеров_______тических полимеров___полистирол_ фенолформальдегидные

__копра_____________шелк________Примеры:__________Примеры: капрон____поливинилхлорид___карбамидные и _

___________________________________вискоза_лавсан, энант_____полиамиды_полиэфирные пластмассы

____ацетатное волокно______найлон___

Запишите реакцию полимеризации ПОЛИВИНИЛХЛОРИДА

Запишите реакцию полимеризации ПОЛИПРОПИЛЕНА

ПОЛИМЕРЫ

СТРОЕНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ

ПОЛУЧЕНИЕ

СВОЙСТВА

КЛАССИФИКАЦИЯ

3. Решите задачу. 3.1. Одна семья за год в среднем выбрасывает около 50 кг пластика. Рассчитайте, сколько пластиковых отходов за год накапливается от жильцов девятиэтажного дома, в котором 8 подъездов, а на каждом этаже находится по 4 квартиры. Теперь вы знаете:

Давайте поговорим о проблеме «бессмертного мусора». Лестер Левенсон говорил: «Польза на 15 минут, вред - на столетия». Избавиться от использованного пластика практически невозможно. До недавнего времени существовало лишь два пути решения проблемы захоронения и сжигания пластикового мусора. Для полиэтиленовых изделий в природе не существует микроорганизмов, способных их разрушить. Ученые находят пластик уже в организмах прибрежных океанских морских животных и рыб, откуда для него прямой путь в организм человека.

А почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями Земли»?

Ответ: Для них не находятся подходящие организмы, которые разрушили бы их до простых неорганических соединений, поэтому они почти не участвуют в круговороте веществ. А что происходит с природой, с живыми существами? Какие способы утилизации пластикового мусора вы предложите? Какие экологические проблемы возникают при использовании пластмасс? Как они решаются в нашей стране?

— процесс накопления продуктов из пластмасс в окружающей среде, отрицательно сказывающийся на дикой природе, среде обитания диких животных и людей[1]. Существует очень много видов и форм пластикового загрязнения. Пластиковое загрязнение отрицательно влияет на земную поверхность, водные пути и океаны. Усилия по сокращению пластикового загрязнения предпринимаются в различных регионах и включают в себя попытки снизить потребление пластмасс и поощрение их переработки. Распространение пластикового загрязнения коррелирует с невысокой ценой и долговечностью пластмасс, что определяет высокий уровень их использования человеком

В 2012 году было подсчитано, что существует примерно 165 миллионов тонн пластикового мусора в Мировом океане. По оценкам 2014 года на поверхности океана находится 268 940 тонн пластика, а общее количество отдельных кусков пластикового мусора составляет 5,25 триллионов[10].

В 2017 г. стало известно, что доктор Дженнифер Лаверс выяснила, что пляжи отдалённого необитаемого острова Хендерсон в Тихом океане завалены огромным количеством пластикового мусора, показатели загрязненности достигают 671 объекта на квадратный метр. Это самая большая плотность мусора вне свалок, когда-либо зарегистрированная официально.

Пластиковое загрязнение имеет весьма пагубные последствия для крупных морских млекопитающих. Некоторые морские виды, такие как морские черепахи, были обнаружены со значительной долей пластмасс в желудке. Когда такое происходит, животное обычно голодает, потому что пластмассы блокируют желудочно-кишечный тракт животного. Морские млекопитающие могут иногда запутаться в пластмассовых изделиях, таких как сетки, которые могут нанести вред или убить их.

Более 260 видов животных, в том числе беспозвоночных, как сообщается, либо случайно проглатывают пластик, либо запутываются в пластике. Когда особь запутывается, её движение резко ограничено, что делает его очень трудным для него поиск пищи. Запутанность обычно приводит к смерти или тяжёлым разрывам и язвам[15]. Было подсчитано, что более 400 тысяч морских млекопитающих погибают ежегодно в результате пластикового загрязнения в океанах. В 2004 году было подсчитано, что чайки в Северном море имели в среднем по тридцать кусков пластика в их желудках

Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о производстве, переработке и использовании пластика, прочтение которых, как правило, заставляет задумываться и хотя бы немного поменять свой взгляд на его потребление.

1. За последние 10 лет было произведено больше пластика, чем за предыдущие 100 лет. 2. В большинстве случаев вся пластиковая продукция используются всего 1 раз, а потом просто выкидывается

3. Только 5% пластика идет на повторную переработку.

4. Ежеминутно во всем мире используется около 1 миллиона полиэтиленовых пакетов.

5. Из-за такого большого количества мусора в Мировом океане морские животные и птицы начали «питаться» им. Ситуация дошла до того, что уже у 44% морских птиц и 22% китообразных в желудках находится пластик. Он в свою очередь является частой причиной их смерти.

6. Как известно, пластиковая продукция разлагается от 500 до 1000 лет. Соответственно, весь пластик, который был изготовлен человеком существует и по сей день в той или иной форме (не считая сожженного).

7. Для производства пластиковых вещей используется около 8% всей добываемой в мире нефти.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области