Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 200 «ОДУВАНЧИК»
ПАСПОРТ
макета: « Мой микрорайон»
Авторы | Андреева Н.В. | воспитатель |
Бутакова Т.В. | воспитатель |
г. Красноярск
Содержание
Цель: Формирование у детей знаний о своём городе, микрорайоне и умение ориентироваться на местности. Воспитывать интерес к родному городу.
Задачи:
Закреплять знания детей о ПДД
Воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, городу в котором живут.
Развивать внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких
Развивать логическое мышление
Профилактика детского дорожного травматизма.
Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, социально-бытовую ориентировку в пространстве.
Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Описание.
Макет сборно-разборный.
Материал: дерево, бумага, пластмасса
Модули: дома, деревья, знаки, дорожная разметка, машинки, фигуры человечков, социально значимые объекты (детские сады, школа, поликлиника), кафе, гостиница.
Карточки задания.
Применение.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
Воспитывая дошкольников, педагог применяет разные методы такие, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
Дидактическая игра «Найди свой дом».
Цель: сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Красноярске; развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких; развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство; воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход: детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом на макете и аргументировать ответ.
Дидактическая игра «Родные улицы».
Цель: в игровой форме закрепить знания детей названий улиц родного города.
Ход: Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
- Что такое улица?
- Назовите части улицы (тротуар, перекресток).
- Кто такие пешеходы?
- Как надо переходить улицу?
- На какой улице стоит наш дет. сад?
- Какие улицы вы еще знаете?
- Что такое площадь?
-Как называется площадь нашего города?
В конце игры воспитатель подсчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.
Дидактическая игра « Опиши свой путь от дома до сада».
Цель: Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы. Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правила дорожного движения. Развивать связную речь.
Ход: Ребята, мы живем в большом, красивом городе Красноярске. На дорогах нашего города очень сложное дорожное движение, движется много легковых машин и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает.
-Как вы думаете? Почему?
(Это потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей и пешеходов).
- О них мы сегодня и поговорим.
- Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, гуляете со взрослыми. Но совсем скоро вы пойдете в школу и вам придется ходить одним. И вам надо быть очень внимательными, знать, где и как переходить дорогу, знать свой маршрут.
Вот сегодня о своем безопасном маршруте от дома до детского сада нам расскажет …
Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ с помощью макета.
Дидактическая игра "Поставь дорожный знак"
Цель игры: Учить детей различать следующие дорожные знаки: «, «Дети», «Пешеходный переход»,; «Въезд запрещен»,); «Пешеходная дорожка» «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. Ход игры: Детям предлагается: рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро. |
Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
«Остановка пассажирского транспорта»
Цель. Расширять представления детей о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте.
«Опасные участки на пешеходной части улицы»
Цель. Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности.
«Зачем нужны дорожные знаки»
Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми знаками («Зебра», «Внимание», «Осторожно, дети»).
«Наблюдение за движением машин и работой водителя»
Цель. Закреплять знания о назначении знаков «Двустороннее движение», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено». Знакомить с сигнализацией машин, с дорожным знаком
«Знай и выполняй правила уличного движения» Цель. Закрепить знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам; транспорт ездит по правой стороне мостовой. Закрепить знания назначения сигналов светофора.
Рекомендации.
Использование макетов в работе с детьми.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов.
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества детей старшего возраста. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы эта игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры.