Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по робототехнике для детей 6-7 лет

Цель программы – формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов. Задачи программы Обучающие -формировать и закреплять представления о роботе, способах конструирования из деталей конструктора. Развивающие -расширять кругозор об окружающем мире, обогащать эмоциональную жизнь детей, развивать художественно-эстетический вкус - развивать психические процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и приемы умственной деятельности анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение - развивать и закреплять регулятивную структуру деятельности целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью - развивать сенсомоторные процессы глазомера, руки и прочих через формирование практических умений -создавать условия для творческой самореализации и формирования успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Воспитывающие -формировать представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1. Пояснительная записка.

Одной из приоритетных зада федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является интеллектуальное и творческое развитие детей. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический конструктор нового поколения.

Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Цель образовательной деятельности — удовлетворить естественное любопытство и любознательность детей, их потребность в игре и новых впечатлениях, желание работать руками, стремление познать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике. Все это необходимо для решения задач ФГОС ДО по познавательному развитию воспитанников, развитию любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению познания, развитию воображения и творческой активности.

Дети, как правило, активно участвуют в исследовательской, экспериментальной, поисково-познавательной деятельности, которая перетекает в игровую, и наоборот. В процессе этой деятельности формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и с взрослыми, расширяется кругозор. Важно, чтобы это проходило в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх. Организовать такую деятельность можно с использованием образовательного конструктора.

Особый интерес для детей представляет создание творческих моделей роботов различного назначения. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Конструирование роботов с детьми 6 — 7 лет — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника».

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и призвана помочь организации увлекательных совместных занятий с детьми.

Цель программы – формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

Задачи программы:

Обучающие:

-формировать и закреплять представления о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.

Развивающие:

-расширять кругозор об окружающем мире, обогащать эмоциональную жизнь детей, развивать художественно-эстетический вкус;

- развивать психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать и закреплять регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

-создавать условия для творческой самореализации и формирования успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие:

-формировать представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6 - 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в подгрупповой форме во второй половине дня. Продолжительность занятий с каждой группой - не более 30 минут.

Работа с родителями.

Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

Формы подведения итогов реализации программы.

- Организация фото выставки детских работ.

- Проведение конкурса на лучшую детскую конструкцию робота.

Учебный план.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Время занятия 30 минут.

Форма организации обучения

Количество занятий в год

Длительность занятий в год

Конструирование по образцу

26

13 ч.

Конструирование по модели

12

6 ч.

Конструирование по условию

6

3 ч.

Конструирование по замыслу

10

5 ч.

Конструирование по наглядным схемам

6

3 ч.

Диагностика

4

2 ч.

Всего:

64

32 час

Критерии оценки достижения детей

На начало прохождения курса:

Недостаточно развито конструирование роботов различного назначения;

Недостаточно владеет основами моделирующей деятельности;

Недостаточно развито ориентирование «направо», «налево», «по диагонали»;

Недостаточно развито умение сравнивать и классифицировать объекты по 2-3 свойствам;

Недостаточно сформировано умение выделять «целое» и «части»;

Недостаточно сформировано умение придумывать свои конструкции роботов, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану;

Недостаточно развита умение выявлять закономерность;

Недостаточно развито умение считать и сравнивать числа от1 до 20.

На конец прохождения курса:

Улучшено умение конструировать роботов различного назначения;

Развито умение владеть основами моделирующей деятельности;

Развито умение ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;

Сформировано умение сравнивать и классифицировать объекты по 2 - 3 свойствам;

Сформированы понятия «целое» и «части»;

Сформировано умение придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы-рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану, получать задуманное;

Развито умение выявлять закономерность;

Развито умение считать и сравнивать числа от 1 до 20.

Планируемый результат конструкторской деятельности направлен на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.

Условие реализации программы и ресурсное обеспечение.

Формы контроля

- Наблюдение

- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников

- Практический контроль

- Рейтинг готового изделия

- Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая – май.

Для мониторинга результативности работы по программе разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

Диагностика осуществляется по двум направлениям:

• Педагогическая ( на усвоение программного материала)

• Психологическая (на определение уровня развития необходимых психических функций)

Педагогическая диагностика усвоения материала

6 - 7 лет.

№ п/п

Фамилия, имя, возраст ребёнка

Ознакомление со свойствами строительного материала

Составление схем предметов с различных позиций

Конструирование по замыслу

Узнавание деталей по их изображению

Воспроизведение конструкции по схеме-развёртке

Уровни усвоения материала

Низкий: не узнают детали по их изображениям на схемах - развертках, дополняют их случайно выбранными фигурками, помощь воспитателя используют во всем; допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке; не принимают условленную пространственную позицию: при изображении предмета путают «вид сверху» с изображением верхней части схемы представленной как «вид сбоку»; самостоятельно придумывают тему конструирования, предварительную схематическую зарисовку не используют; осуществляют поиск конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом.

Средний: дети узнают на развертках 2-3 детали и находят недостающую фигурку для развертки; используют помощь воспитателя; допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют; при самостоятельном выполнении заданий допускают ошибки, которые исправляют с помощью взрослого; самостоятельно находят тему конструирования, используют общую схему предмета; способы конструктивного решения находят в результате практических поисков.

Высокий: дети узнают на схемах-развертках все детали и правильно дополняют эти схемы недостающими элементами; воспроизводят конструкцию правильно и без помощи со стороны, умеют занять разные позиции по отношению к объекту изображения; самостоятельно создают развернутые замыслы конструкций; используют в работе расчлененную схему предмета.

Для реализации Программы используется отдельное помещение, оборудованное конструкторами нового поколения ТехноЛАБ.

В работе с детьми используются:

демонстрационная доска,

технические средства обучения (ноутбук, проектор, мультимедийные устройства),

презентации и тематические учебные фильмы,

технические карты,

наглядно – демонстрационный материал.

Образовательный робототехнический модуль предназначен для изучения основ робототехники, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества учащихся. Способствует освоению базовых навыков в области проектирования и моделирования объектов, направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике.

Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и предназначается  для проведения занятий в группах детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

 Преимущества модуля:

•  Возможность конструировать не менее 25 подвижных моделей роботов.

•  Использование уникальных крепежных элементов и передач.

•  Наличие специализированного инструмента для сборки.

•  Наличие уникальных материалов и пособий для преподавателя.

•  Наличие наглядных инструкций для учащихся.

•  Наличие иллюстрированных материалов, демонстрирующих различные физические принципы.

•  Развитие у учащихся моторики, усидчивости и трудолюбия, а также тяги к исследовательской и проектной  деятельности.

Состав базового робототехнического набора:

Приводной модуль – 1 шт. Приводной модуль представляет собой электромеханическую сборку на базе двигателя постоянного тока и понижающего редуктора, аккумуляторного отсека для батарей типа АА, кнопочного модуля для коммутации питающего напряжения. 

Специализированный инструмент для сборки – 2 шт. Инструмент позволяеть осуществлять соединение и разъединение заклепочных соединений.

Модуль состоит из пластиковых деталей и крепежных элементов. В состав модуля входит: 460 деталей (перфорированные пластины из высококачественного пластика); 145 деталей (конструктивные элементы и переходные фланцы, элементы механических передач, шкивы и шарниры); 20 деталей (перфорированные пластины в форме четверти окружности; 5 деталей (полусфера с перфорированными отверстиями); 20 деталей (перфорированная пластина в форме окружности); 20 колес с резиновой покрышкой; 30 эластичных резиновых жгутов; 670 различных комплектов заклепок для реализации фиксированных и подвижных шарнирных соединений.

Содержание программы.

Обучение основывается на следующих принципах:

• Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка)

• Сотрудничества и сотворчества

• Доступности и наглядности

• Систематичности, последовательности, повторяемости, постепенности (от простого - к сложному)

Обучение осуществляется по 4 этапам:

1. Подготовительный

2. Конструирование с использованием информационно-коммуникативных технологий

3. Конструирование с использованием робототехники

4. Познавательно-исследовательская деятельность

Формы организации занятий:

1. Конструирование по образцу

2. Конструирование по модели

3. Конструирование по условиям

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

5. Конструирование по замыслу

Главная цель занятий - научить детей наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.

При системном использовании образовательного конструктора происходит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательный конструктор позволяет охватывать определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.

Познавательное развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие включает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Структура занятия.

Мотивационно-ориентировочный этап.

1.Организационный момент:

Взрослый подготавливает конструктор и прочие необходимые материалы для занятия. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как и с каким элементом конструктора работать. Постановка задачи: что мы хотим изобрести?

Поисковый этап.

Рассказ-показ.

Взрослый показывает-рассказывает историю. Дети могут, отвечая на вопросы, придумывая, помогают создать эту историю. В итоге у детей складывается образ предмета, который будет воспроизводиться из деталей конструктора. Также активно можно использовать загадки, для стимулирования познавательного интереса дошкольников.

Первая часть занятия представляет собой совместное обсуждение того, как решить поставленную задачу, планирование, а во второй части взрослый помогает реализовать намеченное.

Уточнение задачи: что должно уметь наше изобретение?

Прежде чем приступать к решению задачи, необходимо ответить на вопросы:

Как можно играть с изобретением?

Каковы функциональные возможности и вариативность игры, конструктора?

Что демонстрирует изобретение? Какие способы игры предусматривает?

Практический этап.

Выполнение работы.

Решение задачи.

Для простых задач — предложить варианты решения. Для сложных задач — ответить на вопрос: «Из чего должно состоять наше изобретение и каков должен быть его принцип действия, чтобы оно «умело» делать то, что мы хотим от него получить?»

Изготовление рабочего чертежа общего вида изобретения — проекта.

Изготовление опытного образца.

Испытание опытного образца.

Коррекция чертежа и опытного образца.

Дети делают свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы.

Выполнение работы состоит из нескольких частей:

Отбор необходимых деталей для создания модели;

Обсуждение цвета основных деталей (например: цвет крыльев бабочки);

Пошаговая работа с деталями;

Оформление работы (добавление сюжетных элементов, например: корм для белки);

Проверка модели (в движении, в правильности конструкции)

Рефлексивно-оценочный этап.

Просмотр работ, обсуждение.

Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в общую игру, в которую каждый может поиграть.

Испытание скорректированного опытного образца.

При организации и проведении занятий используется система формирования  творческого конструирования, состоящая из трех частей.

Этапы формирования творческого конструирования:

Организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом.

Экспериментирование с материалом вне постановки каких-либо задач – вначале с деталями конструктора, а затем с набором блоков разной конфигурации, составленных взрослым из этих деталей.

Решение с детьми проблемных задач двух типов:

на развития воображения:

Задачи на достраивание блоков – каркасов разной конфигурации в форме загадок типа: «Это недостроенная фигура, подумай и скажи, что я начал строить и дострой»;

на формирование обобщённых способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом).

Новые образы строятся способом «опредмечивания» (создание новых целостностей на одной основе) или способом «включения» (использование заданной основы в качестве детали разных ценностей).

Организация конструирования по собственному замыслу.

Новизна тематики и содержание конструкции – в богатстве замыслов и оригинальности способов их реализации, в умственной активности, которые проявляются в поисках разных вариантов решения и т.п.

Большинство занятий можно построить по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводится организационному моменту, затем следует само занятие, в котором можно выделить три этапа работы.

Методическое обеспечение программы:

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование деталей конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Практический

Словесный

Проблемный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Октябрь:

1 и 2 занятие: «Знакомство с образовательным конструктором». Определение степени знакомства с конструктором, нахождения сходства и отличия от других конструкторов. Индивидуальные беседы о разных видах конструктора и роботов. Знакомство с названием деталей. Техника безопасности и правила поведения на занятии.

3 и 4 занятие: «Собираем фотоаппарат». Загадка о фотоаппарате. Картина на экране интерактивной доски, просмотр небольшого мультфильма про фотоаппарат. Вопросы по мультфильму. Рассмотреть особенность конструкции фотоаппарата. Игра малой подвижности «Сделай кадр».

5 и 6 занятие: «Собираем подводную лодку». Чтение стихотворения Г. Дядиной «Подводная лодка». Обсуждение стихотворения. Рассматривание подводной лодки на интерактивном столе: строение, особенности, отличие от других водных видов транспорта. Дидактическая игра «Найди пару».

7 и 8 занятие: «Собираем робота по условию». Чтение отрывка стихотворения В.Лунина «Робот». Беседа с детьми, зачем нужны роботы, какие они могут быть, что могут выполнять. Интерактивная игра "Микросхема для робота».

Ноябрь.

1 и 2 занятие: «Собираем лебедя». Загадка про лебедя. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Белый лебедь». Рассматривание картин про лебедя на интерактивной доске. Сравнение и сходство с другими птицами. Игра малой подвижности «Гнездо и лебеди».

3 и 4 занятие: «Собираем коалу». Просмотр отрывка из развивающего фильма про коал. Обсуждение по просмотренному фильму. Сходство и различие с другими животными. Беседа с детьми про место обитания и питание коал.

5 и 6 занятие: «Собираем белку». Чтение рассказа «Белка». Обсуждение по рассказу. Интерактивная игра «Помоги белке найти бельчат». Рассматривание картин про обитание белок.

7 и 8 занятие: «Собираем пингвина». Просмотр презентации «Пингвины». Беседа с детьми: Где живут? Какие бывают? Что едят? Сходство и отличие разных видов пингвинов. Интерактивная игра «Раскрашивание маленького пингвинёнка».

Декабрь.

1 и 2 занятие: «Собираем робота в виде любого реального животного». Просмотр презентации «Путешествие в зоопарк». Отгадывание загадок про животных. Сравнивание животных. Рисование любого животного на выбор. Дидактическая игра «Мама и детёныш», интерактивная игра «Найди всех животных в зоопарке».

3 и 4 занятие: «Собираем легковой автомобиль». Рассказ воспитателя «История легкового автомобиля». Рассматривание картин разных автомобилей. Нахождение сходства и различия между разными автомобилями. Игра «Чей автомобиль быстрее доедет до города».

5 и 6 занятие: «Собираем автобус». Просмотр презентации «История автобуса». Обсуждение по теме презентации. Интерактивная игра «Собери все части автобуса». Игра малой подвижности «Автобус и пассажиры».

7 и 8 занятие: «Собираем бульдозер». Просмотр развивающего мультфильма «Бульдозер». Обсуждение после просмотра. Сравнение и отличие от других машин. Назначение бульдозера. Интерактивная игра «Собери из частей машину».

Январь.

1 и 2 занятие: «Собираем самоходные санки». Просмотр презентации «История санок». Чтение стихотворения И.Бурсова «Мои санки». Рассматривание картин разных видов санок. Игра малой подвижности под музыку «Саночки».

3 и 4 занятие: «Собираем самолёт». Загадка про самолёт. Чтение небольших стихотворений. Просмотр презентации «История самолёта». Рассматривание картин разных видов воздушного транспорта. Игра малой подвижности под музыку «Самолёт идёт на посадку».

5 и 6 занятие: «Собираем беспилотник». Просмотр отрывка развивающего фильма о беспилотниках. Сравнение беспилотника с обычным самолётом на основе картин на интерактивной доске. Дидактическая игра «Профессии». Интерактивная игра «Собери беспилотник из частей».

7 и 8 занятие: «Собираем колёсного робота специального назначения». Чтение стихотворений про роботов. Сравнение роботов в стихотворениях. Беседа с детьми: какие роботы бывают, чем отличаются друг от друга. Дидактическая игра «Собери робота».

Февраль.

1 и 2 занятие: «Собираем танк». Беседа с детьми о предстоящем празднике «23 февраля – День защитника отечества». Обсуждение о военном транспорте в годы войны. Просмотр презентации «Такие разные танки». Обсуждение с детьми презентации. Интерактивная игра «Собери танк из нужных деталей».

3 и 4 занятие: «Собираем гусеничного робота специального назначения». Просмотр презентации «Гусеничные виды транспорта». Беседа с детьми по презентации, обсуждение, где какой вид гусеничного транспорта используется и для чего. Интерактивная игра «Найди пару: транспорт и профессия». Игра средней подвижности «Машина, едет, едет, стоп…»

5 и 6 занятие: «Собираем велосипед». Просмотр презентации «История велосипеда». Рассматривание и сравнение разных велосипедов, для чего или кого предназначены. Дидактическая игра «Собери велосипед».

7 и 8 занятие: «Собираем грузовик». Чтение небольших стихотворений про грузовик. Беседа с детьми о назначении этого транспорта. Сравнение его с другими видами транспорта. Экспериментирование «Тяжёлый – лёгкий груз». Интерактивная игра «Собери в грузовик овощи».

Март.

1 и 2 занятие: «Собираем кролика». Загадка про кролика. Беседа с детьми о кролике, его отличии и сходстве с зайцем. Рассматривание картин про кролика, его питание и место обитания. Дидактическая игра «Раскрась все морковки для кролика».

3 и 4 занятие: «Собираем черепаху». Просмотр отрывка из мультфильма «Львёнок и черепаха». Дидактическая игра «Найди одинаковых черепашек». Беседа с детьми про строение и обитание черепах. Раскрашивание домика черепахи.

5 и 6 занятие: «Собираем брахиозавра». Беседа о динозаврах. Обсуждение с детьми о месте обитания, питания динозавров. Рассматривание картины брахиозавра. Нахождение сходства и отличия с другими динозаврами. Интерактивная игра «Собери семейства динозавров».

7 и 8 занятие: «Собираем трицератопса». Просмотр отрывка из мультфильма «Динозавры». Беседа с детьми: сравнение трицератопса и брахиозавра. Интерактивная игра «Помоги трицератопсу добраться до реки».

Апрель.

1 и 2 занятие: «Собираем оленя». Загадка про оленя. Рассматривание картин про оленя, его место обитания, его питание. Игра «У оленя дом большой». Дидактическая игра «Найди в лесу оленей».

3 и 4 занятие: «Собираем краба». Просмотр развивающего фильм «Морские обитатели». Загадка про краба. Рассматривание картины краба. Интерактивная игра «Засели крабиков».

5 и 6 занятие: «Собираем муравья». Загадка о муравье. Рассматривание картин на интерактивной доске «Муравей», «Муравейник», «Такие разные муравьи». Беседа с детьми о времени года, о насекомых которые появились на улице. Рассказы-наблюдения детей о муравьях. Раскрашивание муравья.

7 и 8 занятие: «Собираем колёсного робота специального назначения». Чтение стихотворений про роботов. Сравнение роботов в стихотворениях. Беседа с детьми: какие роботы бывают, чем отличаются друг от друга. Дидактическая игра «Собери робота».

Май.

1 и 2 занятие: «Собираем четырёхногого робота». Просмотр отрывков из мультфильмов «Н, погоди!», «Нехочуха». Обсуждение отрывков с детьми. Сравнение этих роботов. Рисование робота будущего.

3 и 4 занятие: «Собираем шестиногого робота». Просмотр презентации «Такие разные роботы». Беседа с детьми: для чего нужны роботы, какие виды они знают. Рисование своего робота. Предложить нарисовать детям робота с шестью ногами, придумать, где его можно будет использовать. Интерактивная игра «Найди пару». Дидактическая игра «Найди закономерности»

5 – 8 занятие: Диагностика. «Запомни и расставь точки», «Придумай робота», «Придумай игру», «Придумай рассказ», «Чего не хватает на этих рисунках?», «Воспроизведение конструкции по схеме-развёртке», «Узнавание деталей по изображению».

Планирование в подготовительной группе.

Тема

Форма организации обучения

№ занятия

Задачи

Время проведения

Знакомство с образовательным конструктором

Конструирование по образцу

1, 2

Формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей; о способах соединения; о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результаты своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Октябрь

Собираем фотоаппарат

Конструирование по наглядным схемам

3, 4

Формирование представлений о способах работы с конструктором: о видах деталей, о способах соединения; о работе с технологической картой.

Развитие зрительного внимания и памяти; связной речи; развитие логического мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результаты своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Октябрь

Собираем подводную лодку

Конструирование по образцу

5, 6

Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному под-бору необходимого строительного материала.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результаты своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Октябрь

Собираем робота по условию

Конструирование по условию

7, 8

Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результаты своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Октябрь

Собираем лебедя

Конструирование по модели

1, 2

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; расширение кругозора, уточнение представлений о животных и их повадках.

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Ноябрь

Собираем коалу

Конструирование по модели

3, 4

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; расширение кругозора, уточнение представлений о животных и их повадках.

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Ноябрь

Собираем белку

Конструирование по модели

5, 6

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; расширение кругозора, уточнение представлений о животных и их повадках.

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Ноябрь

Собираем пингвина

Конструирование по модели

7, 8

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; расширение кругозора, уточнение представлений о животных и их повадках.

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Ноябрь

Собираем робота в виде любого реального животного

Конструирование по замыслу

1, 2

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей.

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Декабрь

Собираем легковой автомобиль

Конструирование по образцу

3, 4

Повторение чисел в пределах 10-ти; расширение кругозора по видам транспорта; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Декабрь

Собираем автобус

Конструирование по образцу

5, 6

Повторение чисел в пределах 10-ти; расширение кругозора по видам транспорта; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Декабрь

Собираем бульдозер

Конструирование по модели

7, 8

Повторение чисел в пределах 10-ти; расширение кругозора по видам транспорта; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Декабрь

Собираем самоходные санки

Конструирование по модели

1, 2

Повторение чисел в пределах 10-ти; расширение кругозора по видам транспорта; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Январь

Собираем самолёт

Конструирование по образцу

3, 4

Обучение детей строить самолёт, используя в качестве образцов рисунки – чертежи; учить анализировать рисунки, определять тип самолёта, выделять его основные части; выбирать чертёж, вносить изменения, дополнения, т.е. преобразовывать по своему; обучение детей счёту в пределах 15-ти.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Январь

Собираем беспилотник

Конструирование по условию

5, 6

Знакомство с новыми деталями и свободное экспериментирование с ними, развитие самоконтроля – умения реализовывать задуманное.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса, развитие речи.

Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Январь

Собираем колёсного робота специального назначения

Конструирование по замыслу

7, 8

Расширение кругозора дошкольника по функциональным назначениям мобильных роботов.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие творческого воображения.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Январь

Собираем танк

Конструирование по наглядным схемам

1, 2

Обучение работе с технологической картой; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении ременную передачу; повторение чисел в пределах 15-ти.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса, совершенствование графических навыков.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Февраль

Собираем гусеничного робота специального назначения

Конструирование по замыслу

3, 4

Обучение конструированию ходовой части, использующей при движении ременную передачу.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Февраль

Собираем велосипед

Конструирование по образцу

5, 6

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; обучение конструированию ходовой части, использующей три колеса; обучение счёту до 15-ти.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Февраль

Собираем грузовик

Конструирование по наглядным схемам

7, 8

Повторение чисел в пределах 15-ти; расширение кругозора по видам транспорта; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Февраль

Собираем кролика

Конструирование по образцу

1, 2

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Март

Собираем черепаху

Конструирование по образцу

3, 4

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Март

Собираем брахиозавра

Конструирование по образцу

5, 6

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Март

Собираем трицератопса

Конструирование по образцу

7, 8

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Март

Собираем оленя

Конструирование по образцу

1, 2

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Апрель

Собираем краба

Конструирование по образцу

3, 4

Обучение сравнению обобщённой графической модели на основе выделения в реальных предметах функционально идентичных частей; повторение чисел в пределах 15-ти, формирование понятия «масса».

Развитие пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления.

Формирование навыков коллективной работы.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Апрель

Собираем муравья

Конструирование по образцу

5, 6

Обучение конструированию ходовой части, использующей при движении шесть ног; обучение счёту до 20-ти.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Апрель

Собираем колёсного робота специального назначения

Конструирование по условию

7, 8

Расширение кругозора дошкольника по функциональным назначениям мобильных роботов.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие творческого воображения.

Формирование способности оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Апрель

Собираем четырёхногого робота

Конструирование по замыслу

1, 2

Расширение кругозора по видам ходовой части мобильных роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре ноги.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, пространственного воображения, развитие творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Май

Собираем шестиногого робота

Конструирование по замыслу

3, 4

Расширение кругозора по видам ходовой части мобильных роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре ноги или шесть ног.

Развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, развитие речи, развитие творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.

Снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Май

Диагностика

Май

Литература:

1.Кайе, В.A. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие/ В.А. Кайе. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.

2.Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников/ С.В. Коноваленко. — CП6., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 112 с.

3.Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада/ Л.В. Куцакова.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. — 64 с.

4.Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/ Л.В. Куцакова. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. — 64 с.

5.Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / ред.-сост. О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2007. -176с.

6.Никитин, Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. - Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск, Световид, 2009. —216 с.: ил.

7.Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Парамонова. — М.: Издателький центр «Академия», 2002. — 192 с.

8.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [Н.А. Федорова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А. Федосова]. - 2-е изд., исп. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

9.Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опростники) / сост. Е.В. Донецко. - Изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель, 2015. - 318 с.: ил.

10.Основы робототехники: учебное пособие. 5-6 класс/Д.А. Каширин, Н.Д. Федорова. - Курган: ИРОСТ, 2013. - 240 с: ил.

11.Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-7 лет / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. - М: Экзамен,2015. - 280с.

12.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

14. Циновская, С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239,[1] с.

Интернет ресурсы

http://www.doshkolka.ru/ - дошкольный образовательный проект.

zagadochki.ru — каталог загадок по различным группам объектов.

ru.wikipedia.org — свободная электронная энциклопедия.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области