«Повышение профессиональных компетенций через участие педагога в профессиональных конкурсах»
Современный педагог. Какой он? Чем характеризуется профессиональная компетентность современного педагога?
Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах.
Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.
Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности педагога, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с детьми.
В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы с воспитанниками. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.
Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию.
Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
•Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах;
•Инновационная деятельность педагога;
•Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.;
•Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Чем стал конкурс для меня? Могу сказать, что, прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.
Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Для участников конкурса необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность подготовить статью, выступить с лекцией, дать мастер-класс, открытый урок и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения или квалификационного роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе педагог испытывает удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие педагога. Сравнивая себя «до» и «после», можно отметить мой собственный профессиональный рост.
Но почему же не каждый педагог стремиться попробовать свои силы в педагогических конкурсах?
пассивность
внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта.
Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа.
Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.
Какие этапы были в конкурсе и что представлял аудитории?
Отборочный тур
Портфолио и эссе о себе.
1 тур
Самопрезентация. Видео самопрезентации.
Интеллектуальная игра
Инновационная технология.
2 тур (финальный)
Творческий конкурс
Педагогическая ситуация
Публичная речь.
Особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности учителя (ППК). ППК представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, таких как, общепедагогическая, общекультурная и коммуникативная компетенции. Основными характеристиками профессиональной компетентности являются личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет динамику личностно-профессионального роста педагога.
Из собственного опыта могу утверждать, что участие в таких конкурсах профессионального мастерства дает возможность педагогу: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.
Уважаемые педагоги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства, и артефакты своей успешности.
Список литературы
Воронина М.В. Конкурс педагогического мастерства как инновационная форма подготовки будущих учителей // ИСОМ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurs-pedagogicheskogo-masterstva-kak-innovatsionnaya-forma-podgotovki-buduschih-uchiteley
Задворная М.С. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №11-12 (15-16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-sredstvami-konkursnogo-dvizheniya
Обоскалов А.Г., Машуков А.В., Коптелов А.В. Научно-методическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-uchastnikov-konkursov-professionalnogo-masterstva
Пекарских Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога // Педагогическое образование в России. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-professionalnogo-masterstva-kak-sredstvo-samosovershenstvovaniya-lichnostno-professionalnyh-kachestv-pedagoga
Пекарских Н.И. Механизмы саморазвития педагога в условиях инновационной образовательной практики в школе // Вестник ТГПУ. 2013. №1 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-samorazvitiya-pedagoga-v-usloviyah-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-praktiki-v-shkole