Период от рождения и до начала занятий в школе – это время активного познания окружающего мира. Учиться и развиваться малыш будет и дальше, но все базовые, основополагающие знания он получает, осваивает и накапливает именно в это время. Большинство детей в период до школы посещают детский сад. Именно там они получают основные знания и навыки, которые понадобятся в течение всей последующей жизни.
Даже если ребенок не ходит в детское дошкольное учреждение, родители дома занимаются с ним по программе, максимально близкой к той, которая используется в детском саду. Именно поэтому им столь важно знать требования, которые предъявляются к знаниям детей по окружающему миру, которые они должны получить в детском саду или в период развития до первого класса школы.
В это время ребенок получает данные о своем окружении из нескольких источников:
- Наглядные: наблюдение за природой, животными и людьми, интернет, мультфильмы, телевизионные и документальные фильмы, специализированные детские передачи, рассматривание иллюстраций и картин.
- Словесные: общение с родителями, воспитателями и другими взрослыми, с ровесниками, старшими детьми, чтение книг вслух, заучивание стихотворений, пение и устное народное творчество.
- Практические: игры с взрослыми и детьми, мелкие поручения, задачи по уходу за «живым уголком», полив растений, уборка игрушек, личная гигиена и многое другое.
Для того, чтобы ребенок развивался разносторонне и гармонично, ему потребуется задействовать все методы и способы познания действительности и окружающего мира. Задача воспитателей и педагогов детского сада, а также родителей детей – помочь им разобраться в многообразии форм жизни, успешно обучаться и получать важнейшую информацию в предельно легком, понятном и удобном для усвоения ребенком формате.
Какие знания об окружающем мире дети должны получить в дошкольном возрасте
Подача учебного материала полностью зависит от возраста ребенка и его способности усваивать сведения и информацию. Самым маленьким основы окружающего мира преподают в виде практических действий – прикосновений отца, поцелуев матери, мягкой постели, звенящей погремушки, вкусного молока. В период младенчества ребенок учится распознавать мир вокруг себя, который ограничивается для него пределами своей кроватки, комнаты, квартиры, затем улицы.
Постепенно мир вокруг ребенка расширяется. В нем появляются многочисленные неодушевленные предметы, а затем и новые люди – сверстники и взрослые. Его окружающий мир обретает объемность, яркие краски, становится необычайно разнообразным и выразительным.
В детском саду ребенок должен получить следующие знания об окружающем мире, навыки и умения:
- В возрасте от 3 до 4 лет:
- Части человеческого тела: руки, ноги, голова, туловище, пальцы и так далее. Ребенок в этом возрасте может не просто заучить названия частей тела, но еще и показывать их на себе и на других людях, на куклах. Обучая малыша таким образом, можно органично связать в его представлении части тела с их названиями. Для того, чтобы он хорошо и быстро их запомнил, нужно повторять их неоднократно и не один день, а в течение длительного времени, не забывая периодически проверять и подкреплять его знания.
- Названия животных, в основном домашних и тех, которые часто упоминаются в сказках и детских рассказах, историях и мультфильмах.
- Наименования одежды, обуви, головных уборов и предметов, связанных с внешним видом (сумка, рюкзак, носовой платок, носки, колготы и так далее).
- Названия самых распространенных растений, цветов, овощей, фруктов и ягод.
- Названия разных видов транспорта – автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, специализированных разновидностей – грузовиков, самосвалов, тракторов и так далее.
- Время суток (утро, день, вечер, ночь и как они проявляются, чем характеризуются: ночью темно, днем светит солнце и так далее).
- Природные явления (дождь, снег, град, ветер, яркое солнце, тучи и так далее.
- В 4 – 5 лет дошкольник может знать следующие вещи:
- Времена года с их полноценной характеристикой и сравнением между собой.
- Названия животных и их детенышей – домашних, сельскохозяйственных и диких.
- Названия самых распространенных насекомых, рыб, рептилий и птиц.
- Названия ягод, фруктов, овощей и грибов, умение отличить их друг от друга по изображению.
- Чем питаются люди, животные, насекомые, рыбы и птицы.
- Основные продукты питания людей.
- Базовые предметы мебели.
- Используемая посуда.
- Какие существуют эмоции (любовь, гнев, печаль, горе, радость и так далее).
- В 5 – 7 лет ребенку уже доступны следующие знания в области окружающего мира:
- Названия по порядку всех дней недели и месяцев, разделение месяцев на времена года.
- Понимание того, что такое неживая и живая природа, неодушевленные и одушевленные предметы.
- Понятие космоса и того, что Земля – это планета, часть космоса.
- Знание родной страны, ее городов, столицы и так далее.
- Животные, которые обитают на разных континентах.
- Понятие перелетных и зимующих птиц.
- Знание профессий, которыми занимаются люди в разных сферах жизни с объяснением того, чем именно они занимаются.
- Разделение всех видов транспорта на наземный, воздушный и водный.
- Основные бытовые и электрические приборы.
- Музыкальные, строительные и другие инструменты.
- Виды искусства и чем они между собой различаются.
За время нахождения в детском саду ребенок получает огромный объем информации, поэтому родителям необходимо помочь ему в этой сложной работе. Больше всего внимания нужно уделять темам, особенно интересным малышу, не забывая фиксировать знания и по общим темам, важным для его будущего.