Конспект НОД по развитию речи с применением приемов мнемотехники в подготовительной группе
Тема: «Золотая осень»
Разработала воспитатель Кондратьева Татьяна Сергеевна.
Структурное подразделение МБДОУ «Детский сад» № 39 города Камышина.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить названия времен года, осенних месяцев;
2.Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
3.Закреплять основные приметы осени;
4. Обратить внимание на поведение лесных зверей и птиц осенью, изменения с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
5. Обогащать словарный запас
Развивающие:
1. Развивать связную речь с помощью мнемотаблицы;
2. Развивать лексико-грамматические категории;
3. Развивать правильное звукопроизношение;
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
Предварительная работа:
Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок, пословиц, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам».
Оборудование:сюжетные картинки по теме «Осень», корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
(Осень).
II. Основная часть.
Объявление темы.
- Сегодня мы поговорим об осенней поре.
1. Беседа о признаках осени ( использованием мнемоквадратов).
- Обратите внимание как Осень разукрасила листочки, какие они стали нарядные, праздничные. А это волшебное дерево! Давайте назовем признаки осени, опираясь на листочки подсказки. (Дети отрывают с волшебного дерева листочек с мнемосхемой и называют признак осени).
- Молодцы, вы знаете много признаков осенней поры и называете их полным ответом.
- Осень приготовила для нас интересные задания, но чтобы их выполнить нам нужно поделиться на команды. (Дети берут листочки желтого, оранжевого и зеленого цвета и садятся за столы с соответствующим листочком).
2. Отгадывание загадок по мнемосхемам (мнемодорожки).
- Ребята, мы с вами знаем много пословиц об осени, давайте отгадаем пословицы, опираясь на мнемосхемы. Чья команда быстрее и правильно справиться с заданием получает осенний листочек. Победит команда, у которой в конце занятия будет большее количество листочков.
Дети получают схемы пословиц, обсуждают и выбранный ребенок дает ответ.
Пословицы:
В осень и вороны копна хлеба.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Если орехов много, а грибов мало – зима будет суровой.
- Отлично. Все команды знают пословицы об осени!
3. Игра «Подбери действие».
- Следующее задание очень сложное нужно подобрать действие к предмету. Чья команда быстрее поднимет руку и ответит правильно – получает осенний листочек.
- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.
- Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.
- Ветер осенью – дует, задувает, срывает.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
-Мы справились с заданием по подбору действия к предмету.
4. Игра «Составь рассказ об осени» ( с использованием мнемотаблиц).
Каждая команда получает мнемотаблицу, идет обсуждение каждого элемента схемы и выбранный член команды озвучивает составленный рассказ об осени, опираясь на мнемотаблицу.
Какие интересные рассказы мы составили об осени!
ФИЗМИНУТКА: игра «Топай, хлопай».
-Ребята, давайте разомнемся. Вставайте вкруг. Я буду вам задавать вопросы, а вы, если согласны - хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ножками.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки доставать?
-Отлично размялись, присаживайтесь для следующего задания.
5. Игра «Подбери признак».
- А теперь подберем признак к предмету «Какой, какая, какое?»
-Отвечающий правильно зарабатывает команде листочек.
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная. морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
- День осенью (какой?) – пасмурный, дождливый, холодный, солнечный, ветреный, хмурый.
6. Игра «Зашифруй загадку для осени».
- Осень написала разные загадки. Отгадайте их ребята:
Летит, но не птица.
Воеет, а не зверь.( Ветер)
Осенью он часто нужен –
Если льется дождь по лужам. (Зонт)
Она пришла с дождями, листопадом и ветрами. (Осень)
- А давайте эти загадки зашифруем и передадим осени, пусть разгадает.
Детям раздаются мнемодорожки и называются загадки – дети зашифровывают слова в схему.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Подсчет осенних листочков. Награждение победителей.