Конспект занятия по организации опытно - исследовательской деятельности в подготовительной группе

Цель исследования Знакомство с составом красок. 1. Расширить представление о полезных ископаемых об их свойствах. 2. Развивать способности к поисковой деятельности • определять задачи, исходя из поставленной проблемы • планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор. 3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы. 4. Формировать у детей умения пользоваться инструментами при проведении экспериментов 5. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по организации опытно - исследовательской деятельности в подготовительной группе

« Краски для Лесовичка»

Цель исследования: Знакомство с составом красок.

Расширить представление о полезных ископаемых об их свойствах.

Развивать способности к поисковой деятельности:

определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

Формировать у детей умения пользоваться инструментами при проведении экспериментов

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность.

Предварительная работа:

Занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые», «История красок»

Рассматривание коллекции полезных ископаемых в мини - музее «Недра Земли»

Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.

Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И. Перфильев

Беседа о полезных ископаемых.

Оборудование: Письмо от Лесовичка, коллекция полезных ископаемых, «Уголок маленького исследователя»

План проведения опытно- исследовательской деятельности:

Постановка проблемы

Обсуждение проблемы, принятие задачи детьми

Совместная опытно-исследовательская деятельность педагога с детьми:

работа в «Уголке маленького исследователя»

проведение опытов

4.Подведение итогов

Материал: 

мел, глина, уголь (из посылки Лесовичка)

вода, масло, яйцо

Контейнеры и ложки для смешивания

Ступка, пестик для измельчения

Процесс приготовления красок

Подбор сырья

Очистка сырья от примесей

Измельчение сырья, получение порошка (пигмента)

Смешение пигмента и связующего вещества

Словарная работа:

полезные ископаемые, природные вещества, пигмент, связующее вещество

сыпучий, хрупкий, рыхлый, твердый, тяжелый.

I. Постановка проблемы

В группу приходит почтальон и сообщает, что от Лесовичка для маленьких исследователей научную лабораторию доставлена посылка и письмо. Дети вместе с воспитателем проходят в научную лабораторию.

Педагог: Ребята, вот и письмо, о котором сообщил нам почтальон. Откроем его и прочитаем:

«Дорогие ребята! Нам, лесным жителям, нужны краски, так как в нашем лесу нет магазинов, заводов их изготовляющих. Вчера я получил шкатулку от Хозяйки Медной горы с полезными ископаемыми. Она считает, что эти полезные ископаемые пригодятся для приготовления красок. Только я о них ничего не знаю. А также не знаю, из чего состоят краски. Помогите мне узнать, как и из каких полезных ископаемых можно изготовить своими руками краски? Буду очень вам за это благодарен.

Лесовичок

II. Обсуждение проблемы

Педагог: Как же мы можем помочь Лесовичку?

Дети…(ответы)

Воспитатель. Надо узнать, что за полезные ископаемые прислала Хозяйка Медной горы Лесовичку, рассмотреть и исследовать их.

III. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми

Педагог:  Может вы уже догадались, что это за полезные ископаемые, как они называются? (Педагог предлагает детям рассмотреть содержимое шкатулки.)

Дети… (ответы)

Педагог:  Ребята, а как вы думаете, не ошиблись ли мы? Как можно узнать?

Дети…(ответы)

Педагог:  Верно, можно спросить у кого- то из взрослых, еще можно посмотреть и сравнить полезные ископаемые с коллекцией нашего музея « Недра Земли».

Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором размещена коллекция полезных ископаемых, рассматривают и сравнивают с полезными ископаемыми из посылки Лесовичка.

Педагог:  Как вы думаете, какие полезные ископаемые похожи на те, что прислал нам Лесовичок? 

Дети. Сравнивают содержимое шкатулки и содержимое коллекции, находят в ней глину, мел, уголь, малахит, лазурит и объясняют свой выбор.

Педагог:  Это означает, мы не ошиблись, это действительно глина, мел, уголь, малахит, лазурит.

Педагог:  Ребята, давайте вспомним, о чем просил нас Лесовичок.

Дети …(ответы)

Педагог:  Он просит узнать о свойствах полезных ископаемых, узнать из чего состоят краски? Где же мы можем узнать о составе красок?

Дети…. (ответы)

Педагог:  Правильно можем прочитать в книге, посмотреть фильм, спросить у друга или у взрослого человека. (Дети с воспитателем рассматривают книгу)

Основой краски является краситель, т.е. пигмент добываемый из осадочных пород, металлических руд, минералов, растений. Пигмент получают методом измельчения природных веществ. Пигмент – это порошок.

Можно ли из природных веществ, которые нам прислал Лесовичок добыть пигменты для красок своими руками?

Дети… (ответы)

Опыт №1.

Педагог: Все ли породы и минералы крошатся, измельчаются? Как узнать?

Дети…(ответы)

Педагог: Правильно, попробовать измельчить их в ступке пестиком. Из всех ли природных веществ мы можем получить пигменты.

Дети… (оценивают, какие вещества не требуют обработки, а какие напротив, нужно измельчить, начинают их обрабатывать).

Педагог:  Конечно же глина не требует измельчения, потому что она уже является порошком, красителем. Мел и уголь – хрупкие и легко измельчились, из них легко получили пигменты. И как вы поняли минералы: лазурит и малахит не поддались обработке, так как твердые. Из всех ли природных веществ мы сможем получить пигменты своими руками?

Дети... (ответы)

Итог: Можно получить, но не из всех. Для получения пигментов своими руками подходят сыпучие, рыхлые и хрупкие осадочные породы: глина, мел, уголь. Д ля измельчения минералов требуются особые инструменты, условия.

Опыт №2.

Можно ли пигменты использовать для рисования?

Дети… (ответы)

Педагог:  «Как узнать, может ли на холсте или бумаге сухой пигмент держаться?

Дети…(ответы)

Педагог:  (предлагает попробовать выполнить рисунки пигментом)

Дети…(пробуют рисовать – пигмент осыпается…)

Вывод: Пигмент (сухой природный краситель) не может держаться на холсте, потому что осыпается. Для рисования пигменты не пригодны.

Педагог:  Как вы думаете, почему пигмент осыпается?

Дети…(ответы)

Педагог:  Потому, что пигмент - это порошок, состоит из песчинок. Для того чтобы соединить песчинки пигмента потребуется связующее вещество.

Что же такое связующее вещество? Какие бывают связующие вещества? Где мы можем об этом узнать?

Дети….(дети выбирают способ)

Педагог:  Теперь мы знаем, что связующее вещество – это жидкость, которая связывает частички пигмента в единую цветную массу, краску. В состав современных красок входят клеи растительного или животного происхождения, либо полимерные смолы. Простейшие связующие вещества: вода, яйцо, мёд, масло, клей. Именно эти природные вещества входят в состав красок, не дают пигменту рассыпаться.

Итог. Теперь мы знаем, что краски - это пигмент + связующее вещество.

IV. Экспериментирование (практическая часть)

Педагог:  Ребята, мы узнали, из чего состоят краски, и какие природные вещества из посылки Лесовичка подходят для их изготовления. Теперь настало время попробовать создать своими руками краски. Мы уже знаем, что в состав краски входит пигмент и связующее вещество. (На столе научно- исследовательской лаборатории находится шкатулка с полезными ископаемыми из посылки Лесовичка: глина, уголь, мел, лазурит, малахит). Давайте посмотрим, какие нам подойдут природные вещества? Почему?

Дети. (Рассматривают, предлагают, объясняют почему)

Педагог:  Мы можем использовать хрупкие и сыпучие природные вещества, так как они легко измельчаются. Малахит и лазурит - минералы, для них нужны особые инструменты. А знаете ли вы, что природные вещества могут содержать в себе примеси. Например, в меле могут содержаться зерна кварца, различный растительный мусор. Что мы должны сделать, чтобы получить чистые природные вещества?

Дети … (ответы)

Педагог:  Прежде всего, очистить, а только потом из них получить пигменты.

Дети… (очищают сырье)

Педагог:  Давайте вспомним, каким способом можно получить пигменты.

Дети…(ответы)

Педагог:  Правильно измельчить в порошок и просеять через сито, чтобы крупные частицы удалить из красителя.

Дети… (измельчают глину, уголь, мел в порошок).

Педагог:  Ну вот мы и получили пигменты. Теперь каждый из вас может выбрать для своей краски связующее вещество

Дети… (на столе связующие вещества: вода, масло, яйцо; дети выбирают на свое усмотрение)

Педагог:  Теперь мы можем смешать пигмент и связующее вещество.

Дети… (смешивают составляющие, получают краски)

V. Итог: в результате проведенной работы получены краски.

Педагог:  Ребята, что вы узнали о свойствах осадочных пород, минералов? Какие полезные ископаемые подходят для получения красок своими руками?

Дети… (ответы)

Педагог: Да, полезные ископаемые могут быть сыпучими, рыхлыми и хрупкими, твердыми и тяжелыми. А что же мы узнали о составе красок?

Дети… (ответы)

Педагог: В состав краски входят пигмент и связующее вещество. Из глины, угля, мела можно своими руками получить пигменты для красок. Вода, масло, яйцо – связующие вещества.

Теперь, мы сможем помочь Лесовичку, обязательно расскажем ему из каких природных веществ и каким способом можно изготовить краски своими руками.

Ребята, давайте нарисуем нашими красками рисунки, отправим их Лесовичку и его друзьям, лесным жителям.

Дети…(рисуют).





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.05.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.