Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность – это не просто определенный объем усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагогам сейчас необходимо организовать воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни принято считать именно период дошкольного детства. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. По мере изменений условий жизни человека, изменении правил безопасности жизнедеятельности, появляется необходимость изучения и обучения им детей. Важным условием будет являться правильная позиция взрослого на каждом этапе работы для предоставления все большей активности и самостоятельности дошкольнику в освоении опыта безопасной жизнедеятельности. Как мы уже указывали выше, многие ученые-педагоги в своих трудах, основываясь на результаты исследований, создали научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. В нашей практике мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учимся обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. Изучив литературу, мы выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их. Многочисленными исследованиями доказано, что процесс обеспечения безопасности состоит из решения трех задач:

1) идентификация опасности;

2) разработка предупреждающих мер;

3) ликвидация возможных последствий.

Безопасность жизнедеятельности взаимосвязана со всеми сторонами жизни человека и находит) и духовной (этическая) сферах жизни. Эту проблему относят к широкомасштабной, для изучения которой необходим большой багаж проявление в финансовой (карьерной), физической (здоровье), семейной (социальная), личной (развлечения и путешествия), интеллектуальной (эмоциональная знаний, так как только при таких условиях появляется возможность в дальнейшем сохранить человеческую жизнь. Необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу, включающая процесс создания в образовательной системе таких мер, которые смогут обеспечить физическую, психологическую и социальную безопасность и которая будет направлена на формирование у воспитанников способности защиты себя и других людей. Специалистами в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста рекомендуется в процессе формирования представлений о безопасном поведении учитывать совокупность основных компонентов:

- информационный компонент включает в себя знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»);

- поведенческий компонент включает в себя умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»);

- эмоционально-волевой компонент представляет собой умение правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»). Основные средства ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту.

- Социальная действительность, которая способна воздействовать на дошкольника. От взрослого в данном случае требуется только быть рядом с малышом и помочь ему накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

- Окружающие ребенка предметы, которые созданы руками человека. Мир предметов разнообразен по свойствам, качествам и функциям. Педагогу лишь необходимо привлекать внимание дошкольника к ним, создать условия безопасного взаимодействия с ними, и лишь только после этого каждый отдельный предмет станет для малыша своеобразным средством познания мира. Необходимо добиваться от каждого дошкольника понимания принципов действия того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: Что? Для чего? Почему? Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности.

- Художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Использование художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

- Дидактические игры. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Игры:

* знакомят дошкольников с источниками опасности в быту;

* позволяют уточнить и систематизировать данные представления; учат различать потенциально опасные предметы;

* способствует формированию представлений о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

* знакомят с необходимыми действиями в случае опасности. Наиболее эффективной формой ознакомления детей с безопасным поведением считается ситуативно-имитационное моделирование. Процесс общения дошкольников в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами позволяют формировать опыт безопасности в быту. При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок использовал в продуктивной деятельности, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

В группе необходимо организовать центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей. Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.

Нельзя обойти стороной метод проектов. Он считается одним из самых популярных и действенных. Метод проекта позволяет строить общение между деть и взрослыми на соучастии в деятельности, – это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. В процессе проектирования дошкольник имеет возможность выступать не только как «заказчик» и «исполнитель», но и как «эксперт». В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Так же общаясь, ребенок удовлетворяет свои потребности в новой информации, новых эмоциях, расширяет свой кругозор, учится проявлять поисковые умения в различных ситуациях.

Обучая детей правилам безопасного поведения, нельзя забывать о взаимодействии с родителями воспитанников. Так, имеется возможность привлечения родителей к активному участию в таких мероприятиях как:

- создание совместных рисунков и поделок для выставок;

- создание совместных рисунков для альбомов;

- организация и проведение дней открытых дверей;

- привлечение к помощи в изготовлении атрибутов для игровой деятельности;

- участие в совместных развлечениях и досугах;

- организация совместных прогулок;

- организация родительских собраний (групповых и общесадовских);

- проведение индивидуальных консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование родителей;

- организация выставок совместных семейных творческих работ;

- проведение цикла консультаций и подготовка информационных бюллетеней.

Заметим, что вовлечение родителей в процесс проектной деятельности способствует включению родителей в сферу интересов дошкольника, совместному поиску решения, достижению цели. Подводя итог проведенному обзору психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что многие исследователи рекомендуют использование игровых методов и приемов по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности. В частности, предлагают организовывать дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, тренинги, вводить игровых персонажей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области