Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Рекомендации по развитию психических процессов для детей 5-6 лет с помощью дидактических игр"

Развивать у детей мышление, память, внимание, моторику, воображения, речь с помощью дидактических игр.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 32 «Белоснежка»

Развитие психических процессов детей с помощью игр

(рекомендации для родителей)

Возраст :5-6 лет

Подготовила: педагог-психолог

детского сада «Белоснежка»

Осипова Е.А.

Нефтеюганск

Развитие психических процессов играет важную роль в формировании детской личности. Главная особенность, которая происходит с детьми в этом возрасте, связана с тем, что игровая деятельность сменяется на деятельность познавательную. У ребенка появляется желание узнать что-то новое. В этом возрасте основные психические познавательные процессы начинают приобретать произвольный характер, к ним относятся: восприятие, внимание, память, воображение, речь.

Речь

Словарный запас ребенка 5-6 лет составляет примерно 2500-3000 слов. Дети уже знают обобщающие слова, знают названия большого количества предметов и явлений. Постепенно дети осваивают правленое произношение всех слов. Уже к 6 годам дети не переставляют звуки и слоги в словах. В речи детей 5-6 лет присутствуют простые и сложные предложения, простые уже являются распространёнными. В этом возрасте дети уже знакомы практически со всеми частями речи. Дети уже достаточно хорошо воспринимают на слух и воспроизводят речь.

В этом возрасте следует больше уделять внимания слушанию речи взрослых. Дети слушают сказки и истории, рассказанные взрослыми, аудиозаписи, затем самостоятельно имитируют правильную речь. Дети тренируются в пересказе, они могут пересказать небольшую динамичную историю, а также выполнить пересказ по картинкам. Насколько правильно говорит ребенок свидетельствует о том насколько он развит, так же правильная речь способствует правильной коммуникации. В этом возрасте важно начинать развивать диалогическую речь, а также важно учить ребенка правильной интонации.

Игра 1: «Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая" … (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"… (кресло, сиденье, окно).

Игра 2: "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

 1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

 Дерево высокое, а куст …

 Море глубокое, а ручеёк …

 Дорога широкая, а тропинка …

 Перо легкое, а гиря …

 Летом нужна летняя одежда, а зимой …

 2. Без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство …

 Ночью темно, а днем …

 У волка хвост длинный, а у зайца …

 Хлеб мягкий, а сухарь …

 Чай горячий, а лед …

 Летом жарко, а зимой …

Игра 3: «Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры. Взрослый предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.

Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

Память

На развитие памяти в этом возрасте оказывает колоссальное влияние звуковые и зрительные впечатления. С возрастом память ребенка усложняется. В этом возрасте память детей характеризуется фотографичностью. Это значит, что ребенок без труда в состоянии идеально выучить сказку или стих. В этом возрасте процесс запоминания является не произвольным. Но вскоре начинает формироваться произвольная память, то есть ребенок в состоянии применить усилие для того что бы что-то запомнить. В этом возрасте начинает преобладать наглядно-образная память, а затем и словесно-логическая. У ребенка в этом возрасте функционирует как кратковременная память, так и долговременная. Хорошо и надолго можно запомнить тот материал, который адекватно понят. Осмысленное запоминание несомненно лучше механического.

Игра 1: "Запоминаем слова"

Цель: развитие слуховой механической памяти

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка и т.д.

Игра 2: «Экран»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход проведения: на полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Ребёнок фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5, после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Взрослый, делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра 3 «Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими. Если игру вы проводите индивидуально с одним ребенком, то показываете ему до 10 картинок, далее закрываете их и просите ребёнка назвать предметы, которые он запомнил.

Внимание

Под понятием внимание понимают процесс, благодаря которому происходит познавательная деятельность. Существует три вида внимания, к ним относятся: непроизвольное внимание, произвольное внимание, после произвольное (возникает как интерес в процессе работы или обучения.)

Игра 1: «Пуговицы»

Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток.  Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней. 

Игра 2 «Игра «Лови – не лови»

Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч.  Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.

Игра 3 «Муха»

Цель. Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.

Материал.  Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. 

Восприятие

В этом возрасте у детей сформированы практически все анализаторы, благодаря которым развиваются виды чувствительности. В это период восприятие в основном происходит с помощью зрения. В этом возрасте ребенок знает все основные цвета и их оттенки. У старших дошкольников существуют и особенности в восприятии на слух, они больше улавливают динамику музыки, темп и ритм. В это период продолжает прогрессировать кинетическая чувствительность. Для развития этой стороны психологической деятельности родителям необходимо прибегать к использования различных подвижных игр, гимнастике, упражнениям.

Ира 1 «“Зашумлённые” изображения.

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые “зашумлёны”, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. Изображения можно опознавать, пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.

Игра 2 «Что я делаю?

Ребёнок с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые взрослым (листает книгу, переливает воду, роняет на пол линейку и т.д.).

Игра 3 «Чудесный мешочек» 

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры, пластмассовые буквы и цифры). Ребёнку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы.

Мышление

Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

■ Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

■ Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.

■ Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Упражнение 1 «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

Яблоко, вишня, помидор.

Час, килограмм, минута.

Козленок, корова, теленок.

Шапка, шарф, кепка.

Мыло, веник, мочалка.

Карандаш, стакан, ложка.

Кастрюля, сумка, чемодан.

Колбаса, молоко, молоток.

Телевизор, холодильник, диван.

Кошка, собака, волк.

Полезный совет

При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?

Упражнение 2 «Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

Лиса — нора, медведь — ... (берлога)

Больница — лечение, школа —.... (обучение)

Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)

Рыба — вода, птица — ... (небо)

Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)

Птицы — перья, звери — ... (шерсть)

Осень -—зима, дождь — ... (снег)

Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)

Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)

Тепло — вода, морозно — ... (лед)

Игра 3 «Вспомни быстрее»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Моторика

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.

Упражнение 1 «Ажурный рисунок»

Цель: развивать точность движений.Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

Упражнение 2 «Пройди через лабиринт»

Цель: развитие внимания, тонкой моторики.

Материал: распечатанный бланк методики; заостренная палочка из любого материала, либо карандаш.

Инструкция к упражнению "Пройди через лабиринт": ребенку показывают рисунок на бланке и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход – стрелкой, располагающейся справа вверху.

Необходимо: взяв в руку заостренную палочку(карандаш), двигая ей по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.

Работу следует осуществлять пошагово, используя принцип дидактики и последовательности (от простого к сложному), игровой материал подбирать в соответствии с лексическими темами.

Источники:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области