Манджиева Байрта Басанговна
Учитель биологии
МКОУ «Зундинская СОШ»
Республика Калмыкия, Ики- Бурульский район, пос. Зунда Толга
КВН «День заповедных мест»
Цель: Формирование экологического мышления и культуры.
Задачи:
1. Ознакомление с особо охраняемыми природными территориями Республики Алтай, их значением, как для человека, так и для природы.
2. Воспитание экологической культуры через понимание отношений человек - заповедная территория.
3. Развитие творческих способностей детей, умения адаптироваться в незнакомом коллективе.
Форма проведения: КВН-экспромт
Материалы и оборудование:
45 жетонов: 15 голубого цвета с названием заповедник, 15 розового цвета с названием заказник и 15 зеленого цвета с названием памятник природы.
Три чистых листа ватмана формата А3, фломастеры, карандаши;
аншлаги на столы с надписями «заповедник», «заказник», «памятник природы»;
названия заповедных мест, спрятанные в зале;
разрезные карточки;
схема «Особо охраняемые тнрритории»;
ведомости для жюри;
видеофильм «Животный мир Алтайского заповедника»;
Ход мероприятия:
В зале для каждой команды поставлены стол и стулья. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета и таким образом занимает место за соответствующим столом.
Консультант: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами на КВНе, посвящённом заповедным местам. В календаре экологических дат день заповедников и национальных парков отмечается 11 января, 18апреля. Впервые этот день отмечался в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». День 11 января был выбран не случайно. Именно в этот день в 1916 году впервые в истории российского государства решением правительства был учреждён Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается 94 природных заповедника, 23 биосферных заповедника, 35 национальных парков, 10 природных парков, 1668 заказников, более 7000 памятников природы.
И сегодня мы с вами поговорим обо всех этих особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Вот на схеме показано, какие они могут быть.
Ведущий КВН у нас с вами необычный, а КВН-экспромт. Все вы уже разделились на 3 команды: заповедник, заказник, памятник природы. Это пока условные названия этих команд. Как и в любом КВНе у нас будет работать жюри, состоящее из специалистов отдела экопросвещения Алтайского государственного природного заповедника. За каждой командой будет закреплён консультант. А чтобы удобнее было общаться, напишите свои имена на жетонах. Итак, начинаем!
задание 1 «Визитная карточка».
Придумать название своей команды и девиз, исходя из определений понятий заповедник, заказник, памятник природы, которые сейчас вам зачитают консультанты.
Жюри будет оценивать ваши названия и насколько оно будет созвучно заданной каждой команде теме.
Задание 2 «Тотем».
«Тотем» (по легендам индейцев) это природный объект (животное, растение, солнечный луч, дождевая капля и т.д.) который защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. Придумайте «тотем» для своей команды. И попробуйте нарисовать его. (Команды рисуют, защищают свой тотем).
Молодцы, ребята! Пока жюри выставляет баллы, мы с вами послушаем об истории заповедного дела сообщение консультанта.
Задание 3 «Детективы».
Сейчас ребята вы побудете в роли детективов. В нашем зале спрятаны листочки с названиями заповедников, заказников и памятников природы. Вы должны найти эти листочки, разобрать по своим командам, озвучить их и сказать, какие из этих ООПТ находятся в нашей республике.
Молодцы! Пока жюри работает, мы с вами послушаем сообщение консультанта об Алтайском государственном природном заповеднике.
Задание 4 «Кто я?»
Одной из целей любой, особо охраняемой природной территории является сохранение разнообразия флоры и фауны. Сейчас каждая команда по описанию должна определить животное или растение. И сказать охраняется оно или нет.
Кто я?
Я живу в горных лесах, альпийском поясе по берегам рек и ручьев, около скальных выступов на крупнокаменистых насыпях.
Я – многолетнее корневищное растение 10-40 см высотой. Листья очередные, сидячие, продолговато-эллиптические. Цветки собраны в плотные соцветия.
Корневище мое используют как лекарственное сырье, оно обладает стимулирующим действием, придает силы, повышает иммунитет организма. Свежее корневище на изломе розовое, отсюда и мое название.
(родиола розовая)
Кто я?
Я имею статус - редкий эндемичный вид. Мой ареал сокращается в результате хозяйственной деятельности человека.
Я – многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Цветки у меня с голубым венчиком. Во время цветения я очень похожа на незабудку, но от незабудки я отличаюсь крупными нижними сердцевидными листьями.
Название моего рода дано по имени швейцарского ботаника и путешественника, совершившего в 1813 г. путешествие в Крым.
(брунера)
Кто я?
Живу в чистых, пресных хорошо прогреваемых водоёмах. Мои мощные корневища, богатые питательными веществами, стелются по поверхности грунта.
Я имею большие плавающие листья и крупные, полуоткрытые белые цветки. В народе меня называют русалочьим цветком. На ночь, и в дождливую погоду мой цветок прячется в воду. У меня есть, ещё одно название оно звучит как «одолень трава». (кувшинка)
Кто я?
Я отношусь к малочисленным видам, сокращающим свою численность. Длина моего туловища до 90, хвоста - до . Тело вытянутое гибкое, вальковатое. Окраска меха тёмно бурая, низ несколько светлее.
Предпочитаю занесённые и закустаренные берега рек с хорошими защитными и кормовыми условиями: богатые рыбой, с обрывами, пригодными для устройства нор, зимними не замерзающими полыньями. Питаюсь рыбой, лягушками, грызунами, иногда поедаю яйца, птенцов. (выдра)
Кто я?
Я редкий вид, численность моя сокращается. Основная окраска крыльев жёлтая; жилки, корневая часть передник и внутренний край задних крыльев, пятна и краевые полосы чёрные. На заднем крыле расположены синие пятна, а у анального края имеется красно-оранжевое пятно и не длинные, 9-10мм, чёрные хвостики. Обитаю на лугах различного типа, в долинах рек. В год даю два поколения. Гусеницы питаются на растениях семейства зонтичных,сложноцветных. (парусник)
Кто я?
Я могу впадать в спячку. Я имею теплую мохнатую шкуру. У меня мощные когти и зубы. Я могу передвигаться на четырех и на двух лапах. Я могу лазать по деревьям. (медведь)
Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте посмотрим фильм «Животный мир Алтайского заповедника»
Задание 5 «Памятник»
Ребята! Я знаю, что все вы удивительные фантазёры и выдумщики. Давайте с вами попробуем изобразить памятник, отражающий пример из песен. Каждая команда получает листок с фразой из песни.
Летят утки и два гуся…;
Во поле березка стояла…;
Зайцы косят трын-траву…;
Задание 6 «Устами младенца»
Все охраняемые природные территории, конечно же, посещает человек. С разными целями, с разными мыслями. И приносит туда свои проблемы. Сегодня подсчитано, что на каждого жителя Земли затрачивается в год 20 тонн сырья, а большая его часть – 97% идёт в отходы. Мусор стал монстром цивилизации. Очень часто его выбрасывают по берегам рек, в лесу. Много мусора остаётся от туристов. Виды мусора бывают разные. Сейчас мы пригласим по одному участнику от команды, и они своей команде будут по предложению зачитывать характеристику мусора, а команда должна угадать, что это за мусор и объяснить, почему он опасен для природы.
У меня очень много игрушек сделано из нее.
- Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
- Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
- Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
- Его делают из песка.
- Чаше всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металл)
- у нас, ее получают из дерева;
- Она легко горит;
- Из нее получается очень много мусора;
- Ее изобрели китайцы;
- На ней обычно рисуют или пишут;
(Бумага)
- Это то, без чего уже мы не можем жить;
- Этим мы пользуемся каждый день;
- Когда это попадает в воду. То образуется много пены;
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле;
- С помощью этого все становится чище;
(СМС)
- Это легче воды;
- Это может плавать в воде и не тонет;
- В речке этого много, когда в ней моют машины.
- Это мешает дышать рыбам
- Это надо удалять с поверхности воды;
(Машинное масло)
- Это то, чего мало в деревне, но много в городе;
- Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик;
- От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат и этого становится еще больше;
- Его издают разные приборы и машины;
- Он вызывает загрязнения воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик;
(Шум)
Задание 7 «Реклама».
Как известно, реклама – двигатель торговли. Давайте попробуем нарисовать обёртки для конфет под названием «Заповедные». (Дети рисуют).
Пока жюри оценивает ваши эскизы, мы послушаем сообщение консультанта о Катунском биосферном заповеднике.
Ведущий Спасибо вам, ребята, за участие в нашем КВНе. Давайте закончим наш КВН стихотворными строчками.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь -
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Для дружбы, для улыбок и для встреч,
В наследство получили мы планету,
Нам этот мир завещано беречь
И Землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Я надеюсь, что вы узнали что-то интересное и новое для себя. Ведь для того, чтобы любить природу, не обязательно быть активистами экологической организации или экологами, нужно всего лишь видеть и ценить красоту, уважать право других живых существ на жизнь и среду обитания, с уважением относиться к объектам природы и друг к другу. И тогда может быть не будет надобности в создании особо охраняемых природных территорий.
Подведение итогов. Награждение.
Используемая литература:
Грааб А.В, Дедурина С.И. и др. Предметная неделя биологии в школе. Ростов н\Д.: Феникс, 2006.
Воспитание школьников: журнал № 6, 1997г
Внеурочная работа в сельской школе, сборник методических разработок под.редакцией Сафоновой О.В. – Горно-Алтайск, 2009.
Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии – Волгоград: Учитель, 2004.
Красная книга Республики Алтай: Особо охраняемые природные территории и объекты.под ред. Проф. А.М.Маринина. – Горно-Алтайск. 2002. -272 с.
Методические рекомендации по проведению марша парков – 2003 / Центр охраны дикой природы/, Нижегородская область.
Читаем, учимся, играем: журнал № 11, 2005 г.
Интернет – ресурсы
http://www.newsedu.net/2012/03/29/scenarij-den-zemli-prezentaciya/
http://www.solnet.ee/holidays/s12_9.html
http://www.scenaristika.ru/