Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Постановка звука [Р]»
с ребенком старшего дошкольного возраста
Составил: учитель-логопед
Кузьмина Екатерина Сергеевна
Рязань
Цель: постановка звука [Р] с механической помощью
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
развивать артикуляционную;
развивать речевое дыхание;
развивать мелкую моторику;
развивать фонематический слух и восприятие;
упражнять в модулирование голоса по громкости.
Коррекционно – воспитательные:
продолжать воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование:игрушка кот, игра «Звуковые дорожки», соска, бумажные салфетки, спиртовые салфетки.
Ход:
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с котом. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
II. Основная часть
1. Начнем с самомассажа, выполняй вместе со мной. (по Крупенчук)
текст | движения |
РУЧКИ РАСТИРАЕМ | потирание ладоней |
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ | разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз |
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ | граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам |
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО | растирание ушных раковин от краю снизу вверх и сверху вниз |
ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ | нагибание ушных раковин кпереди |
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ | оттягивание вниз за мочки |
А ПОТОМ ХОДИМ ПАЛЬЦАМИ ПО ЩЁЧКАМ | пальцы перебегают на щёчки |
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ | указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями |
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ | большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу |
2. Артикуляционная гимнастика.
Научим коты выполнять гимнастику для языка. (по Ткаченко Т.А.)
1. «лопаточка»;
2. «качели»;
3. «парус»;
4. «маляр»;
5. «лошадки»;
6. «грибок»;
7. «громкий барабан».
3. Дыхательная гимнастика
Язычок наш отдохнёт, а мы выполним дыхательную гимнастику под музыку под мелодию 1. (по Новиковой-Иванцовой)
Один вдох – один выдох – 2 куплета,
Один вдох – два выдох – 2 куплета.
4. Постановка звука [р] с механической помощью (5 раз)
Покажи коту как ты учишься рычать.
5. «Песня для кота».
Логопед: Проведи пальчиком по дорожкам, пропевая гласные звуки тише-громче.
6. Постановка звука [р] с механической помощью (5 раз)
Язычок отдохнул, продолжаем учить кота.
7. Игра «День - ночь».
Логопед: Поиграем в «День – ночь» Закрывай глаза, наступила ночь, проснёшься, когда услышишь звук [Р]
м, н, р, т, р, д, н, к, р
ра, ма, но, ру, тэ, рэ, ок, ом, ир
рама, ваза, папа, рота, сода, рука, кони, рыба
8. Постановка звука [р] с механической помощью (5 раз)
Поспали, отдохнули, продолжаем.
9. Пальчиковая гимнастика (по Ткаченко)
Логопед: Язычок отдыхает, потренируем пальчики. Покажем стих руками
Кошка и собаки
Вышла кошечка вперёд,
К нам идёт, хвостом играет,
Ей навстречу из ворот
Две собаки выбегают.
10. Постановка звука [р] с механической помощью (5 раз)
Что бы кот запомнил, покажем ещё раз как мы упражняемся.
III. Заключительный этап
Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня потрудился! Показал коту как нужно упражнять язычок.