Тема занятия: "Как хлеб на стол пришёл" Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба.Задачи: Познакомить с профессиями людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
корригировать память и мышление на основе рассказа и коррекционных упражнении;
прививать и воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Материал к занятию:
1.Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
2.Разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
3. Мяч
4. Слайды из презентации «Откуда хлеб пришел»
5. Зерна пшеницы, ржи.
6. Контейнер с землёй, лейки, салфетки, тесто, мука.
Ход занятия
I. Орг. начало.
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости! А как встречают гостей?
(Дети здороваются)
- Мы рады гостям, добро пожаловать!
- А как в старину на Руси встречали гостей?
Д: Хлебом, солью.
( воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике говорит приветствие)
Он на блюде расписномС белоснежным рушником,С караваем соль подносимПоклонюсь, отведать просим!
Дорогой наш гость и другПринимай хлеб-соль из рук!
- Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла? Что это?
- Правильно, это хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
Он самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
1.Коррекционно-развивающее упражнение.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб»
(Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения. Например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, белый, горячий, черствый, витаминный, воздушный, ароматный)
- Молодцы! Хлеб бывает разным, но он всегда обязательно полезный и вкусный.
II. Сообщение темы и целей занятия.
- Тема занятия: «Как хлеб на стол пришёл». На занятии вы узнаете какой процесс проходит хлеб, чтобы оказаться на нашем столе, люди каких профессий участвуют в этом процессе, почему нужно бережно относиться к хлебу.
III. Основная часть.
Вводная беседа.
- Ребята, а кто знает, как хлеб пришел к нам на стол?
Дети:- Его покупают в магазине.Воспитатель:- А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?Дети:- Пекут из муки.Воспитатель:- А что такое мука, из чего её получают?Дети: Из зёрен.Воспитатель: - Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
2.Упражнение в нахождении признаков предмета.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное
Воспитатель:- Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?3. Рассказ воспитателя.- Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?Дети:- Тракторист.Воспитатель:- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Воспитатель:- Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?Дети:- Комбайнёр.Воспитатель:- Что же делает комбайн?Дети:- Собирает колосья.Воспитатель:- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?Дети:- На мельницу.Воспитатель:- Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?Дети:- На хлебозавод, пекарню.Воспитатель:- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4.Физкультминутка.
(игра «Собери зёрнышки»).
Беседа о бережном отношении к хлебу.
5. Практическая работа. (посев зерна)
- Ребята, что у вас лежит на столе на тарелочках?
(Ответ детей)
В: Правильно. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите. Какие они на ощупь?
Скажите, какой они формы, величины, цвета?
(Ответ детей: маленькое, твердое, гладкое, посередине бороздка, как две дольки)
В: Вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки. В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся, нужно посадить в землю.
Вот у нас маленькое поле. Я сделаю грабельками поле, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки.
Молодцы. А сейчас я присыплю зернышки землей. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорасти?
(Ответ детей: солнце, дождь, вода, свет)
- Правильно, возьмем лейку и обильно польем наш посев.
(Слайд)
- Ребята, посмотрите, сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков. Какое красивое золотое поле. А это поле останется у нас в классе. А вы будете за ним ухаживать.
6. Упражнение «Задача от гнома Эконома».
Мама дала Наташе 55 рублей и попросила сходить в магазин купить одну буханку хлеба по цене 40 рублей. Сколько сдачи Наташа должна принести маме?
IV. Закрепление.
Упражнение «Расставь картинки по номерам».
V. Рефлексия.
- Что нового узнали на занятии?
- Что на занятии понравилось?
- В чём испытывали затруднение?
VI. Подведение итогов занятия.
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кикнур»
Открытое занятие
3-4 классы
Воспитатель: Яндубаева Е.В., I квалификационная категория
Март, 2020