Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№10 «Солнышко» общеразвивающего вида
городского округа город Мантурово Костромской области
Проект
во второй группе раннего возраста
«Идем в детский сад»
Воспитатель:
Ласточкина Ирина Игоревна
г. Мантурово
2017.
Актуальность: Детский сад – это первый в жизни малыша коллектив. Впервые ребенок отрывается от мамы, остается один с незнакомыми детьми и взрослыми. Мамина любовь – главное в жизни ребенка и страх ее потерять огромен. С приходом ребенка в детский сад его жизнь существительным образом меняется: новая обстановка, строгий режим дня, отсутствие родителей, необходимость устанавливать новые контакты.
Следует учесть и то, что у ребенка потребность в общении со сверстниками только формируется. Из – за неумения договариваться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. Все это обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в детский сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, болезни.
Мы отметили: чтобы снизить напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. А это, прежде всего игра. Малыш получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами поведения.
Проблема: Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Не все дети быстро и безболезненно адаптируются к условиям детского сада.
Гипотеза: Если создать систему работы, включающую:
1. Специально подобранные методические приемы.
2. Правильную организацию развивающей предметно – пространственной среды.
3. Эффективные формы взаимодействия с родителями.
4. Личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
5. Пополнение методического обеспечения.
То это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Цель: Обеспечение более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи: (по работе с детьми)
1. Помочь малышам войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку.
2.Закладывать основы взаимодействия друг с другом.
3. Формировать доверие и привязанность к воспитателю.
4. Воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
Задачи: ( по работе с родителями)
1.Сбор и изучение информации об индивидуальных особенностях и потребностях каждого ребенка.
2.Выявить и изучить опыт семейного воспитания для применения позитивных элементов в образовательной деятельности.
3.Обогащать родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
4. Повышать компетентность родителей в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
5.Устанавливать партнерские доверительные отношения между детским садом и семьями воспитанников.
Вид проекта: Информационно – практико - ориентированный (в течение учебного года по мере поступления детей)
Тип проекта:долгосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Этапы работы по проекту
Этапы | Содержание | Срок |
Констатирующий | Выбор темы, постановка цели и задач. Составление плана, подбор литературы, аудио и видеозаписи. | 05.09. 2016 – 09.09.2016. |
Формирующий | Проведение запланированных мероприятий | 12.09.2016 – 17.04.2017. |
Итоговый | Подведение итогов, анализ результатов, презентация проекта, оформление проектной папки, прогноз на будущее. | 21.04. 2017 – 28.04.2017. |
План реализации проекта
(Взаимодействие с родителями)
Форма | Тема | Сроки |
Адаптационные игры | «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Кто в кулачке?», «Покатаемся на лошадке», «Дай ручку», «Привет? Пока!», «Хлопаем в ладоши», « Ку-ку!», «Платочек», «Прятки», «Догонялки», «Коза рогатая», «Прыгай веселей», «Качели качаются. Кач – кач!», «Ласковое имя», «Кто у нас хороший», «погладь ладошку», «Покружимся», «Наше солнце», «Разговор с игрушкой». | В течение года |
Постановка задач для безболезненной адаптации к различным видам игр. | ||
Пальчиковые игры | «Ника ручки покажи», «Так мы топаем ногами», «Сорока – ворона», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, пять мы грибы идем искать», «Этот пальчик хочет спать», «Где ладошка?», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Пляшут в кухне на стене солнечные зайчики», «Раскатились по дорожке разноцветные горошки», «Раз, два, три, четыре, пять вышли в садик погулять», «Волк раскроет свою пасть», «Скачет на коне Егорка», «Пальчики здороваются», «Солнышко», «Ладушки», «Гуси», «Дудочка», «Моторчик», «Дождик», «Белочка», «Мышки испугались», «Игрушки», «Кто у нас в лесу живет?», «Гости». | В течение года |
Игры забавы | «Заводные игрушки», «Театр игрушек: марионеток», «Игрушки динамичные», Игрушки неожиданности», (поют, танцуют, мигают огоньками» «Музыкальные игрушки». | В течение года |
Сенсорные игры Сюжетно – ролевые игры Подвижные игры Строительные игры Театрализованные игры | «Открой коробочку», «Цветные варежки», «Пересыпалочки», «Угостим куклу конфетой», «Чудесный мешочек», «Мозайка», «Большие и маленькие», «Поручения», «Угости зайчика», «Волшебная коробочка», «Курочка и цыплята», «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Найди одинаковые предметы», «Где звонят», «Вкладыши», «Найди такой же цветочек», « Шнуровки», « Собери и разбери пирамидку», «Включи – выключи, открой – закрой», «Воздушные шары», « Кубик потерялся», «Пирамидки» «Зайка заболел», « Делаем покупки», «Что надеть на ножки ? » « Модная прическа» « Игры с жучкой» «Знакомство с куклами» «Наводим чистоту в комнате» «Машина едет по улице» «Куклы на прогулке» «Купание куклы» «Покатаем кукол на машинке» «Уложим кукол спать» «День рождения куклы». «Солнышко и дождик», «Солнечные лучики», «Тучка и солнышко», «Зайка», «Поезд», «Мыши и кот», «Медведь и дети», «Куры и кошка», «Я люблю свою лошадку», «По ровненькой дорожке», « Догоните меня», « Огуречик – огуречик,» «Автомобили,» «Самолеты,» « Воробушки и автомобиль,» «Лягушки» «Курочка и цыплята» «Лохматый пес» «Пузырь» «Догоните Мишку» «Бегите ко мне» «Мячик, игры с мячом» «К куклам в гости» «По дорожке» «Принеси флажок» «Догоните мяч» «Зайка серый умывается » « Прокати в воротца» «Забрось мяч в корзину» «Доползи до погремушки» «Большие и маленькие ножки» «Достань игрушку» «Машина » «Дорожка» «Загородка для собачки,» «Стол для Мишки,» « Стул для киски,» «Построим стол и стул,» « Диванчик для матрешки,» «Башня,» «Заборчик,» « Домик для зайчика,» «Дорожка для машины,» «Кроватка для куколки,» «Ворота,» «Лесенка,» «К нам пришли гости,» «Дорожка из губок». «Мышки, » С.Маршак «Зайка» А.Барто, «Мячик» А.Барто, «Бычок» А. Барто, «Котята» С. Маршак, «Курочка – рябушечка», «Жили у бабуси два веселых гуся» «Мяч» С. Маршак, «Котик пьет молоко» «Гуси, гуси, потешка, « Баю, баю баиньки (колыбельная) « Идет коза рогатая « потешка «Как у нашего кота» потешка; «Давайте потанцуем,» «Заводные игрушки,» «Огуречик, огуречик,» «Вышла курочка гулять,» «Водичка, водичка». | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Постановка задач в процессе совместной деятельности | ||
Чтение сказок Чтение потешек, прибауток Показ различных видов театра Рассматривание иллюстраций, картинок Игры с водой | «Курочка Ряба, » « Репка, » «Как коза избушку построила». «Ладушки, ладушки!,» «Петушок, петушок,» «Большие ноги,» «Водичка, водичка,» «Баю – бай,» «Киска, киска, киска брысь, !» «Как у нашего кота,» « Пошел кот под мосток,» «Пошел котик на торжок» « Чики – чики - чикалочки,» «Солнышко ведрышко,» «Из – за леса, из – за гор,» «Кисонька мурысенька,» «Огуречик, огуречик!». Настольный театр «Цыплята» «Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят, » «Театр на фланелеграфе «Раньим рано поутру, » «Спектакль картинок «Все спят, » «Кукольный спектакль «Кот петух и лиса, » «Пальчиковый театр «Веселые гуси,» «Кукольный спектакль «Игрушки,» «Театр на фланелеграфе «Где был, Иванушка?,» « Кукольный спектакль «Курочка Ряба,» «Рукавичка,» «Пальчиковый театр « Снегурочка,» «кукольный спектакль «Три медведя,» «Кошкин дом,» «Кукольный спектакль «Маша и медведь,» « Кукольный спектакль «Колобок». «Посуда для куклы; » « Кто с нами рядом живет; » «Что купили на базаре?; » «Что в саду растет?» « Парные картинки» « На чем мы ездим» «Кого мы встретили в лесу?» «Комната для куклы» «Дети обедают» «Мама купает ребенка» «Мальчик играет с собакой» « Голубь летит» «Кошка играет с мячиком» «Дети играют в группе» «Праздник в детском саду» «Мишка спит в кроватке» «Кукла сидит в ванне». «Достань шарик;» «Нальем Мишке чаю;» «Плыви кораблик;» «Купание котят;» « Плавает, тонет;» «Мой веселый звонкий мяч;» «Из чашки в чайной ложкой;» «Наливаем – выливаем;» «Губка;» «Дождик;» «Рыболов». | В течение года В течение года В течение года В течение года |
Внедрение в образовательную деятельность новых технологий | ||
Элементы телесной терапии | Рисование сухой кисточкой на лице ребенка (котенок) Поглаживание, обнимание «Ласковый ребенок;» «Покажу, как люблю;» «Солнечные лучики;» «Догоню и обниму;» «Лети вверх» | В течение года |
Элементы музыкальной терапии | Колыбельные песни перед сном. Слушание веселых детских песенок. Слушание спокойной музыки. Выполнение танцевальных движений под музыку. | В течение года |
Элементы сказкотерапии | Сказки для адаптации | В течение года |
Взаимодействие с родителями.
Форма | Тема | Сроки |
1. Анкетирование | «Мой ребенок» | По мере поступления новеньких детей |
2. Индивидуальные собеседования | Выявление положительного семейного опыта | в течение года |
3. Памятка для родителей | «Впервые дни пребывания в детском саду» | Сентябрь (по мере поступления новеньких детей) |
4. Беседа | Знакомство родителей с условиями жизни в детском саду | Сентябрь |
5. Родительское собрание | «Возрастные особенности детей 2 – ого года жизни. Вопросы адаптации. | Октябрь |
6. Индивидуальные беседы | «Особенности протекания адаптационного периода» | В течение года |
7. Рекомендации | Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста | Октябрь |
8. Беседа | Моменты утреннего расставания | Ноябрь |
9. Папка – передвижка | Игрушки от 1 года до 3 лет | Ноябрь |
10. Консультация | «Поиграй со мною мама» | Декабрь |
11.Фотовыставка | «Мы играем» | Декабрь |
12.Круглый стол | Обмен опытом семейного воспитания | Январь |
13. Консультация | «Режим дня» | Январь |
14. Наглядная агитация | «Пальчиковые игры» | Февраль |
15. Картотека для родителей | «Потешки, применяемые при умывании, одевании, раздевании, укладывании спать, кормлении. | Февраль |
16.Консультация | «Семейное чтение» | Февраль |
17. Памятка для родителей | «Прививаем культурно – гигиенические навыки» | Март |
18.Папка - передвижка | «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания» | Март |
19. Консультация | «капризы и их предупреждение» | Апрель |
20. Анкетирование | «Как прошла адаптация вашего ребенка к условиям детского сада?» | Апрель |
21. Родительское собрание | «Мы выросли» | Май |
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Форма | Задачи | Сроки |
Создание мобильных уголков (из мягких модулей) «Домик» | Создать комфортные условия для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей посредством трансформации РППС | В течение года |
Внесение домашних игрушек | Создавать эмоциональную положительную атмосферу | В течение года |
Оборудовать уголок для игр с водой. (пластмассовые и резиновые игрушки, стаканчики, бутылочки с крышками, формочки, другие пластмассовые емкости, совочки, черпаки, ложечки, губки, сито) | Снять психоэмоциональное напряжение | Ноябрь |
Предполагаемый результат: Адаптация детей пройдет без осложнений, эмоциональное напряжение детей понизиться, игра поможет детям успокоиться, развивать коммуникативные способности, сформируются доверительные отношения с воспитателями. Повыситься компетентность родителей в вопросах адаптации детей к условиям детского сада, установятся партнерские отношения между детским садом и семьями.
Педагогическая диагностика: Наблюдение, адаптационные карты.
Ресурсное обеспечение:
Организационные | Информационные | Кадровые | Мотивационные (детей) | Программно – методические | Материально - технические | Нормативно – правовые | Финансовые |
Организация творческой группы по разработке проекта | Личные страницы для интернет представительства. Литература: Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» изд. Мозайка – Синтез., 2007 А.Н. Фролова «Игры – занятия с малышами» г. Киев 1987 Сборник «Занятия с малышами в детским саду» М. 2002г. Методическое пособие «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования». М.2010. | Воспитатель, младший воспитатель | Пополнение развивающей среды новым материалом, оборудованием | План реализации проекта | Материалы и оборудование: игрушки для игры с водой, два тазика, разные виды кукольного театра, кроватки; кукольные постельные принадлежности; разные виды строителя; вкладыши; пирамидки; физкультурное оборудование; расстегайчики; куклы; заводные игрушки; маски. | ФГОС, САНПИН | _____ |
Предполагаемые риски и пути их преодоления:
Риски | Пути преодоления |
Недопонимание родителей их роли в успешной адаптации детей к детскому саду | Продумать более эффективные формы взаимодействия с родителями. |