Формирование общих компетенций
студентов профессиональной образовательной организации на уроках математики
Во все времена математика имела огромное значение в формировании стиля мышления обучающегося, и на сегодняшний день-время внедрения
Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, это не утратило свою значимость. С переходом на стандарты нового поколения, которые разработаны с позиций компетентностного подхода в образовании ,вопрос повышения качества обучения математике приобретает особую актуальность.
Весь учебный процесс ориентирован на достижение задач учебной дисциплины математика, выраженных в форме общих и профессиональных компетенций, освоение которых является результатом обучения по той или иной специальности педагогического колледжа.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования определяет следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность обучающихся
Общие компетенции ОК 1-6 в основном совпадают по всем специальностям педагогического колледжа, что подчеркивает их метапредметный характер.
Необходимым условием формирования общих и профессиональных компетенций специалиста является владение теоретическими знаниями, практическими умениями и опытом деятельности. Данные компоненты учебной деятельности формируются на лекционных и практических занятиях с использованием современных педагогических технологий (групповая, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение), с использованием активных методов обучения ( практикумы, семинары, метод проектов, решение ситуативных задач, интеллектуальные игры)
Методы активного обучения позволяют включать обучающихся в результативную деятельность по следующим этапам:
1 этап- первичное погружение в учебную проблему. Практикую лекции, лекции с элементами проблемного изложения, учебные дискуссии, лекции – презентации.
2 этап- поиск решения учебной проблемы, выдвижение гипотез. Использую такие методы как коллективная мыслительная деятельность, групповом и парное взаимодействие, индивидуальное проектирование.
3 этан- прогнозирование собственной деятельности в решении учебной задачи. На данном этапе обучающиеся с помощью выстроенного алгоритма проектируют ход решения учебной проблемы, дают ее логическое обоснование
4 этап- коррекция учебных действий, которая предполагает исправление допущенных ошибочных действий с помощью рациональных приемов, разных подходов к решению задачи, контрпримеров.
5 этап- формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (выполнение проектов по предметам математического цикла, участие в интеллектуальных конкурсах, научно- практических конференциях, внеклассной работе по предмету).
Большая роль при изучении математических дисциплин отводится самостоятельной работе студентов, ее планирование связано в основном с формированием общих компетенций обучающихся, предлагаю студентам следующие виды самостоятельной работы, где лучше всего отследить компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения.
Виды самостоятельной работы | Формируемые компетенции |
Изучение, конспектирование | ОК 1,2,4,5 |
Подготовка презентации | ОК 4,5 |
Подготовка и защита проектов | ОК 1-5 |
Составление глоссария | ОК 1,2,4,5 |
Подготовка реферата | ОК 1,2,4,5 |
Наиболее эффективной формой для формирования общих и профессиональных компетенций считаю учебные проекты, в основе которых лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Результаты проектов студенты представляют на итоговых занятиях или на научно-практических конференциях колледжа.
Развитие компетенций студентов осуществляется и в сфере самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмическими предписаниями, основным понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации (в ряде математических задач - проблема, которую надо решить), составлять самостоятельно алгоритмы действий. При изучении разделов геометрии развиваются компетенции: владение измерительными навыками, использование универсальных учебных действий при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин. Применение вероятностных, статистических методов познания вырабатывается при изучении раздела «Основы теории вероятностей и математической статистики». Развитие исследовательских умений и навыков формируется при решении заданий повышенного уровня или олимпиадных задач. Владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез. Выявление причинно следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умение генерировать идеи и определять средства для их решения, все это является составными частями познавательной компетенции студента.
Средствами математики можно развивать у студентов общие компетенции, призванные помочь обучающемуся стать не только конкурентоспособным специалистом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.