«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам!»
Экологический проект "Весёлый огород"
Вид проекта: познавательно – практический, долгосрочный.
Продолжительность проекта: май – сентябрь 2020 года (5 месяцев).
Участники проекта: воспитатели и дети 4 группы ГКУЗ АО «Северодвинского дома ребёнка».
Актуальность темы проекта: Ознакомление детей с ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе можно осуществлять в летний период, выращивая различные овощные культуры (картофель, кабачок) из семян на грядках, расположенных на территории дома ребёнка. Кроме этого, огород и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у малышей. Это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель проекта: Обогащение знаний детей об окружающем мире через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Обучающие:
- создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях как живых организмах (овощах), условиях, необходимых для их роста и развития.
- Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретённые знания и навыки, знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом и овощами.
- Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни), развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Развивающие:
- Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
- обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
- продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка)
Воспитательные:
- учить бережно относиться к природе; закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт; воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Проектная идея: создать на территории дома ребёнка огород. Посадить вместе с детьми семена кабачков, вырастить рассаду, посадить её на грядки, ухаживать в течение летнего периода. Посадить картошку, окучить её несколько раз, поливать, выкопать, увидев результаты своего труда. Сделать проект сотворчеством воспитателя и детей, радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия «педагоги – дети»:
Дети:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Архангельской области- картошке и кабачках. Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование разносторонних знаний об овощах.
Развитие умений отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Педагоги:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Приобретение семян, контейнеров, земли, удобрений, инвентаря.
- Сбор коллекции семян.
- Подбор книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор иллюстраций, картинок, открыток.
Основной этап:
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода, свет и земля - растений лучшие друзья»;
Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», лото, домино.
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать» (посадка семян на рассаду). Полив, рыхление и прополка растений. Пикировка рассады. Высаживание рассады на грядки. Уход за растениями. Посадка картошки. Окучивание.
Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. Рассматривание семян, иллюстраций.
Опыт «На свету и в темноте».
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино» Загадки, поговорки об овощах и фруктах.Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы».
Рисование «Загадки с грядки». Раскрашивание картинок Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».Аппликация: «Овощи на тарелке»
Драматизация сказки «Репка»
Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».
Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник».
П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
По реализации проекта
"Весёлый огород"
были получены следующие результаты:
- На территории дома ребёнка был создан огород.
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания по созданию условий, необходимых для выращивания овощей.
- Дети получили представления, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
Заключительная часть проекта:
- Сбор урожая.
- Выставка детских работ.
- Презентация проекта "Огород на нашем участке"
Выращивание рассады кабачков:
Посадка картофеля:
Сбор урожая: