Изучение лирики Сергея Есенина в детском саду.
Федчук О.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №41»
Поэтическая речь сильно отличается от речи обычной. Она льется, словно песня и приукрашена яркими образами. Поэтому с самого раннего возраста дети внимательно слушают и за несколько повторений легко и без особых усилий разучивают рифмованные строчки. Заучивание стихотворений активизирует детский мозг, а это приносит пользу не только для развития памяти, но и других способностей ребенка:
- формированию фонематического слуха (различие звуков в словах);
- решению логопедических проблем (произношение трудных звуков);
- обогащению словарного запаса и устной речи;
- расширению кругозора;
- развитию интеллекта;
- повышению уровня культуры;
- воспитанию чувства красоты;
- преодолению стеснительности и замкнутости.
Важно правильно преподнести все в очень доступной и интересной форме, подобрать материал, чтобы увлечь детей дошкольного возраста и создать атмосферу для более легкого восприятия и воображения. Так в одном ряду с великими поэтами и писателями стоит имя нашего известного земляка Сергея Александровича Есенина, родившегося в далеком 1895 году в рязанском селе, в простой крестьянской семье, который своим талантом восхищает и трогает до глубины души.
Вспоминая свое детство, отчетливо представляется бабушкин дом, на окнах пушистые шапки цветов, круглый стол с белоснежной скатертью и портрет Сергея Есенина в окружении белоствольных берез. Думаю, такую картину можно было увидеть во многих домах, и не только в рязанских семьях. Есенина любят и знают во всем мире, как высокоодаренного и самобытного певца России. Он как никто другой мог так сильно и чисто передать в стихах свою любовь к родному краю, к своему народу. Прошли годы, а сила звонкого есенинского слова не угасла и сейчас.
Известный есениновед, член союза писателей России С.П. Кошечкин о Сергее Есенине говорил: «Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье волновать сердца людей, находить живой отклик своим чувствам и мыслям. Есенин – среди этих избранных».
Сергея Есенина нельзя назвать детским поэтом, но в его творчестве можно найти достаточное количество произведений понятных и волнующих сердце ребенка. Он пишет о том, что окружает нас с раннего детства. Это стихотворения о природе, животных, детях, которые учат дружелюбию, сопереживанию и состраданию. Они пропитаны огромной любовью, теплотой, искренностью, что и притягивает детскую аудиторию. Даже самым маленьким слушателям понятны строки о белой березе и душистой черемухе, эти стихи легко читать и запоминать.
В 1916 году С. Есенин подготовил макет сборника под названием «Зарянка» к публикации, под подзаголовком «Стихи для детей». Выхода в свет сборника поэт так и не дождался. Его напечатали в 1964 году, только спустя почти полвека. В «Зарянку» включены 10 произведений: «Поет зима – аукает…», «Вечер, как сажа…», «Пороша», «Береза», «Колокол дремавший…», «С добрым утром!», «Прячет месяц за овинами…», «По лесу леший кричит на сову…», «За рекой горят огни…», «Молотьба». Все эти стихотворения лиричны и музыкальны.
В зависимости от возрастной группы, образовательный процесс, посвященный лирике С. Есенина, организуется в форме тематического праздника, конкурса, игрового занятия в группах или на прогулке, а также выездного мероприятия на родину поэта, при взаимодействии с родителями.
Очень важна совместная работа воспитателей, логопедов, хореографов по подготовке, оформлению и проведению большого комплексно-музыкального мероприятия с правильно подобранным материалом.
Цель мероприятия: на основе поэзии С. Есенина воспитать и привить любовь к природе и культуре родного края.
Задачи мероприятия: познакомить детей с творчеством и жизнью поэта, развивать воображение и память.
Оборудование: телевизор, проектор, аудио/видео диски, костюмы, демонстрационный материал.
Предварительная работа: чтение произведение С. Есенина, доступных детям дошкольного возраста, заучивание стихотворений, разучивание хоровода и песен.
Родители должны принимать активное участие в работе, проявить эрудицию, прочитать стихотворение, спеть песню, сыграть на музыкальных инструментах или рассказать интересную историю. Это поможет ребенку познакомиться с творчеством поэта, научит слушать содержание художественных произведений, сформирует эстетическое чувство и возможность передавать его в пении, танце, рисунках.
Такие занятия объединяют и формируют нравственные качества, чувства любви к миру, людям, природе.