Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Постановка и исследование реальных проблем в курсе географии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Лариса Николаевна Захарова,

Учитель географии МБОУ «Гимназия№123» г. Барнаул

« Постановка и исследование реальных проблем в курсе географии»

« Научить учиться», а не только получить конкретные знания и умения – такова задача современной системы образования. В качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, за счет того что осваиваются универсальные принципы познания. А учитель становится конструктором новых учебных ситуаций, которые помогут учащимся использовать обобщенные способы деятельности и создать собственный продукт в освоении знаний. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, к расхождению с представлениями научного сообщества. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы учащиеся оказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые представления должны быть явно полезнее старых. Они будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания. Можно кратко сказать, что данные требования выходят за пределы традиционных дидактических принципов и связаны с поисковым характером обучения.

Поэтому к учебному процессу должны быть предъявлены новые требования. Во- первых, он должен побуждать учащихся формулировать и высказывать, имеющиеся у них идеи и представления. Во- вторых, сталкивать учащихся с такими явлениями, которые противоречат имеющимся представлениям. В- третьих, мотивировать учащихся выдвигать альтернативные объяснения и предложения. В- четвертых, давать возможность учащимся обсудить свои предположения в свободной обстановке, лучше в малых группах. И последнее, у учащихся должна быть возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Необходимо вычленить критерии, относящиеся к значимости учебных проблем для учащихся:

Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Учащиеся должны участвовать не только в выборе проблем, но и разрабатывать план действий и пути их решения.

Проблемы должны захватывать большую группу людей, то есть иметь общечеловеческий масштаб.

Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными и представлять интерес для всех.

При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов.

Проблемы должны возникать естественно из опыта и потребностей учащихся.Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую ситуацию. Если же проблемы навязать только для того, чтобы заполнить какой- то пробел в знаниях, то исказится само существо данного подхода.

Для примера. 1. Россия по экономическому развитию входит в десятку самых развитых стран мира, а по ИЧР(индекс человеческого развития) занимает 56 место. Если поставить проблемный вопрос, что я могу сделать для улучшения социальных условий своей страны, эта проблема в принципе не решаема. А если так, что я смогу сделать для улучшения социальных условий своего района? Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о нашем районе? В таком ракурсе она вполне имеет пути решения.

На примере обсуждения этой проблемы остановимся подробнее. Первым этапом является обсуждение в классе. Важно создать обстановку обсуждения, в ходе которого учащиеся называют наиболее существенные, с их точки зрения, характеристики. Проводим упорядочение, исходя из семи показателей общественных условий: экономическое благополучие, занятость населения, доход на душу населения, здоровье населения(физическое и психическое), условия жизни(жилищные условия, экологические, досуг), элементы социальной организации(общественное окружение, преступность, отношение в семье), наличие или отсутствие равноправия, возможности отдыха(доступность, разнообразие в зависимости от пола и возраста)

Учащиеся занимаются сбором информации: находят материал в Интернете, проводят социологические опросы и.т.д. Заранее оговаривается время, за которое учащиеся должны собрать информацию. На следующем этап учащиеся обмениваются информацией. Заслушиваются доклады всех комиссий. Данные представляются в виде карт, схем, презентаций. Далее обсуждаются факты, выявившиеся в ходе исследования. Учащиеся решают работать ли далее над одной, несколькими или всеми задачами. Следует учитывать, что чем больше территория и количество проблем, тем меньше возможности для осуществления практических программ на основе принятых решений.

Возьмем наиболее актуальную дл учащихся проблему – возможность отдыха. Учащиеся нанесли на карту зоны отдыха, соответствующие учреждения, чтобы посмотреть, насколько они доступны разным категориям проживающих.Изучили формы отдыха для разных возрастных групп. В ходе дальнейшего исследования учащиеся выявили, что спортивных площадок не достаточно, а посещение некоторых требует значительных материальных затрат. Детские площадки необходимо благоустроить. Завершающим этапом является подведение итогов. Обсуждение в классе и вынесение согласованного решения. Рассматриваются результаты изученных проблем и ставятся новые вопросы. Учащиеся разрабатывают планы решения этих проблем. Например, пересылают предложения в соответствующие органы власти: в определенные дни на стадионе им. Смертина тренироваться бесплатно, благоустроить и построить(в некоторых дворах) детские площадки, а также организовать субботник по уборке территории микрорайона, приведению в порядок спортивных и детских площадок.

Чтобы ИЧР в России был выше, надо начинать с малого, со своего двора, своего района. Ведь общенациональные достижения всегда зарождаются именно на местном уровне, иногда на самом обычном уроке.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области