Пояснительная записка
Математические представления 2 класс
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающейся 2У класса Екатерины К. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, примерной АООП (вариант 2), программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой и в соответствии с учебным планом ОУ.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Учебный курс «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью. На изучение предмета отведено 34 часа (по 1 часу в неделю).
Возможные планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Формирование персональной идентичности:
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
- определяет свою возрастную группу (ребенок);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Формирование социально-эмоциональной составляющей:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, в создании совместных рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Компоненты социально-познавательной сферы:
- стремится помогать окружающим;
- выражает сочувствие и радость.
Навыки адаптации:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Освоение доступных социальных ролей:
-осознает себя в ситуативных социальных ролях.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки:
- осознает, что определенные ее действия несут опасность для нее;
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек;
- не мусорит на улице, в помещении;
- бережно относится к растениям.
Предметные результаты
Раздел «Количественные представления».
Перечень возможных задач.
Формирование умения находить одинаковые предметы.
Ожидаемый результат: нахождение одинаковых предметов.
Формируемые понятия: одинаковый, такой же.
Формирование умения разъединять множество.
Ожидаемый результат: разъединение множества.
Формирование умения объединять предметы в единое множество.
Ожидаемый результат: объединение предметов в единое множество.
Формирование представления о величине множеств.
Ожидаемый результат: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто».
Формируемые понятия: один, много, мало, пусто.
Формирование умения сравнивать множества.
Ожидаемый результат: сравнение множеств без пересчета.
Формируемые понятия: больше, меньше, одинаково.
Формирование умения узнавать цифры 1,2,3.
Ожидаемый результат: узнавание цифр 1,2,3.
Формируемые понятия: один, два, три, цифра.
Формирование умения соотносить количество предметов с числом, число обозначать цифрой.
Ожидаемый результат: соотнесение количества предметов с числом; обозначение числа цифрой.
Формирование умения писать цифры 1,2,3 по трафарету, по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.
Ожидаемый результат: написание цифры 1,2,3 по трафарету, по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.
Раздел «Представления о форме».
Перечень возможных задач.
Формирование представления о геометрических фигурах.
Ожидаемый результат: узнавание (различение) геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой;
Формируемые понятия: круг, треугольник, квадрат.
Формирование умения выполнять построение геометрических фигур.
Ожидаемый результат: обводка геометрической фигуры (круг, треугольник, квадрат) по шаблону (трафарету); построение геометрической фигуры по точкам. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
Формирование умения собирать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Ожидаемый результат: сборка геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
Составление геометрической фигуры (круг, треугольник, квадрат) из счетных палочек.
Раздел «Пространственные представления».
Перечень возможных задач.
Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела.
Ожидаемый результат: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога).
Формируемы понятия: части тела, верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая).
Формирование умения определять месторасположение предметов в пространстве.
Ожидаемый результат: определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, далеко, близко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, между.
Формируемые понятия: близко (около, рядом, далеко, близко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, между.
Формирование умения ориентироваться на плоскости.
Ожидаемый результат: ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа, слева.
Формируемые понятия: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа, слева.
Формирование умения составлять предмет (изображение) из нескольких частей.
Ожидаемый результат: составление предмета, картинки из нескольких частей.
Формирование умения составлять ряд из предметов (изображений).
Ожидаемый результат: составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.
Раздел «Представления о величине».
Перечень возможных задач.
Формирование умения различать, сравнивать предметы по величине.
Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине
Формируемые понятия: большой, маленький, больше, меньше.
Формирование умения различать, сравнивать предметы по длине.
Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных) предметов по длине, сравнение предметов по длине
Формируемые понятия: длинный, короткий, длиннее, короче.
Формирование умения различать, сравнивать предметы по ширине.
Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных) предметов по ширине, сравнение предметов по ширине.
Формируемые понятия: узкий, широкий, уже, шире.
Формирование умения различать, сравнивать предметы по высоте.
Ожидаемый результат: различение предметов по высоте, сравнение предметов по высоте. Формируемые понятия: высокий, низкий, выше, ниже.
Формирование умения различать, сравнивать предметы по толщине.
Ожидаемый результат: различение предметов по толщине; сравнение предметов по толщине.
Формируемые понятия: тонкий, толстый, толще, тоньше.
Раздел «Временные представления».
Перечень возможных задач.
Формирование представления о частях суток.
Ожидаемый результат: узнавание (различение) частей суток.
Формируемые понятия: утро, вечер, день, ночь, рано, поздно.
Формирование представления о временах года.
Ожидаемый результат: знание времен года, их основных признаков.
Формируемое понятие: весна, лето, осень, зима.
Формируемые базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по квартире, находить свою комнату, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию;
- выполняет одноступенчатую инструкцию
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина и др.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.
- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца;
- выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция;
-выполняет задания от начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.
Условные обозначения для определения уровня
выявленных результатов обучения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зпв |
- с частичной помощью взрослого | чпв |
-по последовательной инструкции (изображения или вербально) | пи |
- по подражанию или по образцу | по |
- самостоятельно с ошибками | со |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | кп |
- самостоятельное использование | + |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Математические представления» используются различные по форме, величине, цвету наборы предметов; наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы/ разрезные картинки (из 2-х, 3-х, 4-х частей); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр; шаблоны, трафареты; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Список литературы
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 96 с.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010. – 233 с.
Богдановская Н. Формирование количественных представлений у учащихся младших классов в/ш. – Свердловск: СГПИ, 1988. – 48 с.
Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб.: Тесса, 2001. – 352 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. – СПб.: Детство – пресс, 2001. – 125 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников – М.: "БУК-МАСТЕР" 1993г. – 191с.
Колесникова Е.К. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения». – Академия развития, Ярославль, 2000. – 160 с.
Маллер А. Р., Цикото Г. В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно – методические материалы/ Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков. – М.: Владос, 2010. – 181 с.
Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001– 408 с.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Санкт – Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. – 296 с.
Программа «Особый ребенок» для 0-4 классов, 5-9 классов. Аналитический научно – методический центр «Развитие и коррекция», М., 2011.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983. – 128 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
Хилько А.А.. Дидактический материал по математике. – М., Просвещение,1993.
№ п/п | № урока в четверти | Тема урока | Дата |
I четверть 9 уроков (9 часов). | |||
1. | 1 | Вводный инструктаж по ОТ, ТБ. Нахождение одинаковых предметов. | 1.09 |
2. | 2 | Первичный инструктаж по ОТ, ТБ. Различение множеств. Один. | 7.09 |
3. | 3 | Различение множеств. Мало. Много. | 14.09 |
4. | 4 | Различение множеств. Пусто. | 21.09 |
5. | 5 | Ориентация на плоскости. Верх-низ. Рисование круга. | 28.09 |
6. | 6 | Спереди-сзади. Рисование круга. | 5.10 |
7. | 7 | Справа-слева. Рисование треугольника | 12.10 |
8. | 8 | Месторасположение предметов в пространстве. Близко- далеко | 19.10 |
9. | 9 | Около- рядом. | 26.10 |
II четверть 8 уроков (8 часов). | |||
10. | 1 | Верх. Низ. Рисование квадрата. | 9.11 |
11. | 2 | Ориентация на плоскости. Середина. | 16.11 |
12. | 3 | Ориентация на плоскости. Левая сторона. | 23.11 |
13. | 4 | Ориентация на плоскости. Правая сторона. | 30.11 |
14. | 5 | Составление предмета из двух частей. | 7.12 |
15. | 6 | Составление предмета из нескольких частей. | 14.12 |
16. | 7 | Составление картинки из нескольких частей. | 21.12 |
17. | 8 | Повторный инструктаж по ОТ, ТБ. Составление ряда из предметов. | 28.12 |
III четверть 9 уроков (9 часов). | |||
18. | 1 | Повторный инструктаж по ОТ, ТБ. Большой – маленький. Различение разнородных предметов. | 11.01 |
19. | 2 | Большой-маленький. Сравнение предметов по величине. | 18.01 |
20. | 3 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию. | 25.01 |
21. | 4 | Составление упорядоченного ряда по убыванию. | 1.02 |
22. | 5 | Длинный-короткий. Различение по длине однородных предметов. | 8.02 |
23. | 6 | Длинный-короткий. Различение по длине разнородных предметов. | 15.02 |
24. | 7 | Широкий-узкий. Различение по ширине однородных предметов. | 22.02 |
25. | 8 | Широкий-узкий. Различение по ширине разнородных предметов. | 1.03 |
26. | 9 | Первый, последний. Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 15.03 |
IV четверть 8 уроков (8 часов). | |||
27. | 1 | Число и цифра 1. Письмо цифры 1. | 5.04 |
28. | 2 | Число и цифра 1. Письмо цифры 1. | 12.04 |
29. | 3 | Число и цифра 2. Письмо цифры 2. | 19.04 |
30. | 4 | Число и цифра 2. Письмо цифры 2. | 26.04 |
31. | 5 | Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | 4.05 |
32. | 6 | Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | 11.05 |
33. | 7 | Числа и цифры 1, 2, 3. Письмо цифр. | 17.05 |
34. | 8 | Обобщающий урок. Инструктаж по безопасности в летний период. | 24.05 |