Организация индивидуальной образовательной деятельности обучающегося второго класса с ОВЗ по предмету "Математические представления"

Распространение педагогического опыта по организации индивидуальной образовательной деятельности обучающегося второго класса с умственной отсталостью ФГОС, II вариант на дому.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка

Математические представления 2 класс

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающейся 2У класса Екатерины К. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, примерной АООП (вариант 2), программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой и в соответствии с учебным планом ОУ.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающейся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ей для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Учебный курс «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью. На изучение предмета отведено 34 часа (по 1 часу в неделю).

Возможные планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

Формирование персональной идентичности:

- определяет состояние своего здоровья;

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

- определяет свою возрастную группу (ребенок);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Формирование социально-эмоциональной составляющей:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, в создании совместных рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Компоненты социально-познавательной сферы:

- стремится помогать окружающим;

- выражает сочувствие и радость.

Навыки адаптации:

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Освоение доступных социальных ролей:

-осознает себя в ситуативных социальных ролях.

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу).

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки:

- осознает, что определенные ее действия несут опасность для нее;

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек;

- не мусорит на улице, в помещении;

- бережно относится к растениям.

Предметные результаты

Раздел «Количественные представления».

Перечень возможных задач.

Формирование умения находить одинаковые предметы.

Ожидаемый результат: нахождение одинаковых предметов.

Формируемые понятия: одинаковый, такой же.

Формирование умения разъединять множество.

Ожидаемый результат: разъединение множества.

Формирование умения объединять предметы в единое множество.

Ожидаемый результат: объединение предметов в единое множество.

Формирование представления о величине множеств.

Ожидаемый результат: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто».

Формируемые понятия: один, много, мало, пусто.

Формирование умения сравнивать множества.

Ожидаемый результат: сравнение множеств без пересчета.

Формируемые понятия: больше, меньше, одинаково.

Формирование умения узнавать цифры 1,2,3.

Ожидаемый результат: узнавание цифр 1,2,3.

Формируемые понятия: один, два, три, цифра.

Формирование умения соотносить количество предметов с числом, число обозначать цифрой.

Ожидаемый результат: соотнесение количества предметов с числом; обозначение числа цифрой.

Формирование умения писать цифры 1,2,3 по трафарету, по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.

Ожидаемый результат: написание цифры 1,2,3 по трафарету, по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.

Раздел «Представления о форме».

Перечень возможных задач.

Формирование представления о геометрических фигурах.

Ожидаемый результат: узнавание (различение) геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой;

Формируемые понятия: круг, треугольник, квадрат.

Формирование умения выполнять построение геометрических фигур.

Ожидаемый результат: обводка геометрической фигуры (круг, треугольник, квадрат) по шаблону (трафарету); построение геометрической фигуры по точкам. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).

Формирование умения собирать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из 2-х (3-х, 4-х) частей.

Ожидаемый результат: сборка геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) из 2-х (3-х, 4-х) частей.

Составление геометрической фигуры (круг, треугольник, квадрат) из счетных палочек.

Раздел «Пространственные представления».

Перечень возможных задач.

Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела.

Ожидаемый результат: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога).

Формируемы понятия: части тела, верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая).

Формирование умения определять месторасположение предметов в пространстве.

Ожидаемый результат: определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, далеко, близко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, между.

Формируемые понятия: близко (около, рядом, далеко, близко, сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, между.

Формирование умения ориентироваться на плоскости.

Ожидаемый результат: ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа, слева.

Формируемые понятия: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа, слева.

Формирование умения составлять предмет (изображение) из нескольких частей.

Ожидаемый результат: составление предмета, картинки из нескольких частей.

Формирование умения составлять ряд из предметов (изображений).

Ожидаемый результат: составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

Раздел «Представления о величине».

Перечень возможных задач.

Формирование умения различать, сравнивать предметы по величине.

Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине

Формируемые понятия: большой, маленький, больше, меньше.

Формирование умения различать, сравнивать предметы по длине.

Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных) предметов по длине, сравнение предметов по длине

Формируемые понятия: длинный, короткий, длиннее, короче.

Формирование умения различать, сравнивать предметы по ширине.

Ожидаемый результат: различение однородных (разнородных) предметов по ширине, сравнение предметов по ширине.

Формируемые понятия: узкий, широкий, уже, шире.

Формирование умения различать, сравнивать предметы по высоте.

Ожидаемый результат: различение предметов по высоте, сравнение предметов по высоте. Формируемые понятия: высокий, низкий, выше, ниже.

Формирование умения различать, сравнивать предметы по толщине.

Ожидаемый результат: различение предметов по толщине; сравнение предметов по толщине.

Формируемые понятия: тонкий, толстый, толще, тоньше.

Раздел «Временные представления».

Перечень возможных задач.

Формирование представления о частях суток.

Ожидаемый результат: узнавание (различение) частей суток.

Формируемые понятия: утро, вечер, день, ночь, рано, поздно.

Формирование представления о временах года.

Ожидаемый результат: знание времен года, их основных признаков.

Формируемое понятие: весна, лето, осень, зима.

Формируемые базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану;

- передвигаться по квартире, находить свою комнату, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию;

- выполняет одноступенчатую инструкцию

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина и др.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.

- способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца;

- выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция;

-выполняет задания от начала до конца.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.

Условные обозначения для определения уровня

выявленных результатов обучения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

-

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

зпв

- с частичной помощью взрослого

чпв

-по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

- по подражанию или по образцу

по

- самостоятельно с ошибками

со

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

- самостоятельное использование

+

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «Математические представления» используются различные по форме, величине, цвету наборы предметов; наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы/ разрезные картинки (из 2-х, 3-х, 4-х частей); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр; шаблоны, трафареты; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

Список литературы

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 96 с.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010. – 233 с.

Богдановская Н. Формирование количественных представлений у учащихся младших классов в/ш. – Свердловск: СГПИ, 1988. – 48 с.

Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб.: Тесса, 2001. – 352 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. – СПб.: Детство – пресс, 2001. – 125 с.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников – М.: "БУК-МАСТЕР" 1993г. – 191с.

Колесникова Е.К. «500 игр для коррекционно-развивающего обучения». – Академия развития, Ярославль, 2000. – 160 с.

Маллер А. Р., Цикото Г. В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно – методические материалы/ Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков. – М.: Владос, 2010. – 181 с.

Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001– 408 с.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Санкт – Петербург, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. – 296 с.

Программа «Особый ребенок» для 0-4 классов, 5-9 классов. Аналитический научно – методический центр «Развитие и коррекция», М., 2011.

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983. – 128 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.

Хилько А.А.. Дидактический материал по математике. – М., Просвещение,1993.

№ п/п

№ урока в четверти

Тема урока

Дата

I четверть 9 уроков (9 часов).

1.

1

Вводный инструктаж по ОТ, ТБ. Нахождение одинаковых предметов.

1.09

2.

2

Первичный инструктаж по ОТ, ТБ. Различение множеств. Один.

7.09

3.

3

Различение множеств. Мало. Много.

14.09

4.

4

Различение множеств. Пусто.

21.09

5.

5

Ориентация на плоскости. Верх-низ. Рисование круга.

28.09

6.

6

Спереди-сзади. Рисование круга.

5.10

7.

7

Справа-слева. Рисование треугольника

12.10

8.

8

Месторасположение предметов в пространстве. Близко- далеко

19.10

9.

9

Около- рядом.

26.10

II четверть 8 уроков (8 часов).

10.

1

Верх. Низ. Рисование квадрата.

9.11

11.

2

Ориентация на плоскости. Середина.

16.11

12.

3

Ориентация на плоскости. Левая сторона.

23.11

13.

4

Ориентация на плоскости. Правая сторона.

30.11

14.

5

Составление предмета из двух частей.

7.12

15.

6

Составление предмета из нескольких частей.

14.12

16.

7

Составление картинки из нескольких частей.

21.12

17.

8

Повторный инструктаж по ОТ, ТБ. Составление ряда из предметов.

28.12

III четверть 9 уроков (9 часов).

18.

1

Повторный инструктаж по ОТ, ТБ. Большой – маленький. Различение разнородных предметов.

11.01

19.

2

Большой-маленький. Сравнение предметов по величине.

18.01

20.

3

Составление упорядоченного ряда по возрастанию.

25.01

21.

4

Составление упорядоченного ряда по убыванию.

1.02

22.

5

Длинный-короткий. Различение по длине однородных предметов.

8.02

23.

6

Длинный-короткий. Различение по длине разнородных предметов.

15.02

24.

7

Широкий-узкий. Различение по ширине однородных предметов.

22.02

25.

8

Широкий-узкий. Различение по ширине разнородных предметов.

1.03

26.

9

Первый, последний. Сутки: утро, день, вечер, ночь.

15.03

IV четверть 8 уроков (8 часов).

27.

1

Число и цифра 1. Письмо цифры 1.

5.04

28.

2

Число и цифра 1. Письмо цифры 1.

12.04

29.

3

Число и цифра 2. Письмо цифры 2.

19.04

30.

4

Число и цифра 2. Письмо цифры 2.

26.04

31.

5

Число и цифра 3. Письмо цифры 3.

4.05

32.

6

Число и цифра 3. Письмо цифры 3.

11.05

33.

7

Числа и цифры 1, 2, 3. Письмо цифр.

17.05

34.

8

Обобщающий урок. Инструктаж по безопасности в летний период.

24.05





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.08.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.