Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ БУСИНКИ»

Цель Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетическое отношение к действительности. Задачи обучения Образовательные • дать некоторые знания из истории развития бисероплетения • ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами • научить практическим приемам низания на проволоку параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др. • научить специальной терминологии бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.. Развивающие • развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук • развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого • знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях • формировать умение замечать красивое вокруг себя • развивать познавательную мотивацию • развивать умение организовывать свое рабочее место. Воспитывающие • воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам • воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №127 комбинированного вида» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»

на заседании педагогического Заведующая МДОУ

совета № 6 от «Детский сад №127 »

« 31 » 08 2020 г. ___________И.В. Тремасова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА)

«ВОЛШЕБНЫЕ БУСИНКИ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год 2020-2021 уч.год)

Составитель: руководитель кружка

Селякина Елена Александровна

Саранск 2020-2021 гг.

Паспорт программы

Наименование программы

Образовательная программа «Волшебные бусинки»

(программа дополнительного образования кружка для детей 6-7 лет).

Руководитель программы

Воспитатель

Селякина Елена Александровна

Организация – исполнитель

МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида»

Адрес организации –

Исполнителя

г. Саранск, Проспект 70 лет Октября,105

Цели программы

Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетическое отношение к действительности.

Направленность программы

Художественно- эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Адаптированная

Уровень реализации

Программы

Дошкольное образование

Основание для разработки программы

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»

от 29.12.2012; №273-ФЗ

- Закон «Об образовании» ст.26

- п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

- Сан ПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г. №26

- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16

«О гигиенических требованиях к максимальной

нагрузке на детей дошкольного возраста в

организованных формах обучения»

- Устав дошкольного учреждения

- Запросы родителей

Система реализации

контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного

учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Пояснительная записка.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин "эстетика" происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).

И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.

Бисероплетение - это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут "фенечки" и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

Новизна программы в том, что в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей.

Отличительные особенности программы:

темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.

данная программа интегрируется с образовательными областями ("Познавательное развитие", " Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие ", "Социально-коммуникативное развитие»)

Программа «Волшебные бусинки» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ:

Бисероплетение. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 3-6, 15-20.

Жемчужное и бисерное шитье. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 45-59.

Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября» (festival@1september.ru).

Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.

Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.

Образовательная программа "Волшебные бусинки" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение одного года и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Такая программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда"

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Педагогическая целесообразность программы:

В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

‒ построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

‒ содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ‒ поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

‒ сотрудничества с семьёй; ‒ приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

‒ формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

‒ возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

‒ учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту. В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей являются: в раннем — предметная деятельность, в дошкольном — игра. Самостоятельными, самоценными и универсальными видами деятельности являются также чтение (слушание) художественной литературы, восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, элементарный труд. Формами реализации Программы, адекватными возрасту детей, могут быть: в раннем возрасте — совместные со взрослым игры и игровые действия, в дошкольном — экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Принцип интеграции

Принцип интеграции реализуется:

- через интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей;

- интегративные качества личности ребёнка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребёнка дошкольного возраста;

Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.

Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потребностей детей при осуществлении образовательного процесса, он предполагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы.

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребёнка.

 Принцип научной обоснованности  и практической применимости, согласно которому:

 - содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- отбор образовательного материала для детей учитывает зону ближайшего развития и применение полученной информации в практической деятельности детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие формы образовательной деятельности: исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями, создание коллективных Выбор той или иной формы деятельности должен быть педагогически обоснован и целесообразен. Освоение детьми определённого содержания может завершаться организацией того или иного события- праздника, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.

Цель программы:

Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетическое отношение к действительности.

Цель обучения.

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи обучения:

Образовательные

дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;

ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами;

научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.;

научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

Развивающие:

развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;

развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;

знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;

формировать умение замечать красивое вокруг себя;

развивать познавательную мотивацию;

развивать умение организовывать свое рабочее место.

Воспитывающие:

воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;

воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Программа способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;

возникновению желания добиться планируемого результата;

приобретению навыка самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

В программе участвуют дети от 6 до 7 лет.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (подготовительный возраст).

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы в конце года обучения дети будут иметь представления:

об истории бисероплетения;

о классификации и свойствах бисера.

Знать:

основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.

правила организации рабочего места.

Уметь:

использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,

работать в соответствии с инструкцией взрослого

замечать красивое вокруг себя;

организовывать свое рабочее место.

Формы подведения итогов работы: выставка работ воспитанников после каждой темы и в конце года .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

кол-во часов (мин)

1

Знакомство с бисером, с искусством бисероплетения.

1

30

5

25

2

«Плетем украшения для кукол».

2

60

10

50

3

«Рыбка»

2

60

10

50

4

«Овощи» (морковка, перец, огурец).

3

90

15

65

5

«Овощи» (морковка, перец, огурец). Оформление выставки работ.

4

120

20

100

6

«Фрукты в вазе». Оформление выставки работ.

5

150

25

125

7

«Сказка о глупом мышонке».

Мышонок и кот. Оформление выставки работ.

4

120

20

100

8

«Веточка с осенними листиками»

4

120

20

100

9

«Как заяц и лиса встречали Новый год». (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, елочка с игрушками, лиса и заяц). Оформление выставки работ.

8

240

40

200

10

«Бусы и браслеты»

4

120

20

10

11

«Снежинка»

2

60

10

50

12

«Сердечко»

2

60

10

50

13

«Самолет в небе»

(подарок папе).

3

90

15

65

14

«Красивый цветок для мамы» (подарок маме)

6

180

30

150

15

«Кот в сапогах» (плетение кота)

6

180

30

150

16

«Волк и семеро козлят» (плетение волка, козы и козлят)

8

240

40

200

17

«Веселая стрекоза»

3

90

15

65

18

«Аквариум. Рыбки» (плетение рыбок).

3

90

15

65

19

Итоговое занятие «В стране рукодельниц»

1

30

5

25

20

Оформление итоговой выставки работ.

1

30

30

Итого:

72

36 ч.

3 ч.

33 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ВОЛШЕБНЫЕ БУСИНКИ»

Месяц

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Материалы

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности.

«Плетем украшения для кукол». Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера.

Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером.

Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.

Продолжать знакомить с историей появления украшений из стекла, бус и бисера.

Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску.

Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.

Беседа.

Презентация

Рассказ

Практическое занятие

Изделия из бисера, леска, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы.

Бисер, леска, ножницы.

Анкетирование родителей.

Участие в изготовлении поделок

Знакомство с папкой –передвижкой

«Бисероплетение – нужно ли?»

«Рыбка»

Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение соединять детали из бисера с яйцом от «Киндер- сюрприза».

Создать радостное настроение.

Загадка

Беседа

Показ образца

Практическое занятие

Бисер, проволока, яйцо от «Киндер-сюрприза» на каждого ребенка, ножницы.

Консультация «Бисероплетение как способ развития детей»

«Овощи» (морковка, перец, огурец).

Закреплять знания об овощах. Знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Беседа Практическое занятие

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Октябрь

«Овощи» (морковка, перец, огурец). Оформление выставки работ.

Закреплять знания об овощах. Знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Практическое занятие.

Выставка работ

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Помощь в подготовке и организации выставок поделок, их посещение.

«Фрукты в вазе». Оформление выставки работ

Закреплять знания о фруктах. Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Беседа

Загадки о фруктах

Практическая работа

Выставка работ

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Ноябрь

«Сказка о глупом мышонке».

Мышонок и кот. Оформление выставки работ.

«Веточка с осенними листиками»

Знакомить со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Закреплять знания об осени. Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Прививать любовь к природе.

Беседа

Показ образцов

Практическая работа

Загадка об осени

Беседа

Показ образца

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, пластилин.

В течении года

Помощь в подготовке и организации выставок поделок, их посещение.

Участие в изготовлении поделки

Декабрь

«Как заяц и лиса встречали Новый год». (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, елочка с игрушками лиса и заяц). Оформление выставки работ.

Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурки животных, Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение.

Беседа

Показ образцов

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Помощь в подготовке и организации выставок поделок, их посещение.

Январь

«Бусы и браслеты»

Знакомить с техникой плетения «колечки». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение соединять детали в виде браслета. Способствовать желанию выполнять украшения собственными руками.

Показ образцов

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, леска, ножницы.

Мастер-класс для родителей «Красивые бусы для мамочки»

«Снежинка»

Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Закреплять знания об истории появления украшений из стекла, бус и бисера.

Загадка

Беседа

Показ образца

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, леска, ножницы

Февраль

«Сердечко»

Закреплять знания о празднике «День Святого Валентина».

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Беседа

Рассказ

Показ образца

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, пластилин.

«Самолет в небе»

(подарок папе).

Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества».

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и

дополнять ее деталями из бумаги.

Беседа

Рассказ

Загадка

Показ образца

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Конкурс для пап «Папа может, папа может всё что угодно!»

Вручение подарков папам.

Март

«Красивый цветок для мамы».

( подарок маме)

Закреплять знания о празднике

«8 марта».

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Беседа

Показ образца

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Консультация для мам

«Лучший подарок – это подарок, созданный своими руками»

Апрель

«Кот в сапогах»

(плетение кота)

«Волк и семеро козлят» (плетение волка, козы и козлят)

Знакомить со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах».

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Закрепить знание сказки «Волк и семеро козлят».

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Чтение сказки

Рассматривание иллюстраций

Показ образца

Практическая работа

Беседа,

Чтение сказки,

Инсценировка

Показ образцов

Практическая работа

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей,проволока, ножницы.

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Проведение дня открытых дверей.

В течении года

Участие в изготовлении поделки

Май

«Веселая стрекоза»

«Аквариум. Рыбки» (плетение рыбок) Оформление выставки работ.

Итоговое занятие «В стране рукодельниц»

Итоговая выставка работ детей

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.

Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий.

Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по программе, закрепить практические умения;

2. Развивать познавательный интерес к бисероплетению, творческие способности; научить анализировать и выделять главное, способствовать развитию самостоятельности, внимания;

3. Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, коммуникабельности.

Учить детей демонстрировать свои работы.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Ознакомить родителей с успехами детей в декоративно – прикладном искусстве.

ЗагадкаПоказ образца

Практическая работа

Беседа

Загадка

Показ образца

Практическая работа

Игра-путешествие

Выставка для родителей. Презентация детьми своих работ.

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Карта с маршрутом 

«В стране рукодельниц», карточки в форме лепестков с вопросами и с заданиями, леска, бисер, салфетки, иголки, схемы и образцы для изготовления броши-цветка, проволока, дипломы, ноутбук, проектор.

Помощь в организации и подготовке итоговой выставки работ детей

День открытых дверей (посещение открытого занятия)

Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации к программе .

Прежде всего целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.

В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.

На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.

Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.

Формы работы:

Беседы;

Занятия;

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Коллективно-творческая работа;

Работа с родителями

Игра;

Оформление выставок.

Методы:

наглядный;

исследовательский;

практический,

объяснительно-иллюстративный,

проблемно-поисковый.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно - организованной деятельности образовательной области " Речевое развитие". При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие".

Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется "культура творческой личности".

Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

Дополнительная образовательная деятельность "Волшебные бусинки" проводится 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц 8 занятий, в год - 72 занятия.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между занятиями не более 10 минут.

Обеспечение программы методическими видами продукции

Кружок «Волшебные бусинки» обеспечен:

Разработанными планами учебных занятий.

Дидактическим материалом:

Набор дидактических карточек.

Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).

Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point) .

Лекционным материалом.

Материалы и приспособления.

Бисер бусинки из стекла с отверстием для нити. Пластмассовым бисером не рекомендуется пользоваться, так как она теряет свой цвет и изделия получаются тусклыми, грубыми. Детям младшего школьного возраста рекомендуется пользоваться крупными бусинками с большим отверстием, для удобства низания.

Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.

Рубленый бисер - короткий стеклярус 3–4 мм.

Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.

Иголки – очень тонкие № 13.

Булавки – для вспомогательных работ.

Ножницы – лучше маленькие маникюрные.

Нитки – капроновые, тонкая леска.

Салфетка – лучше льняная или байковая.

Проволока.

Качество работы.

К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:

натяжение нити высокое качество бисера;

равномерное натяжение нити;

скрытность ниток;

четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия

чистота и аккуратность в заделке ниток.

Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.

Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.

При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.

При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки ставить по бисерине, иначе он перережет нитку.

При выполнении практической работы нужно соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.

Приложение 1

Полезные советы.

Работать легче крупным бисером, используйте бисер №8 и меньших номеров.

Чтобы рисунок из цветного бисера был хорошо виден, используйте матовый бисер, потому, что из - за блеска парчового или радужного рисунок потеряется.

Светлый рисунок из бисера лучше виден на темном фоне, чем темный узор на светлом фоне.

Полупрозрачный или прозрачный бисер померкнет, если при плотном низании поместить среди темного бисера. Это особенно важно, если вы делаете глазки, какой – нибудь игрушке из бисера.

Часто при работе с синтетическими нитками их концы лохматятся, в таких случаях окуните конец нити в клей (ПВА, БФ) или лак, сплющите ее, оставьте сушиться. Подрежьте наискосок подсохший конец нити.

Перед началом работы выполните образцы, пробуя разные сочетания бисера и ниток.

Приложение 2

Упражнения для глаз снимающие утомление Первый комплекс

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Второй комплекс

Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.

Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.

Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.

Приложение 3

Техника безопасности при выполнении ручных работ

Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой или булавкой;

травма руки ножницами;

травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Что нужно делать во время работы:

быть внимательной к работе;

надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончании работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;

убрать рабочее место.

Приложение 4

Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия

Определить форму изделия и его размеры.

Продумать в целом его конструкцию и художественное решение

Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.

Разработать эскиз изделия

Выбрать технику плетения

Составить схемы изделия и его элементов

Выбрать или разработать орнамент

Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях

Подобрать цветовую гамму бисера

Приложение 5

Сочетание цветов бисера.

Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.

Синий – серый, голубой, бежевый, коричневый, розовый, желтый, золотистый.

Желтый – коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.

Зеленый – темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый.

Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.

Коричневый – бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый.

В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.

Приложение 6

Различные техники.

Существуют разные виды техники плетения бисером:

Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.

Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.

Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.

Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.

Вышивание – шитье бисером «в прикреп» и «за иголку».

Приложение 7

Консультация для родителей

«Бисероплетение как средство развития детей»

Бисероплетение для детей – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, внимание и мышление. Схемы бисероплетения для детей дают ребенку возможность визуально представлять будущее изделие, его форму и цвет. Он внимательно делает стежок за стежком, петельку за петелькой развивая тем самым свое внимание. Бисероплетение для детей с использованием схемы дает возможность бесплатно научить вашего ребенка этому замечательному искусству, а также развивать в нем полезные качества.

Увлекательное бисероплетение

Бисер — это разноцветные бусины самых разных размеров и форм. Нанизывая их на нить (проволоку, леску) в определенном порядке или по заданной схеме, можно не только вышивать богатые узоры на ткани, но и создавать самые разные игрушки и побрякушки, украшения, сувениры, талисманы.

Бисероплетением увлекались разные народы в разные времена. Найдено множество изделий из бисера времен Древнего Египта. Это бусины из всевозможных природных материалов: камней, дерева, стекла, глины, ракушек. С тех пор эта техника только усовершенствуется и обретает все большей популярности.

Чем полезно бисероплетение для детей?

Наверное, всю пользу от этого занятия для ребенка оценить невозможно. Но все же главные преимущества бисероплетения как хобби очевидны. Самое первое — развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша. Ведь интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев, говорил Василий Сухомлинский. Хотя об этом знали еще во II веке до нашей эры в Древнем Китае. Сегодня в важности развития мелкой моторики детей уже никто не сомневается. Так вот, бисероплетение в этом плане — просто идеальное занятие. Оно развивает также:

•фантазию и воображение — ведь ребенок не только выполняет схемы, но и создает свои композиции и поделки, он творит!

•образное и пространственное мышление — умение «читать» схему на самом деле является очень ценным навыком и развивает способности ко многим школьным дисциплинам, да и вообще позволяет выйти за пределы одной плоскости в восприятии окружающего мира;

•чувство прекрасного и хороший вкус — подбирая цвета и формы бусин, ребенок учится сочетать их самым лучшим образом;

•воспитывает индивидуальность — ребенок может создавать для себя оригинальные украшения, и при этом будет понимать, что таких больше ни у кого нет; он может проявить в своих творениях характер, настроение, особенности своего восприятия, одним словом самовыразиться;

•усидчивость и внимание — особенно важно для школьников;

•учит доводить дело до конца.

Успехов в творчестве!

Приложение 8

План-конспект занятия по бисероплетению «Аквариум. Рыбки»

Тема: «Аквариум. Рыбки»

Цель: совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания.

Задачи:

• развивать творческую самостоятельность, чувство композиции, вызвать желание фантазировать,

• закрепить умения и навыки плетения бисером рыбки;

• воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

Оборудование:

• схемы (на доске и на партах);

• рыбки;

• цветовые схемы;

• алгоритм выполнения работы;

• бисер и проволока, ножницы, линейка, тарелочки;

• музыкальное сопровождение (звук воды).

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам. Дети садятся за парты. На партах – ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.

2. Вводная часть

Вступительная беседа

- Сейчас я вам загадаю загадки, и вы узнаете, чем мы будем заниматься.

Посмотрите дом стоит

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

– Кто догадался, что это? (аквариум)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

3. Основная часть

Тема нашего занятия «Плетение рыбок из бисера».

Цель: совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания.

Задачи:

• развивать творческую самостоятельность, чувство композиции, вызвать желание фантазировать,

• закрепить умения и навыки плетения бисером рыбки;

• воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

- В конце занятия мы с вами оформим аквариум нашими рыбками!

Творческая работа

а) Общение с детьми. В ходе работы педагог сообщает детям краткие информационные сведения из жизни рыб, например, сколько видов рыб существует, какая рыба является самой крупной.

Разминка пальчиковая гимнастика «Рыбка»

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

Рыбки плавали, ныряли в чистой тепленькой воде.

То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

4. Практическая часть

а) Объяснение правил техники безопасности:

- На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? Ножницы.

- Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:

• нельзя работать неисправным инструментом;

• использовать инструмент только по необходимости;

• поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,

• во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;

• нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;

• нельзя брать проволоку в рот;

• прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;

б) Разбор схем в индивидуальном порядке.

в) Самостоятельная работа детей

Дети берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия.

Гимнастика для глаз. (электронная)

Творческая работа

Оформление изделия (дети готовые изделия с помощью педагога помещаются в аквариум).

Подведение итогов.

- Что нового узнали о рыбах?

- Чему научились?

Приложение 9

Итоговое занятие по бисероплетению «В стране рукодельниц»

Цели и задачи:

1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по программе, закрепить практические умения;

2. Развивать познавательный интерес к бисероплетению, творческие способности; научить анализировать и выделять главное, способствовать развитию самостоятельности, внимания;

3. Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, коммуникабельности.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: карта с маршрутом «В стране рукодельниц», карточки в форме лепестков с вопросами и с заданиями, леска, бисер, салфетки, иголки, схемы и образцы для изготовления броши-цветка, проволока, дипломы, ноутбук, проектор.

Ход занятия.

В кабинете оформлена выставка с лучшими работами обучающихся. Педагог начинает занятие со стихотворения, обращая внимание на работы.

Из бисера колье, сережки украсят женское лицо,

А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…

Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.

Недаром бисероплетение так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа, он украшал народ и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.

И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и словам.

Пусть бисероплетения тайну занятия откроют вам.

Педагог: Ребята, сегодняшнее занятие у нас будет необычным – это будет путешествие в Страну Рукодельниц. Мы должны проделать путь от нашего детского сада до Страны Рукодельниц через леса, поля, луга, моря и океаны. На пути к ней мы вспомним все, чему научились на наших занятиях по бисероплетению и узнаем, все ли вы уже настоящие рукодельницы. А в предстоящем путешествии нам поможет карта с волшебной дорожкой. Если на остановках вы ответите на все вопросы, дорожка нам откроет свою тайну (спрятанные слова). Таким образом, до конца пути мы должны открыть спрятанное предложение. Но для того, чтобы двигаться по этой дороге, нам надо создать команду и придумать название. По дорожке движемся всей командой, но на остановках каждый работает за себя.

(Примерные названия команд – «Золушки», «Рукодельницы», «Мастерицы»)

Педагог: Ребята, мы на первой остановке «Блицтурнир», где вы должны ответить на ряд вопросов. За каждый правильный ответ зарабатываете себе жетоны. Если кто-то из вас затрудняется ответить или не знает ответа, другие могут помочь и заработать жетон. (Каждый получает карточку с вопросом)

Вопросы блицтурнира.

1. Что такое бисер? Какие материалы, используемые в бисероплетении, вы еще знаете? (бисер- это мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстием для низания. Используются еще стеклярусы – кусочки стеклянной трубочки длиной 5-10 мм., рубки (рубленый бисер) – цилиндрические трубочки, короче стекляруса, блестки – маленькие плоские, блестящие кружочки, бусины- шарики с дырочками для низания крупнее бисера, рис – вытянутые бусины).

2. Назовите родину бисера. От какого слова произошло слово «бисер» и что оно означает? (Родина бисера – Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По –арабски «бусра» означает фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла, а во множественном числе «бусер»).

3. Какие технологические приемы в бисероплетении вы знаете? (Низание, плетение, вышивка, ткачество, выкладка по клею, вязание).

4. На какие методы делится прием «низание»? (в одну нить – ажурные, в цветочек, объемные шнуры и жгуты, мозаика, в две нити – крестик, колечки, лодочка).

5. Чтобы получить красивые изделия из бисера, надо знать классификацию и возможности сочетаемости цветов. Расскажите все, что знаете о цвете? (все цвета существующие в природе, можно разделить на 2 группы: хроматические, т. е. цветные, имеющие цветовой оттенок, и ахроматические – бесцветные. Хроматические в свою очередь делятся еще на 2 группы: теплые – цвета, напоминающие огонь, солнце, - это желтый, красный, оранжевый и их оттенки, и холодные – цвета, напоминающие цвет воды, льда и неба – это синий, голубой, фиолетовый и их оттенки. Самый теплый цвет- красный, самый холодный – синий. Ахроматические цвета – черный, серый и белый, т. е. неокрашенные.)

6. Что такое орнамент и какие орнаменты чаще всего используются в бисероплетении? (Орнамент – это совокупность ритмически повторяемых узоров. В бисероплетении чаще всего используются геометрический – составленный из геометрических фигур, растительный – составленный из листьев, цветов, плодов и т. д., зооморфный – с фигурами животных, насекомых, рыб).

7. Какие методы выкладки по клею вы знаете? (выкладка отдельных бисерин, отдельными линиями, обмотка – используется для покрытия бисером круглых предметов или рисунков, насыпка – просто заполняется поверхность, если не важно расположение бисерин, обкатка – катаем по бисеру предмет).

8. На сколько этапов условно можно разделить работу по ткачеству?

- выбор рисунка, расчет рядов;

- подготовка станка, закрепление и натяжение нитей-основы;

- закрепление рабочей нити и ткачество;

- заделка свободных нитей.

9. Перечислите правила пользования иголкой при работе.

1. Не бросай иглу. Проверяй наличие перед началом и в конце занятия. Обязательно найди упавшую иглу.

2. Не втыкай иглу в свою одежду.

3. Ни в коем случае не бери иглу в рот.

4. Во время работы и в конце занятия втыкай иглу в специальную подушечку.

5. Не принимай иглы вместо булавок

10. Перечислить инвентарь вышивальщиц и виды техники вышивания. (Инвентарь вышивальщиц – иглы, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы, салфетка для бисера, канва, ткань, копировальная бумага).

• по свободному контуру (по переведенному рисунку);

• по канве;

• по вязаному изделию;

• стеклярусом;

• блестками и пайетками.

11. Перечислите правила пользования ножницами.

1. Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

2. Не режь ножницами на ходу.

3. Передавай кольцами вперед.

4. Не работай тупым инструментом.

5. Клади на стол так, чтобы они не свешивались.

12. Что такое параллельный метод плетения и где он используется?

(Параллельный метод плетения используется для изготовления поделок, цветов на проволоке. Выполняется сверху вниз по схеме двумя концами. Ряды укладываются параллельно друг к другу)

13. Что такое швензы? (Швензы – застежки для сережек, представляющие собой согнутые из проволоки крючки для подвешивания украшений.

14. Что такое блестки? (Маленькие плоские блестящие кружочки).

15. Как называются бисеринки, где пересекаются нитки? (соединяющие или узловые).

16. Как называются плотные многорядные цепочки? (Мозаика).

Педагог: Хорошо, девочки, ответили на все вопросы, и открывается нам дорожка дальше на другую станцию и выходит волшебное слово «Молодцы» (педагог открывает спрятанное слово). Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на остановку «Найди лишнее».

Остановка «Найди лишнее»

Педагог читает слова, связанные с бисероплетением, а ребята должны найти лишнее слово из этого логического ряда и объяснить, почему оно лишнее.

1. бисер, бусы, пайетки, стеклярус.

2. «шишечки»,«крестики», «колечки», «лодочка».

3. синий, красный, фиолетовый, голубой.

4. салфетка, колье, ожерелье, фенечки-браслетики.

5. растительный орнамент, геометрический, квадратный, зооморфный.

6. выкладка отдельных бисерин, зиг-загом, линиями, обмотка.

7. пяльцы, иголка, бисер, линейка.

8. станок, нитки, пяльцы, узор.

9. картон, леска, схема, ножницы.

10. ажурная, крестик, в цветочек, мозаика.

11. наперсток, спицы, салфетка, канва.

Педагог: Снова открылась наша дорожка. Там было спрятано слово «Умницы». Подходим к остановке «Поляна чудес». На ней растут цветы – не простые, а волшебные с заданиями. На каждом лепестке для каждой из вас задание: дается описание изготовления того или иного браслета. Вы должны по описанию изготовления цепочек, нарисовать схему, назвать и сплести образец. Технику безопасности при работе с ножницами и иголками мы вспомнили на остановке «Блицтурнир», так что приступаем к работе. Если все отгадаете и сделаете верно, то откроется наша дорожка дальше.

Педагог: Вот и открылась наша дорожка, вышло слово «настоящие». Ну а впереди у нас остановка «Отдыхай-ка». Здесь мы отдохнем и немножко поиграем.

Физкультминутка. «Рисуй глазами треугольник»

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

По периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза мы открываем, наконец

Зарядка окончилась и

Каждый из вас молодец!

(дети представляют внешний вид геометрических фигур)

Физкультминутка «Шеей крутим осторожно»

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Так и вправо посмотри.

(вращение головой вправо и влево)

Вверх потянемся, пройдемся,

(потягивание – руки вверх, ходьба на месте)

И за парты вновь вернёмся.

(дети садятся за парты)

Конкурс «Закончи пословицу»

Педагог: Сейчас каждый из вас получит по одной пословице о труде, которая разбросана по словам. Вы получаете первое слово вашей пословицы, а остальные должны найти сами. За правильно составленную пословицу, получаете по жетону.

Пословицы:

• Сделал дело – гуляй смело.

• Дело мастера боится.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Делу время, потехе час.

• Терпенье и труд все перетрут.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Семь раз отмерь, один раз отрежь.

• Лес рубят - щепки летят.

Конкурс «Кто больше»

Педагог: Ребята, сейчас вы должны из слова «Бисероплетение» составить как можно больше слов в Им. падеже ед. ч. На выполнение этого задания отводится 1 мин.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ – сироп, рот, нос, бор, серп, тис, сито, порт, пол, пот, терпение, ирис, лето, тело и т. д.

Итак, открываем нашу дорожку полностью, давайте прочитаем все вместе: «Молодцы, умницы, настоящие рукодельницы!». Оказывается, не зря посещали наши занятия целый год. За это время вы стали уже настоящими мастерицами и это вы сегодня доказали на занятии. На нашем пути предпоследняя остановка «Рекламное агенство».

Остановка «Рекламное агенство»

Это было домашним заданием. (Ребята должны представить заранее подготовленный рекламный проспект своих изделий) (Приложение)

Педагог: Ребята, теперь вы по-настоящему доказали, что вы знатоки бисероплетения и без труда осилите практическое задание, потому что впереди –остановка «Практическая».

Остановка «Практическая»

(Плетение броши на проволоке, схема плетения на экране).

1 Беседа про украшения, куда можно прицепить, к какой одежде подойдет.

2. Анализ изделия и поэтапное объяснение.

3. Инструктаж по ТБ.

4. Практическая работа.

5. Оценка качества работы.

Педагог: Итак, наше путешествие подошло к концу. Теперь вы сами убедились, как много нового узнали и многому научились за этот год. И я думаю, что ваши знания и умения, приобретенные на наших занятиях, вам еще обязательно пригодятся в жизни.

Подведение итогов.

Награждение девочек дипломами об успешном окончании курса обучения по бисероплетению.

Литература:

1. Баскова Т. Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. С-Петербург:, 2005.– 192 с.

2. Гашицкая Р. П., Левина О. В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Изд. Дом «ПРоф- Пресс», 2004 – 480 с.

3. Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. – М.: «Айрис – пресс», 2004.-208 с

4. Писарев А. Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009

5. Журнал «Школа и производство», № 6, 2006 г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.

Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.

Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.

Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.

Журнал «сделай сам», №2 1992г.

Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма-Пресс,Нева,Валери, 1999.

Список литературы для детей:

Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. – М.: Арт-Родник, 2005.

Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. – М.: Ниола 21 век, 2006.

Донателла Чиотти. Королевские украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2007.

Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004.

Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.

Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. – М: АСТ-ПРЕСС, 2006.

Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. Уроки бисероплетения. – СПб.: КОРОНА, 1998.

Шубина Е. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.

Базулина А., Новикова И. Бисер. – М.: Академия развития, 2007.

Гашицкая Р.П., Левина О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.

Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области