Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Музыка его сердца. «Детский альбом»»

Цель • привить интерес к музыкальному творчеству П.И.Чайковского • приобщение учащихся к музыкальной культуре • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку • эмоциональное развитие посредством слушания музыки • воспитание любви к музыке • расширение музыкального кругозора учащихся Задачи 1. Познакомить с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере концертной музыки. 2. Накопление представлений о жизни и творчестве П.И. Чайковского. 3. Знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методические рекомендации

к проведению концерта по творчеству П.И.Чайковского «Музыка его сердца. «Детский альбом»»

Организаторы: Преподаватель по классу фортепиано Шальнова Татьяна Алексеевна, библиотекарь Шестерикова Марина Вячеславовна

Целевая аудитория: Учащиеся и преподаватели музыкального отделения Детской школы искусств.

Тема: «Музыка его сердца. «Детский альбом»»

Продолжительность концерта: 60 мин.

Тип концерта: Лекция-беседа, прослушивание музыкального материала, демонстрация мультимедийного материала.

Цель:

привить интерес к музыкальному творчеству П.И.Чайковского

приобщение учащихся к музыкальной культуре

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

эмоциональное развитие посредством слушания музыки

воспитание любви к музыке;

расширение музыкального кругозора учащихся

Задачи:

Познакомить с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере концертной музыки.

Накопление представлений о жизни и творчестве П.И. Чайковского.

Знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, звуковые  колонки, фортепиано (рояль).

Ход мероприятия.

Мероприятие начинается с видеосюжета о композиторе П.И. Чайковском, подготовленным библиотекарем Шестериковой М.В. и Шальновой Т.А. (продолжительность ролика: 8.50 мин)

Ведущая (Шальнова Т.А.): Добрый вечер уважаемые гости, ребята, коллеги. Сегодня в нашем зале мы собрались прикоснуться к удивительному творчеству П.И. Чайковского. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского – одного из самых любимых композиторов во всем мире. Сегодняшний концерт мы посвящаем его творению - «Детскому альбому». Сегодня учащиеся нашей школы, ваши одноклассники, исполнят произведения П.И.Чайковского. Надеемся, что вас всех затронут звуки фортепианной музыки.

Аз, буки, веди, нам дают наказ, Аз, буки веди, слушайте рассказ О музыке, что приглашает нас В мир детских грёз отправиться сейчас.

Послушать сказки нянины о том, Как под “Камаринскую” в пляс пустился дом. О том, как кукла заболела и тогда С бедою справиться всем мама помогла.

И как солдатики, шагая дружно в ряд, В восторг приводят взрослых и ребят. Где “Полька”, “Вальс”, “Мазурка” так звучат, Что вновь и вновь их слушать каждый рад.

П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.

Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям.

«Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор.

Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

Первые три пьесы:

Господи Боже! Спаси, обогрей:Сделай нас лучше, сделай добрей.Господи Боже! Спаси, сохрани!Силу любви своей нам подари. «Утренняя молитва»

И если для ребят – музыкантов эта пьеса звучит как начало дня ребенка по традиции тех лет с молитвы, то в представлении Петра Ильича это рождение Человека, приход Его в этот мир в ожидании счастья.

1.«Утренняя молитва» исп. Кротова Дарья

Вьюга стонет, тучи гонит К озеру близкому По небу низкому. Тропки скрыло, побелило Кружево нежное, Легкое, снежное. А воробушек, пташка малая, Пташка малая, неразумная, От метелюшки хочет спрятаться, Хочет спрятаться, да не знает, как. И кружит его ветер по небу, И несет его в чисто полюшко, С косогора, в сумрак бора... Горюшко горькое, Бедная пташечка! Вьюга стонет, тучи гонит - Спрятала все пути, Чтоб не пройти. Все кругом бело - снегом замело, Снегом замело все кругом... (В.Лунин)

Композитор отображает музыкальными приемами картину зимнего утра, а поэт, прослушав музыку, пишет картину зимнего утра стихами.2. «Зимнее утро» исп. Родионова Валерия

В пьесе «Мама» звучат и нежность, и радость, и Любовь!«Я так я люблю тебя!Мне нужно, чтобы тыИ в час и в день любойВсегда была со мной …» (В.Лунин)3. «Мама» исп. Мухутдинова Дина

Неправда ли, ребята, удивительно проникновенная красивая музыка.

Следующие две:

«Я на лошадку свою златогривуюСел и помчался по дому, по комнатамМимо стола, этажерки и тумбочки,Мимо кота, на диване лежащего, Мимо сидящей с вязанием бабушки, Мимо мяча и коробки с игрушками …»

4. «Игра в лошадки» исп. Егоров Михаил5. «Марш деревянных солдатиков» исп. Слинков Аскар

«Марш деревянных солдатиков» - пьеса с чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как - будто видим игрушечных солдатиков, идущих тесным строем под сухую дробь барабанщика.

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Трилогия о кукле исполняет Черных Валерия

6. «Новая кукла»7.«Болезнь куклы» 8. «Похороны куклы»

В этих зарисовках затронуты самые трогательные чувства маленькой девочки. Показана любовь к своей игрушке и трагедия в сердце ребёнка.

Три иностранных танца сгруппированных вместе. Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка». Кружение вальса сменяется веселой «Полькой», и продолжается мазуркой.

Вальс один из любимейших жанров П.И. Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения.

Похолодели лепесткиРаскрытых губ, по-детски влажных, –И зал плывёт, плывёт в протяжныхНапевах счастья и тоски.Сиянье люстр и зыбь зеркалСлились в один мираж хрустальный –И веет, веет ветер бальныйТеплом душистых опахал. (И. Бунин)

9. «Вальс» исп. Гирфанов Камиль

Сейчас мы прослушаем «Польку» - танец изящный и веселый с задорным юмором.

Мишка с зайкою ловко топаютИ ладошками громко хлопают,Громко хлопают …

10. «Полька» исп. Морозов Кирилл

И следом прозвучит «Мазурка» задумчивая и элегическая.

А вот мазурка зазвучала!Мазурка – танец хоть куда!Задорный легкий и веселый,Прошу на танец, господа!11. «Мазурка» исп. Самсонова Дарья

Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».

«Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас -Под камаринскую все пустились в пляс.Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.Пляшет бабка, пляшет дед,Пляшет братик и сосед

12. «Камаринская» исп. Аширова Алина

Русская песня

В ручеёк брось цветок –Унесёт его поток.Спой мне песню соловей –Станет сердцу веселей.

13. «Русская песня» исп. Шайдуллина Карина

14. «Мужик на гармонике играет» исп. Салахов Инсаф

А теперь отправимся в путешествие по Европе: «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки. Композитор много путешествовал и по России и загранице.

Виктор Лунин так описывает в своих стихах эту мелодию:

“Прекрасны здесь небеса!

Прекрасны птиц голоса!

Льет солнце с высоты

На эту землю мягкий свет,Лучше нашей Италии нет!”

Бывая в какой - либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии.

15. «Итальянская» исп. Морозов Кирилл

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу.

«Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины. Послушайте…

16. «Старинная французская песенка» исп. Сунгатуллин Раниф

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,Не расстанусь я с тобою,Мой Неаполь, никогда.Здесь все вокруг мое -И дали неоглядные, и здания нарядные,И улочки недлинные, и площади старинные,И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

17. «Неаполитанская песенка» исп. Маслова Валерия

«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки.

18. «Немецкая песенка» исп. Бикмин Булат

Следующие пьесы напоминают детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Давайте послушаем.

«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

19. «Нянина сказка» исп. Алексеева Алёна

«Баба Яга». Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«… КтоТам?Кто там летит над землей?ЧейТам слышится хохот и вой?Это Баба-Яга, костяная ногаНад землею кружитТемный лес сторожит …»

20. «Баба Яга» исп. Гиниятуллина Алина

«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Послушайте, ребята. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

21. «Сладкая грёза» исп. Трифонова Екатерина

А вот ещё одна миниатюра. «Песнь жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями.

«Здесь, над землей, Мой дом родной,Здесь жизнь моя,Здесь счастлив я,И потому пою я».

22. «Песнь жаворонка» исп. Лаврентьева Анастасия

Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни – «Шарманщик поёт».

23. «Шарманщик поёт» исп. Хабибуллина Карина

«В церкви». Эта пьеса призывает «развить в себе великий дар прозрения в Единство Человечества». Музыка вызывает в памяти строки А.С. Пушкина:«Благословен и день забот,Благословен и тьмы приход…»В этой пьесе нет борьбы, тревог, отчаянья, как в пьесе «Зимнее утро». Здесь Чайковский обращается к канону вечернего Богослужения.

24. «В церкви» исп. Бойко Мария

«Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах.

Теперь попробуйте ответить на вопросы. (Диалог с детьми)

Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?

Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?

Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения.

Содержание альбома передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы.

Наша лекция - концерт подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

До новых встреч!

Литература:

Чайковский П.И. – «Детский альбом».- Москва: фортепианный цикл из 24 пьес. Изд. «Скорпион». Г.Ф. Полиграфресурс. 1994 г.

Малинина И.В. – «П.И. Чайковский «Детский Альбом» соч. 39. Методическая разработка и рекомендации к исполнению в помощь преподавателям ДМШ. Москва – 1993 г.

Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г.

Стихи Виктора Лунина к «Детскому альбому»

Ресурсы для мультимедийного ролика:

/

Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.:1972

Большой энциклопедический словарь. Музыка. – М.:1998

Попурри на балеты П.И.Чайковского (mp3)

Романс «Мой гений, мой ангел, мой друг» муз. П.Чайковский, сл. А.Фет, исп. Д.Хворостовский (баритон) (mp3)

Хоровая капелла КГУ - П.Чайковский. «Ангел вопияше» (mp3)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области