МБОУ «Новожилкинская СОШ»
Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе «Золотое кольцо России»,
14 апреля 2017 год
Учитель начальных классов: Рженева Надежда Александровна
Учитель географии :Завьялова Галина Антоновна
Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.
Задачи:
1. Познакомить со старинными городами России.
2.Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.
Личностные УУД:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
воспитание чувства любви к родной природе.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);
умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
Ход урока
I. Организационный момент
Создание эмоционального фона
Н.А-- Ребята, мы очень рады видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. Сегодня в нашей школе праздник, к нам приехали учителя со всего Усольского района. Ребята, давайте мы им тоже улыбнёмся. У нас необычный урок и провожу его с учителем географии Галиной Антоновой.
II..Сообщение темы и формулирование целей урока
Прослушайтефрагмент песни и вы узнаете название страны, по которой мы будем путешествовать.( 2 мин.)
- По какой стране мы отправимся в путешествие?
Г.А.- Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по России представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.
Звучат колокола. Выходит князь Владимир.
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы-лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Плёс и Кострома,
Башенки резные,
Чудо-терема.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
недруга разя.
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы Кузнечные,
Улицы Гончарные.
Города старинные
К солнышку лицом
Для России стали
Золотым кольцом.
Здравствуй, честной народ! Я – Князь Владимир Мономах, правитель города, очага русской культуры, жемчужины Золотого кольца.
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Мы побываем в древних русских городах. Каждый город – с многовековой историей, каждый связан с именами великих русских князей. Здесь до сих пор от соборов и церквей дух захватывает!
Итак, наше путешествие начинается.
Звук колоколов (Князь уходит, садится на стул)
- Давайте поставим цель нашего путешествия. Зачем люди отправляются в путешествия?
(Выслушиваются ответы детей) (1 мин.)
. Русь, Россия! Особенно звучит это слово, полное глубочайшего смысла. Это страна с богатейшей историей и традициями, страна удивительных пейзажей. Обширна и многообразна наша страна. Полноводны реки, высоки горы. Прекрасны города, разбросанные по стране — Россия. «Купола России» (отрезок видеоклипа)
Давайте посмотрим на карту, откройте учебники с.86. (Показ карты на слайде через проектор). Найдите в учебнике, что означает «Золотое кольцо России»
«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.(1мин)
III.Постановка проблемы. (1мин.)
Н.А.-Как вы понимаете, что такое кольцо? (Украшение, предмет в форме окружности)
Почему кольцо? И почему Золотое? (Выслушиваются ответы детей)
В конце урока вы сами сможете ответить на этот вопрос.А теперь давайте прочитаем, что предлагает Муравей- Вопросник. С.86 ( один ученик зачитывает)
А что такое достопримечательности? Обратитесь к словарю.
IV. Введение в тему (1 мин.)
Г.А. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. ( Показать на карте)
На уроках истории и географии вы более подробно познакомитесь с историей основания Москвы.
Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.
Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.
Н.А. Мы отправляемся в виртуальное путешествие по этому туристическому маршруту.. Знакомиться с городами Золотого кольца вам помогут маршрутные листы. (1 мин)
Чтобы начать путешествие, каждая группа выберет себе маршрутные листы. В ходе работы вы должны их заполнить. Каждая группа исследует по 3 города, затем нам расскажет.
. Для начала вы изучите названия городов, откуда они произошли, в честь кого или чего они так названы, затем расскажите об исторических памятниках городов, великих людях, которые жили или побывали в городе и приведете интересные факты.
Г.А.-Не забывайте, что в группе работать должен каждый, мнение каждого для нас важно. Время выполнения 5 минут. Можете приступать к работе
V. Работа в группах.
VII. Защита маршрутных листов.(1мин.+1 мин.)
Сергиев Посад, Переславль –Залесский, Ростов. Общее время -16 мин.
Н.А. –VIII Физкультминутка.(1 мин.)
Мы по городу шагаем,
Всё ,что видим называем,
Светофоры и машины,
Школы и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
А теперь продолжаем маршрут.
Г.А.-Подъезжаем к городу Углич. Иногда в Золотое кольцо включают этот город. Что вы можете рассказать об этом городе.
Н.А. –Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Маршрутный лист по этому городу заполняла группа…Вам слово.
IX. Приём арт-терапии по методике доктора биологических наук Л.М. Игольницыной (2 мин.)
-Г.А. –Составить коллаж «Золотое кольцо России» .Реклама плакатов
. Н.А.-Следующий город на Волге, в котором мы остановимся-Кострома,
Г.А.- Многие путешествия по Золотому кольцу, посещают прекрасный город
На Волге-Плёс.
Н.А.- следующий пункт нашего маршрута Суздаль-всемирно известный город-музей.
IX. Закрепление изученного материала.
Игра «Угадай город» (2 мин)
X. Рефлексия ( 1 мин)
Ребята, существует такая традиция: когда человек хочет вернуться в какое-то место, он бросает монету в воду, в реку или море, озеро и верит, что обязательно вернется. Так и мы с вами бросим монетки. На столе стоят девять стаканов, На них написано название города. Если вам захотелось вернуться в этот город, бросьте в этот стакан монету.
В конце урока Князь Владимир вручает буклеты:
Наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось. Но, у каждого из вас есть возможность поближе познакомиться с сокровищницей русской культуры.
На память о городах Золотого кольца, я дарю вам эти буклеты.
XI. Итог урока (2 мин.)
Н.А.- Почему Золотое кольцо получило такое название?
_ О чём расскажете своим родителям?
Г.А.-Самооценка .
Н.А.- Д.З. приготовить презентацию.
Н.А Ребята, вы сегодня большие молодцы!
Г.А. –с вами интересно было работать. До новых встреч!