Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Дуэт, как форма работы с двухголосием"

Цель -развивать гармонический слух, навыки чистого интонирования Задачи в работе над дуэтами -познакомить с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению кругозора учеников, повышению их общего музыкального уровня -добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха -выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой - воспитание у учащихся чувства ансамбля, умения слышать себя и партнера - стремление к художественному единству при исполнении.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дуэт, как форма работы с двухголосием

Немного истории

Дуэт - это ансамбль из двух участников, или вокальное произведение для двух голосов с аккомпанементом. В переводе с итальянского duetto или латинского duo понятие обозначает «два». Дуэты являются неотъемлемой частью оперы, кантаты, оратории, оперетты. В оперетте этот ансамбль - самый популярный вид вокального исполнения. Дуэт в опере как оперный номер, дуэт встречается, начиная с 17 века, в основном в конце актов. Но в то время этот вид вокального ансамбля был достаточно редким явлением. С 18 века, дуэт - это обязательный номер в опере-буффа (комического характера) и опере-сериа (большом серьезном представлении). Вместе с развитием оперного жанра происходила и эволюция понятия. Иногда из законченного по форме цельного произведения, дуэт превращался в драматическую сцену. Специфика оперного ансамбля состоит в том, что он даёт возможность создать конфликтную ситуацию, показать не только развитие действия, но и столкновение разных характеров. Именно поэтому он иногда используются в кульминационных и завершающих моментах оперного действия. В отличие от сольного пения, дуэтная форма исполнения наиболее эффектна. Она позволяет добиваться более яркого впечатления. Ведь особенностью человеческого слуха является не только способность одновременно воспринимать несколько мелодий, но и понимание их взаимосвязи.

Дуэт в камерной вокальной музыке

Дуэт можно рассматривать и как самостоятельный жанр камерной вокальной музыки. В этом качестве он утвердился в середине 17 века. Расцвет камерного вокального дуэта происходит в творчество И.Брамса и Р.Шумана. Это происходит в 19 век. К этому времени данная форма исполнения становится продолжением сольной камерной вокальной музыки. петь дуэтом

Процесс развития дуэта

Изначально пение вдвоем использовалось как усиление мелодической линии. Дуэты часто строились на параллельном движении голосов, а композиторы не стремились к самостоятельности каждого из них. Как правило, в этом случае представлялся один образ и одно эмоциональное состояние. Со временем петь дуэтом стали иначе. Он претерпевает изменения. Композиторы начинают дублировать мелодию не в унисон, а в октаву. Таким образом, этот приём создаёт в музыке ощущение пространства. Однако это не способствует свободе и раскрепощению голосов. Следующий шаг в развитии дуэта – полифонизация фактуры. Именно в этом случае голоса становятся самостоятельными и способствуют сочетанию разных характеров, настроений.

Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов музыки

Дуэт подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого слышать не только свою партию, но и партию партнёра, приравнивать свой голос общей звучности.

Цель:

-развивать гармонический слух, навыки чистого интонирования

Задачи в работе над дуэтами:

-познакомить с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению кругозора учеников, повышению их общего музыкального уровня;

-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

-выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

- воспитание у учащихся чувства ансамбля, умения слышать себя и партнера;

- стремление к художественному единству при исполнении.

Одной из особенности работы с дуэтом является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучение происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной организации работы с дуэтом.

Для детей младших классов характерна недоразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон.

Из этих данных характеристик вытекают требования к репертуару ансамбля. При подборе репертуара учитывались

идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии, фразировка, динамическое оттенки, особенности драматургического развития, художественного образа в целом, а также необходимость оптимального развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания.

Методические приёмы:

На уроках используем

- различные творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность.

- наблюдаем за развитием учащихся.

- побуждаем детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

-берём в репертуар произведения, различные по характеру;

- при разучивании произведений используем вокализацию и сольфеджирование;

- комфортная атмосфера на уроке, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям- всё это способствует повышению работоспособности детей.

Работу с дуэтами мы начали недавно. В первую очередь это связано с мобильностью ансамбля малых форм. Дуэт проще организовать для выступления в концерте или конкурсе. Изначально сложности возникали с подбором участников. Первоначальным и основным требованием конечно же было чистое интонирование. Затем, схожесть тембров и примерно равный диапазон. Так как в младших классах деления на голоса достаточно условное. Далее идет работа над единой манерой звука, умением слушать и слышать друг друга. Отдельным этапом в нашей работе идет развитие гармонического слуха. Умение уверенно вести не только свою мелодическую линию, но и ощущать себя и партнера в ладу.

Работа над развитием двухголосия ведется такая же как в ансамбле или хоре. Упражнения и распевки используем знакомые.

Мы хотим представить вашему вниманию несколько дуэтов. Первый дуэт – Новикова Дарья и Тихонова Милана, ученицы 3 класса. Девочки в дуэт выбирались по характерному тембру. Сложность состояла в том, что Милана не могла держать партию второго сопрано самостоятельно. Только в хоре, с поддержкой других девочек.

В их исполнении прозвучит «Танго мухи» С.Екимова.

Следующий дуэт – дуэт мальчиков, в составе Жуланова Матвея и Шайдурова Антония. В этом дуэте не было проблем с гармоническим слухом и умением держать партию, но различие тембров и звукообразования не всегда дают чистоту унисонного звучания.

«Ты слышишь море!»

Дуэт «Учитель – ученик». Возник по необходимости. Девочка, певшая в дуэте выпустилась из школы. Заменить ее было некому.

Лукина Ю.В. и Казакова Анна. «Мечтай»

В нашей школе стали доброй традицией Концертные номера Дуэтов преподавателей. Это – дуэт Логиновой ОВ и Колесовой ЕН Чайковский «Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама», Шуберт «Серенада»,Веночек

украинских песен; дуэт Колесовой ЕН и Лукиной ЮВ Челноков «Аве Мария», Фронтовая сестра» О. Перепелкина, «Эхо» А.Н.Пахмутовой

Заключение

Работа в дуэтах, на наш взгляд, является достаточно эффективной над рабой с «двухголосием». Каждый участник дуэта приобретает навыки не только солиста, но и «ансамблиста». Это важное умение слышать не только себя, но и партнера. Умение провести собственную мелодическую линию проанализировав и прочувствовать общую гармоническую материю.

Для младших учеников важен психологический момент, связанный с волнением. Как правило общие унисоны помогают справиться с первоначальной неуверенностью. Каждый участник дуэта осознает свою ответственность как солиста, вместе с тем ощущая поддержку своего товарища.

Работа в дуэте интересна и увлекательна. Надеемся на дальнейшее развитие в этом направлении.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области