Рекомендации по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.
Воспитатель, имеющий умственно-отсталого ребенка в своей группе, должен применять особый подход в обучении и воспитании. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.
Необходимо повышать самооценку детей, поощрять развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет и многое знает.
Темп подачи образовательного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Обязательно создавать максимально спокойную обстановку на занятиях и других видах деятельности, поддерживать атмосферу доброжелательности. Необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Желательно выслушать каждого желающего.Трудность заданий должна возрастать постепенно, по принципу от простого к сложному.
Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, схем, мнемотаблиц). Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Воспитатель должен побуждать умственно отсталых воспитанников высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в воспитанниках робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу воспитанников в постановке и решении проблемы. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория дошкольников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Воспитатель должен давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления.
Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.