Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш].
Форма занятия: индивидуальное логопедическое занятие
Возраст: 6 лет
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой и артикуляционной моторики,
развитие фонематического слуха и слухового внимания,
совершенствование грамматического стоя речи: образование относительных прилагательных.
коррекционно-воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
формирование контроля за собственной речью,
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: Зеркало. Игрушка мальчика. Схема для анализа артикуляции звуков. Мячик. Игра – тренажер «Рыбалка». Картинки с баночками варенья.
План занятия.
Организационный момент.
Развитие артикуляционной моторики.
Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Развитие фонематического слуха.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Физкультминутка.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Развитие грамматического строя речи.
Итог занятия
Ход занятия
Организационный момент
Объявление темы
Здравствуй, ……..!
Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:
Пишет школьник Паша
Шапка, шайба, каша
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
А теперь в другом стихотворении:
Самолет построим сам,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки С и Ш.
К нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик. Его зовут Паша. Он очень любит играть в разные игры и хочет научиться не путать эти звуки.
Развитие артикуляционной моторики
Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели,
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного притомился.
К себе в домик воротился.
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом
Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану
Расскажем Паше, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [С]
Молодец!
Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Схема
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти
Дифференциация звуков в слогах
Паша предлагает поиграть в игру с мячиком «Скажи наоборот»
Я буду называть слог со звуком [С], а ты мне со звуком [Ш], затем наоборот.
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Называет слоги сначала со звуком Ш, затем со звуком С.
Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в словах
Паша сочинил для нас забавные стишки. Если он что-то напутал, давай его поправим.
Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,
Мама моет «мышку». Саша ела «каску»
На виду у детворы Танцует Миша в «машке»
«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»
Миску – мышку,
Каску – кашку,
Крышу,
Маска – Машке.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация звуков в словах
Паша рассказал, что мама отправила его на рыбалку и дала два ведерка, нужно разложить рыбок в соответствующие ведерки – со звуком [С] в ведерко с буквой С, а со звуком [Ш] – в ведерко с буквой Ш.
Но он боится, что один не справится. Поможем Паше?
Да.
Называет картинку на рыбке, объясняет в какое ведерко положим.
игра – тренажер «Рыбалка»
Физминутка
Какие молодцы! Мы очень хорошо порыбачили.
Наверное, устала. Давай разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”.
Выполняет движения.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация звуков в словах
Пашина мама решила приготовить из рыбы разные блюда: суп в кастрюле, пожарить на сковороде и запечь рыбку в духовке на противне. Нужно разложить рыбок в соответствии со схемами – где находится звук С или Ш: в начале, в середине или в конце слова.
Умница!
Выполняет задание, объясняя ответ.
Интерактивная игра – тренажер «Рыбалка»
Развитие грамматического строя речи.
Так хорошо мы с вами потрудились. Пашина мама решила угостить нас чаем с вареньем. Давайте же выберем то варенье, в названии которого присутствует звук [c]» или звук [ш].
Игра «Вкусное варенье»
Из вишни – вишневое, из смородины – смородиновое, из сливы – сливовое, из груш – грушевое, из абрикос – абрикосовое.
Картинки с баночками варенья
Итог занятия
Наше занятие пошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?
Паша говорит тебе, спасибо за то, что ты научила его не путать эти звуки. Ему очень понравилось с тобой играть.