ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
отделение общего образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателей по программе
«Совершенствование профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
(в рамках сетевого взаимодействия)»
Разработка контрольно-диагностических материалов по русскому языку для комплексной оценки личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся 8 класса (I полугодие)
Автор – Ларионова Татьяна Викторовна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школы №15» Советского района г. Казани
Научный руководитель
Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Казань, 2020
ВВЕДЕНИЕ
К основным направлениям реализации Концепции оценки образовательных достижений учащихся PISA относятся формирование читательской компетенции, оценка уровня владения устной речью, совершенствование контрольно – измерительных материалов. В связи с этим возникла необходимость разработки комплекса методических материалов, являющихся неотъемлемой частью своевременной диагностики уровня образовательных результатов учащихся. В этом состоит актуальность данной работы. В КИМ включены задания для оценки не только предметных результатов, но и сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, а также личностных результатов.
Назначение КИМ. Материалы предназначены для проведения процедуры текущей аттестации по русскому языку обучающихся 8 класса; нацелены на оценку качества образования учащихся по русскому языку за I полугодие 8 класса и подготовку к итоговой аттестации в 9 классе; разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Основной образовательной программой основного общего образования.
Характеристика структуры КИМ. Данный вариант методических материалов логично структурирован и прост в использовании. Он состоит из двух частей. Первая часть включает в себя 9 заданий, предполагает работу учеников с текстом, в котором они вставляют пропущенные орфограммы, знаки препинания, раскрывают скобки в самом КИМ, не списывая текст. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль). В первую часть включены задания закрытого типа с единичным выбором правильного варианта ответа и задания открытой формы с кратким ответом. Отдельные задания предполагают также анализ структуры словосочетания и предложения.
Во вторую часть включены 7 заданий, предполагающих различное соотношение репродуктивной и творческой деятельности. Часть 2 предполагает работу с текстом как основной дидактической единицей обучения. Для анализа предлагается сплошной текст. Отдельные задания связаны с умением проводить морфологический анализ слова и синтаксический анализ предложения. Предлагаются также задания на понимание текста, выявление смысла отдельных его частей. Задания второй части способствуют выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Задачи работы:
разработать систему заданий (с выбором ответа, с кратким и развёрнутым ответом);
разработать критерии оценивания выполнения заданий.
определить планируемые предметные и метапредметные результаты:
Метапредметные результаты | Предметные результаты |
1)владение всеми видами речевой деятельности; 2)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; 3)владение разными видами чтения; 4)овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; 5)умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 6)способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты; 7)умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; 8)способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 9)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 10)умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; 11) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. | 1) освоение базовых понятий лингвистики: научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 2)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 3)распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 4)проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления; 5) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ В 8 КЛАССЕ
ЗА I ПОЛУГОДИЕ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа включает в себя 16 заданий.
Ответы пишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успехов!
Часть 1
Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо,
пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
(1)Ж..ра з..ставила нас в..йти в рощу. (2)Я бросился под высокий куст орешн..ка над которым молодой клен красиво ра..кинул свои ле..кие ветки.(3) Касьян присел на толстый конец срубле..ой березы.(4) Я гл..дел на него. (5) Лис(?)тья слабо к..лебались в вышине. (6)Их з..л..новатые тени тихо ск..льзили (в)зад и (в)перед по его телу и лицу.(7) Он не поднимал г..л..вы.(8). Наскучив его безмолви..м я лег на спину и начал любоват..ся мирной игрой пута..ых лис(?)тьев на светлом небе.
(9)Уд..вительно пр..ятное з..нятие л..жать на спине в лесу и гл..деть (в)верх! (10)Кажется что вы смотр..те в бездо..ое море.(11)Оно широко ра(с,сс)тилается перед вами. (12)Деревья будто (не) поднимаются от земли а спускаются и отвес(?)но падают в яс(?)ные волны. (13)Где (нибудь) далеко оканчивая собой тонкую веточку (не)подвижно стоит отдельный л..сток на голубом клочке прозрачного неба. (14)Рядом с ним к..ча..тся другой напоминая своим движением игру рыбь..го плёса.
2.Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости-глухости последующего согласного звука.
Ответ_____________________________________________________________
3.Из первого абзаца текста выпишите слово с НН и объясните его написание.
Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________
4.Укажите верное утверждение:
Словосочетание ЛЕЖАТЬ НА СПИНЕ из предложения 9
А) со связью примыкание
Б) со связью управление
В) со связью согласование
Найдите и выпишите из текста ещё одно словосочетание с таким же видом связи.
Ответ___________________________________________________________
5. Выберите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении 13:
А) в предложении причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому он выделен запятыми
Б) это сложное предложение, в котором разделены две грамматические основы
В) в предложении выделяется деепричастный оборот.
Приведите свой пример подобного предложения.
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________
6.Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.
Ответ_____________________________________________________________
7.Укажите вариант предложения с составным глагольным сказуемым (знаки препинания не расставлены):
А) Ж..ра з..ставила нас в..йти в рощу.
Б) Касьян присел на толстый конец срубле..ой березы.
В) Наскучив его безмолви..м я лег на спину и начал любоват..ся мирной игрой пута..ых лис(?)тьев на светлом небе.
Ответ_____________________________________________________________
8.Укажите верную характеристику первой части предложения 10:
А) безличное
Б) обобщённо-личное
В) неопределённо-личное
Ответ_____________________________________________________________
9. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью согласование и замените его синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ответ_____________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 10-16.
(1)Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные кисти рябины.
(2)В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами.
(3)Ягоды, перемерзшие за зиму, чуть сморщились, зато были вкусны. (4)Свежая рябина – та и горьковатая, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же, как раннюю клюкву. (5)Но и клюква, и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества. (6)Попробовав ягоды тут же, на чердаке, я обрадовался, что опять смогу как-то побаловать своих детей и лишний раз доказать им, что деревенское детство не только не хуже, а во многих отношениях даже лучше детства городского.
(7)Всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть.
(8)Нет, дело не в возрасте. (9)Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские и что тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них – любимая родина. (10)Мои дети не чувствуют, как мне кажется, и не понимают моего детства. (11)Разные мы люди, из разного теста сделаны и, должно быть, по-разному смотрим на мир, на землю, на небо.
(12)Но, может быть, я не прав, попробуй разберись в этом.
(13)Ревность и обида мучают меня, когда между нами опускается вдруг некий занавес и мои многознающие отпрыски начинают даже бунтовать, подтрунивать надо мною из-за того, что меня каждое лето тянет не в теплые края, не к синему морю, а все в мои северные дебри.
(14)Жаль мне своих детей, но я люблю их…
(15)И сейчас, обнаружив забытую на чердаке рябинку и вспомнив, с каким наслаждением мы в детстве ели ее, мороженую, я опять решил про себя: вот угощу – и почувствуют мои птенцы, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы больше будем понимать друг друга.
(16)Дети мои взялись за рябину сначала недоверчиво, морщась и вздрагивая так же, как осенью, когда ели упругие и сочные ягоды прямо с дерева. (17)Но скоро они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали меня за то, что я не угощал их такой вкуснотой раньше.
(18)Это же совсем разные вещи! – говорила мне старшая дочь. (19)– Неужели ты не понимаешь? (20)Это разные рябины.
(21)И под конец, когда все успокоились, я услышал один доверительный и добрый голос:
(22)– Папа, разве там, на твоей родине, много такой рябины? (23)Может быть, осенью съездим, наберем, а? (24)Той, вашей!
(По А.Яшину)
10. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
А) У автора текста и его детей было духовное взаимопонимание.
Б) Рябина, прихваченная морозом, помогла детям понять отца.
В) Автора текста каждую зиму тянет в теплые края, к синему морю.
Г) Детям не понравилась мороженая рябина.
Ответ___________________________________________________________
11. В тексте рассказчик говорит: «Всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть». Какую пропасть имеет в виду герой?
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В каком предложении текста дан ответ на следующий вопрос: Почему главный герой решил угостить мороженой рябиной своих детей? Запишите номер этого предложения.
Ответ_____________________________________________________________
13. Отрывок, с которым Вы работали, взят из рассказа А. Яшина «Угощаю рябиной», где молодой писатель сказал: «Ветку рябины надо бы вписать в наш герб». Согласны ли Вы с автором? Изучив иллюстрации ниже, подумайте, почему он так считает?
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx><Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>
14. Выпишите предложение №3, сделайте его синтаксический разбор.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Выпишите глагол из предложения № 14, произведите его морфологический разбор.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил: «Каждому возрасту присущи свои особенности». Отсюда и сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Предложите свои пути преодоления этих сложностей.
Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания текущей
диагностической работы по русскому языку
в 8 классе (I полугодие)
Часть 1
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Задание 1 | ||
(1)Жара заставила нас войти в рощу. (2)Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки.(3) Касьян присел на толстый конец срубленной березы.(4) Я глядел на него. (5) Листья слабо колебались в вышине. (6)Их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по его телу и лицу.(7) Он не поднимал головы.(8). Наскучив его безмолвием, я лег на спину и начал любоваться мирной игрой путаных листьев на светлом небе. (9)Удивительно приятное занятие - лежать на спине в лесу и глядеть вверх! (10)Кажется, что вы смотрите в бездонное море.(11)Оно широко расстилается перед вами. (12)Деревья будто не поднимаются от земли, а спускаются и отвесно падают в ясные волны. (13)Где - нибудь далеко, оканчивая собой тонкую веточку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. (14)Рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса. | ||
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка | 4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущено не более трёх-четырёх ошибок | 2 | |
Допущено пять ошибок | 1 | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | |
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка | 4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущено три ошибки | 2 | |
Допущено четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
Максимальный балл | 8 | |
Задание 2 | ||
Ответ: раскинул | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 3 | ||
Ответ: срубленной, НН пишется в слове, так как это причастие, в котором есть приставка ИЛИ это причастие, образованное от глагола СВ | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
К2 | Дано верное объяснение написания слова, фактических ошибок нет | 1 |
Дано неверное объяснение написания слова или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 2 | |
Задание 4 | ||
Ответ: Б Другие словосочетания со связью управление из текста: бросился под куст, раскинул ветки, глядел на него и др. | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
К2 | Дан верный ответ, выписано словосочетание со связью управление | 1 |
Дан неверный ответ, выписано словосочетание с другим видом связи или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 2 | |
Задание 5 | ||
Ответ: В Составлено любое предложение с деепричастным оборотом и верно расставленными знаками препинания | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
К2 | Дан верный ответ, приведён пример предложения с деепричастным оборотом, верно расставлены знаки препинания | 2 |
Дан верный ответ, приведён пример предложения с деепричастным оборотом, но знаки препинания не расставлены или расставлены неверно | 1 | |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 3 | |
Задание 6 | ||
Ответ:10 | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 7 | ||
Ответ: В | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 8 | ||
Ответ: А | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 9 | ||
Ответ: бездонное море – море без дна | ||
К1 | Дан верный ответ, правильно выписано словосочетание и заменено синонимичным со связью управление | 2 |
Дан верный ответ, правильно выписано словосочетание, но заменено неверно или не заменено | 1 | |
Дан неверный ответ, словосочетание выписано неправильно или ответ не дан | 0 | |
Максимальный балл | 2 | |
Часть 2 | ||
Задание 10 | ||
Ответ: Б | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 11 | ||
Ответ: Рассказчик говорит о том, что он был и остаётся деревенским человеком, а его дети – городские жители. Они не понимают друг друга, вот такая пропасть существует между ними. Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа. | ||
Правильно вычленена информация из текста, дан правильный ответ на поставленный вопрос. В предложениях употреблены слова в свойственном значении. Дан правильный ответ, в предложениях может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. | 2 | |
Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе только один речевой недочёт) | 1 | |
Неправильно вычленена информация из текста, дан неправильный ответ на поставленный вопрос, в предложениях употреблены слова в свойственном значении | 0 | |
Максимальный балл | 2 | |
Задание 12 | ||
Ответ: 15 | ||
К1 | Дан верный ответ, фактических ошибок нет | 1 |
Дан неверный ответ или ответа не дано | 0 | |
Максимальный балл | 1 | |
Задание 13 | ||
Примерный ответ: Да, я согласен с автором. Возможно, он так считает, потому что рябина имеет большое значение в жизни человека и природы. Она является кормилицей для многих птиц в зимнее время года, а люди делают из неё всевозможные угощения круглогодично. Народ издавна почитает рябину, поэтому её образ часто можно встретить в русском фольклоре (например, в русских народных песнях). Кроме этого, существует очень много примет, связанных с этим растением. Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа. | ||
Правильно вычленена информация из несплошного текста, дан правильный ответ на поставленный вопрос. В предложениях употреблены слова в свойственном значении. Дан правильный ответ, в предложениях может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. | 3 | |
Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе только один речевой недочёт) | 2 | |
Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более четырёх ошибок (в их числе два речевых недочёта) | 1 | |
Неправильно вычленена информация из несплошного текста, дан неправильный ответ на поставленный вопрос, в предложениях употреблены слова в свойственном значении | 0 | |
Максимальный балл | 3 | |
Задание 14 | ||
Ответ: (3)Ягоды, перемерзшие за зиму, чуть сморщились, зато были вкусны. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми. Грамматическая основа – Ягоды сморщились, были вкусны (подлежащее выражено существительным, 1 сказуемое простое глагольное выражено глаголом, 2 сказуемое составное именное выражено глаголом связкой «быть» и именной частью – кратким прилагательным. Второстепенные члены предложения – обособленное определение (перемёрзшие за зиму) выражено причастным оборотом, обстоятельство степени (чуть) выражено наречием Зато – сочинительный противительный союз | ||
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
Максимальный балл | 3 | |
Задание 15 | ||
Ответ: Люблю Я (что делаю?) люблю – глагол Морфологические признаки: н.ф - любить, настоящее время, изъявительное наклонение, НВ, 1 лицо, единственное число, 2 спряжение. В предложении является сказуемым | ||
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущено две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
Максимальный балл | 3 | |
Задание 16 | ||
Примерный ответ: На мой взгляд, сложности во взаимоотношениях родителей и детей можно преодолеть, выполняя такие несложные правила: проводить вместе как можно больше времени, выделять в день хотя бы 15-20 минут на разговоры о прошедшем дне, находить интересные совместные хобби, читать вместе книги и обсуждать их, это же можно делать и с фильмами, стараться уступать, прислушиваться друг к другу. Допускаются иные варианты и формулировки. | ||
Основная мысль определена верно, полно; предложения построены правильно, в предложениях употреблены слова в свойственном им значении | 2 | |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложения построены правильно, в предложениях употреблены слова в свойственном им значении | 1 | |
Основная мысль определена неверно ( независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложений и словоупотреблении) или ответ на вопрос не дан | 0 | |
Максимальный балл | 2 |
Максимальный балл за выполнение работы – 38
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-14 | 15-23 | 24-32 | 33-38 |