Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»

В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно это время особенно благоприятно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на достижение цели овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);

- Связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- Практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.

Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включатся в диалог, добиваться собственных целей.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. «Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности занимались такие психологи: Л.С. Выгодский, Л.С. Фурмина, Л.В. Вырошникова, Н.П. Карпинская, А.Н. Леонтьев, Л.П. Бочкарёва, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Л.В. Артёмова, О.А. Карабанова.

Знаменитый советский психолог Л.С. Выгодский отмечал, что театр – самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

По мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Поэтому на новый учебный год я выбрала направлением своей работы «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста».

Цель: формирование интереса детей к театрализованной - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи:

- Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условия развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

- Формирование у детей раннего возраста простейших образно – выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).

- Приобщение детей к театральной культуре (знакомства с разными видами кукольных театров).

- Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.

- Развитие умения сопереживать.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых – вовремя создать условия для её появления и развития.

В адаптационный период игрушки – персонажи помогают детям расслабиться, снять напряжение и вызывают у детей положительные эмоции.

В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности:

- В режимных моментах, например, при формировании культурно-гигиенических навыков персонаж – кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем.

- Во время еды к ним в гости приходит девочка из вязанного театра и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Перед сном поёт колыбельную.

Также игрушки-персонажи выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности и для организации подвижных игр.

Разыгрываю для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызывать у детей желание включаться в спектакль.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, то есть от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

В группе организован уголок театрализованной деятельности:

- Ширма.

- Пальчиковый театр.

- Настольный театр.

- Вязаный театр би-ба-бо.

- Театр масок.

- Магнитный театр.

- Театр вязаных кукол (по сказкам: «Маша и медведь», «Колобок» и стихотворениям А. Барто «Игрушки»)

- Театр на дисках.

- Театр на фланелеграфе (по сказкам «Курочка ряба» и «Репка»).

- Фартучковый театр (по детским песенкам).

- Драматический театр (то есть сама переодеваюсь в разные персонажи).

- Музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.

- Конусный театр (по сказке «Теремок»).

- Уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками.

- Уголок ряжания.

В работе так же используются :

Имитации:

- Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц.

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

- Игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.

Импровизации:

- Игра – импровизация под музыку.

- Игра – импровизация с одним персонажем по тексту стихов и прибауток, которые читает воспитатель.

- Игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихотворений, которые рассказывает воспитатель.

- Игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Свою работу строю в тесном контакте с музыкальным руководителем, готовим и проводим праздники: «Праздник осени», «Новый год», «В гости к нам весна пришла».

Так же тесно сотрудничаю с родителями:

- Консультации для родителей: «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика», «Взял я в руки карандаш…», «Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста».

- Родительское собрание на тему «Игры – не забава».

- Презентация «Моменты из жизни группы».

- Организация выставки семейных работ.

Выбранное мной направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Поэтому считаю, что лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является благоприятным для развития речи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области