Семь лет – это возраст, в котором ребенок идет в школу или уже учится в ней в течение года. Это означает, что к такой самостоятельной жизни он должен быть подготовлен не только физически и психологически. У него обязательно должен быть определенный запас знаний, умений и навыков, которые обеспечат ему успешную интеграцию в новую среду, а также легкое обучение и накопление новых знаний.
Детский сад позади, пройдены первые сложные этапы взросления и формирования характера ребенка, но впереди один из самых мощных кризисов семилетнего возраста, который приходится на крайне важный и ответственный период начала обучения в школе. Родителей ожидают серьезные проблемы, связанные с психологической перестройкой и физическими перегрузками, вызванными адаптацией к школьным условиям, изменениям в коллективе, более сложной учебной программой. От того, насколько хорошо подготовлен ребенок, насколько его запас знаний соответствует возросшим требованиям, зависит скорость адаптации и простота вхождения в школьную программу и новую среду.
Дети, которые находились в детских дошкольных учреждениях, несколько лет готовились к этому важному этапу в своей жизни, а последний год учились приспосабливаться к школе целенаправленно. При этом подготовка шла курсом, проводилась разносторонне, медленно и ненавязчиво. Если в домашних условиях родители недостаточно усердно занимались с дошкольником, успешно «стартовать» ему в школе будет довольно сложно.
Для того, чтобы хорошо подготовить своего малыша к школьным будням, родители должны твердо знать, какие знания должен получить ребенок в 7 лет.
Необходимый запас базовых знаний семилетнего ребенка
К семи годам каждый ребенок представляет собой сформировавшуюся личность с собственным характером, сложившимся мнением о себе и окружающих, определенным запасом знаний. Это не значит, что в дальнейшем в его характер и поведение не будут вноситься изменения. Безусловно, перемены будут, и весьма значительные, но к семилетнему возрасту базовые знания и черты характера уже заложены, поэтому ребенок потенциально готов к учебе.
Для того, чтобы переход от раннего детства к школьной жизни прошел максимально гладко, ребенок в 7 лет должен обладать следующими навыками, умениями и знаниями:
- Счет минимум до 20 в прямом и обратном порядке.
- Свободное владение речью, чистое произношение.
- Запоминание до десятка слов на слух.
- Запоминание небольшого текста или стихотворения с последующим пересказом.
- Уметь разделять слова на слоги.
- Решение логических задач.
- Создание изображений со связными сюжетами.
- Рисование геометрических фигур и составление из них композиций и узоров.
- Пользование ножницами.
- Выполнение аппликаций.
- Лепка из разнообразных материалов.
- Основные навыки самообслуживания.
- Коммуникативные навыки.
Это минимальный набор знаний, которым должен обладать любой ребенок к 7 годам. Но многие дети к этому возрасту умеют намного больше. Стараться опередить время не стоит, ведь иначе ребенку в первом классе будет просто скучно.
Что такое кризис семилетнего возраста и как с ним справиться
Этот кризис непосредственно связан не с возрастом, а с теми изменениями, которые происходят при переходе от посещения детского садика к школе. Еще вчера ребенок был малышом, играл в детском саду с друзьями, а уже сегодня ему приходится каждый день ходить в школу, делать домашние задания и слышать от родителей, что он «уже взрослый».
Некоторые дети такой стремительный переход с резкими изменениями переносят очень легко, а для других такое время становится настоящей проблемой. И родителям, и педагогам приходится сталкиваться с истериками, отказами идти в школу, даже побегами с занятий, низкой успеваемостью, изменениями в характере и поведении.
Для того, чтобы ребенок успешно пережил этот кризис, от его родителей потребуется мобилизовать все свои силы, знания и умения. Потребуется много терпения и времени, но они должны понимать, что именно сейчас ребенок нуждается в повышенном внимании и понимании старших.
А для того, чтобы переход от детского сада к школе прошел максимально гладко, готовить ребенка к нему необходимо задолго до наступления часа «Х».
Как сказки влияют на обучение
Тот факт, что ребенок готовится к поступлению в школу или уже учится в ней, не означает, что он сразу же может приступить к обучению по «взрослой» программе. Переход из детского сада в школу не означает стремительного взросления, это просто изменение окружающей среды и повышение требований к нему и ответственности самого ребенка. А его психологический уровень и физическое развитие остаются практически на прежнем положении, поэтому все изменения в тактиках и методах обучения должны происходить медленно, незаметно и постепенно.
Именно поэтому в первом классе школы семилеткам сделали сокращенные по длительности уроки, дают часто отдохнуть, а информацию строго дозируют. На этом этапе по-прежнему лучшим способом передачи знаний является игровой метод. Только игра поднимается на несколько иной уровень, облекается в другую, продвинутую форму.
Для детей 7 лет важным способом обучения остаются сказки. За первые годы жизни они познакомились с большим их количеством. Но они были адаптированы к их возрастной группе, были очень простыми, с легко понятной моралью и очевидными выводами.
К первому году обучения в школе становится понятно, какие сказки должны знать дети 7 лет. Это тексты с более сложной тематикой, поднимающие вопросы доверия, власти, ответственности, чувства долга, преданности, патриотизма и других важных чувств, которые формируют зрелого, развитого человека. Поэтому в школьной программе много внимания уделяется именно таким сказкам.
Можно упомянуть прекрасного «Карлсона» Астрид Линдгрен, «Вредные советы» Григория Остера, «Маму для мамонтенка», незаслуженно забытого «Мальчиша-Кибальчиша» Аркадия Гайдара. Такие сказки и множество им подобных помогают детям развиваться, формировать мировоззрение и успешно взрослеть.