Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36» г. Перми
Крисанова ул., д. 22А, Пермь, 614056
тел./факс (342) 236-31-35
e-mail: sad
Педагогический проект
«Осенние тайны природы»
(срок реализации – сентябрь-октябрь)
Выполнила:
Денисова Ю.М., воспитатель
2020-2021 учебный год
Проблемно - ориентированный анализ.
В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Актуальность.
Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в МАДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель:
организация педагогического процесса, способствующего активизации познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени.
Задачи:
Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020 - октябрь 2020
Участники:
дети группы № 7 (средняя);
родители;
воспитатель Денисова Ю.М.
Вид проекта:
по продолжительности краткосрочный;
по доминирующей линии в проекте практико-ориентированный;
по содержанию социально-педагогический;
по характеру контактов в рамках ДОУ;
по количеству участников фронтальный.
Ожидаемый результат
Дети группы № 7 закрепят знания:
об осени, как о времени года
на тему «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».
Повысится уровень:
развития познавательного интереса к изучению природы,
развития интереса и желания к экспериментальной деятельности,
развития связной речи, обогащение словаря,
Планирование работы по реализации проекта
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
Подборка фотографий, литературы;
Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
Рисование на тему «Золотые краски осени»;
Консультация для родителей «Все делаем ВМЕСТЕ».
Основной этап.
№ п\п | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Ответственные | Сроки |
1 | Сбор природного материала | Воспитатель | Первая неделя сентября | |
2 | - Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года», «Осень» Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад». | Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» | Воспитатель, родители | Первая неделя сентября и октября |
3 | Работа по созданию гербария. | Работа по созданию гербария | Воспитатель | Сентябрь |
4 | Экспериментирование 1.«Листья кружатся, летят» Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. 2. «Простые опыты с природным материалом». Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение. | Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам. | Воспитатель | Вторая и третья неделя сентября |
5 | Дидактические игры «С какого дерева листок?» Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук. «Огород-огород, очень много с ним хлопот» Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых. "Раздели птиц на перелетных и зимующих" Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. | Круглый стол «Как правильно одеть ребенка осенью?» | Воспитатель | Вторая и четвертая неделя сентября |
6 | Развлечение «В гости к Ежику (Грибы) Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. | Воспитатель, родители | Третья неделя сентября | |
7 | Просмотр презентации «Овощи, фрукты, ягоды» Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. | Воспитатель | Четвертая неделя сентября | |
8 | Цикл наблюдений: Наблюдение за сезонными изменениями в природе Наблюдение за цветником Наблюдение за перелетными птицами Наблюдение за деревьями осенью Наблюдение за насекомыми | Консультация стендовая «О чем говорить с ребенком по дороге в сад?» | Воспитатель, родители | Сентябрь-Октябрь |
9 | Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?» «Почему я люблю (не люблю)осень?» | Воспитатель | Постоянно | |
10 | Целевые прогулки: «Путешествие по осенней экологической тропе». Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени. | РОДИТЕЛИ | Сентябрь | |
11 | Чтение художественной литературы Русская народная сказка «Мужик и медведь» В. Сутеев «Яблоко» В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь») Н. Сладков «Осень на пороге» И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; И. Демьянов «Осень» А. Барто «Шуточка про Шурочку» А. Фет «Ласточки пропали» А. Плещеев «Осенняя песенка» | Организация выставок детских работ. | Воспитатель, родители | Постоянно |
12 | Словесные игры: Игра «Чудесный мешочек» Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь. Игра «Сложное слово» Цель: Закрепить умение детей образовывать сложные слова. Игра «Интересные загадки» Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи» Игра: «Вершки-корешки». Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле). | Беседа: «Как одеваться осенью». | Воспитатель | Постоянно |
13 | Игры - драматизации по произведениям: «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков) «Под грибом» (В. Сутеев) «Мешок яблок» (В. Сутеев) | Изготовление кормушек для птиц | Воспитатель, родители | Октябрь (1раз в неделю) |
14 | Конкурс поделок из овощей, фруктов и природного материала | Привлечение родителей к изготовлению поделок из овощей и природного материала «Что нам осень подарила» | Воспитатель, родители | Вторая неделя октября |
15 | Беседа: Тема: «Осенние хлопоты человека» Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму | Изготовление папки-передвижки на тему «Осенние фантазии». | Воспитатель | По плану |
16 | Рисование «Путешествие в осенний лес». | Изготовление фотогазеты «Мы и осень» | Воспитатель, родители | Третья неделя октября |
17 | Осенний праздник «День рождение осени» | участие в выставке работ на тему «Осень» (поделки, рисунки, коллекции) | Воспитатель, родители | Последняя неделя октября |
Заключительный этап
Продукт проектной деятельности:
оформление выставки детских творческих работ
осенний праздник «День рождения осени»
выставка «Что нам осень подарила!»
выставка рисунков «Вот какая наша осень»
альбом «Осень разная бывает»
фотогазета «Мы и осень»
Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература и источники