Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Диагностика развития учащихся в современной школе теория и практика.

Обобщение на основе теории практического опыта диагностики развития учащихся в современной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Диагностика развития учащихся в современной школе: теория и практика.

Современная педагогика рассматривает обучение, воспитание и развития обучающегося как единую систему, которую составляют такие элементы, как: цели, содержание, методы и формы работы, ученик и учитель. Эффективная работа любой системы не возможна без диагностики её состояния, проблем и определения путей их решения.

Диагностика - способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

Педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности обучаемого, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения, направлена на эффективное управление всем учебным процессом.

Педагогическая диагностика – понятие более ёмкое, чем проверка знаний, умений и навыков учащихся. Проверка только определяет результаты, но не объясняет их. Диагностирование включает в себя контроль, оценивание, накопление данных, их анализ и определение способов достижения наилучших результатов, выявляет динамику и тенденции образовательного процесса.

В соответствии с тремя функциями учебно-воспитательного процесса выделяются основные сферы диагностики: образование, обучение и воспитание:

В сфере образования с помощью диагностики определяется уровень развития личности, овладение ею устойчивой системой обобщенных знаний о мире, о своем месте в нем, т.е. знаний в широком смысле этого слова.

В сфере обучения диагностируют уровень овладения конкретными знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в образовательном учреждении.

В сфере воспитания диагностика выявляет уровень сформированности эмоциональных, моральных качеств личности или группы учащихся.

Объектом педагогической диагностики является учащийся, а также коллектив.

Педагогика предлагает большой выбор методов диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ работ.

В педагогической практике опытный и умелый педагог также в начале своей работы со школьником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных проявлений, их характер. На основе этого он и прогнозирует возможности развития подростка и коррекции его проблем.

В современной школе при организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: его уровень обученности и уровень обучаемости.

Обученность – характеристика актуального развития, того, чем уже располагает ребёнок, обучаемость – характеристика его потенциального развития. Обучаясь в одном классе с одним и тем же преподавателем, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. Но достижение базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки непреложно для каждого.

Для определения уровня обученности (уровня развития) и уровня обучаемости (потенциальных возможностей развития) за годы работы у меня определился целый комплекс необходимых действий. Эта педагогическая диагностика для меня очень важна, провожу её каждый раз, когда начинаю вести уроки математики в 5 классе после начальной школы или в любом классе при изменении распределения классов по нагрузке.

Все диагностическую работу можно разделить на 2 группы:

1 группа – сбор информации и консультации с классными руководителями, прежним учителем математики. Хорошо, если в школе налажена работа психологической службы. Рекомендации психолога очень важны, особенно в части определения причин затруднений в учёбе и потенциальных возможностей развития каждого обучаемого.

2 группа – моя работа и как педагога вообще, и как предметника в частности. Она включает в себя:

наблюдение за поведением в школе и работой по предмету каждого ученика и их анализ;

проведение и анализ результатов диагностических работ по учебному материалу в начале учебного года, за полугодие и по итогам года.

Диагностика в начале учебного года служит выявлению уровня знаний, умений и навыков и развития учащихся. Она проводится, чтобы определить знания важнейших элементов курса предшествующего учебного года, помочь учителю верно спланировать предстоящую работу, сочетая её с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов.

Учащимся этот вид проверки дает возможность мобилизовать уже имеющиеся знания и опыт для успешного усвоения нового материала.

Основные функции этого вида диагностики – контролирующая и корректирующая.

Итоговая диагностика проводится в конце первого полугодия в конце учебного года. Целью каждого итогового диагностирования является определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

К итоговой диагностике относится и государственная (итоговая) аттестация выпускников, которая представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Уже после анализа результатов выполнения диагностических работ в начале учебного года и консультаций с учителями и психологом можно говорить о личностно-ориентированном подходе к детям. По результатам комплексного анализа класс условно (только для занятий математикой, для меня) делится на 3 группы, члены которых близки по способностям, интересам, навыкам и умениям, а иногда по психическому состоянию: дети с низким уровнем обучаемости (1 группа), со средним уровнем (2 группа) и с высоким уровнем (3 группа).

Разделение на группы – не догма. Наблюдая каждый день за ребятами, анализируя весь комплекс информации по следующему итоговому тестированию, учитывая динамику уровня обучаемости, мы всегда можем корректировать состав групп.

Так воплощается технология уровневой дифференциации в каждом конкретном классе. Учитель может реализовать только внутриклассную (внутреннюю) дифференциацию, необходимость использования которой очевидна на всех ступенях обучения с 5 по 11 класс. В современной общеобразовательной школе без применения уровневой дифференциации не обойтись.

Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его опыта.

Вот некоторые способы реализации уровневой дифференциации, применяемые мной на уроках.

1. Дифференциация по времени выполнения заданий и объему учебного материала. Учащимся 1 группы, медлительным необходимо выделять больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2 и 3 групп за то же время выполняют дополнительное задание, более сложное или нестандартное.

2. Дифференциация по уровню сложности заданий. Варианты: карточки с заданиями разного уровня сложности, в том числе с разной степенью подробности ответов, разные по уровню задания из учебника.

3. Дифференциация учебных заданий по степени творчества. Уже много раз убеждалась, что учащиеся 1 группы не могут самостоятельно выполнять цельные творческие работы, в лучшем случае – их фрагменты, часто не связанные друг с другом.

4. Дифференциация работы по дозированию помощи 1 группы при выполнении самостоятельной работы. Это может быть: образец оформления задания, карточки с вопросами – подсказками, задания с вписыванием ответов, частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. Задания даю всем учащимся одинаковые задания, но 1 группа работает под моим руководством, а остальные – самостоятельно.

6. Дифференцированная домашняя работа. Группе 1 предлагаются задания обязательного уровня, 2 – те же + более сложное из учебника, 3 – задания 2 группы + не из учебника, в старших классах – из пособий для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.

7. Дифференцированная помощь учителя при работе в классе.

8. Ребята из 1 группы чаще всего нуждаются в похвале учителя больше, чем более уверенные в себе одноклассники из 2 и 3 групп, нужно помнить об этом учителю.

9. Дифференциация на уроках геометрии. Универсальной формой работы на уроках геометрии считаю решение задач по готовым чертежам. Если 2 и 3 группы учащихся осваивают и задачи на построение чертежей по условию, то детям из 1 группы это даётся очень трудно. Им может помочь использование рабочих тетрадей, в которых в задачах на построение чертежей сложность нарастает малыми темпами, поэтапно и даёт возможность каждому разбираться с построением на своём уровне, или самостоятельно, или с помощью одноклассника или учителя.

Работая с учениками, убеждаюсь, что эта технология помогает создавать условия комфортности, даёт возможность выбора уровня освоения, форм работы. Для меня важно, что можно не усреднять уровень знаний учеников, а работать со всеми, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста. Большой проблемой остаётся подготовка и архивирование огромного количества заданий разного уровня, подбор материала в учебниках и дополнительной литературе.

Список литературы.

1) Педагогика и психология: учеб. пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. – 233 с.

2) Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – Спб.: Питер, 2008. – 240 с.

3)Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 240с.

4) Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

5) Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

6) Педагогическая диагностика http://www.paidagogos.com/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области