Первые годы жизни ребенка чрезвычайно важны для его формирования как личности, а также для успешности дальнейшего обучения. Именно поэтому родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений требуется уделить много внимания тому, что должен знать ребенок 6 лет. Это обеспечит ему необходимую практическую базу для начала обучения в школе и облегчит переход от раннего детства к серьезным нагрузкам во время учебы.
У каждого ребенка свой индивидуальный тип характера и психологической конституции, поэтому общие рекомендации психологов и педагогов приходится «подгонять» под конкретного человека. Однако существует общий список требований к знаниям и умениям дошкольников, которому необходимо следовать всем родителям и воспитателям. Он включает в себя перечень обязательных знаний в разных сферах жизни и повседневной деятельности, который поможет дошкольнику интегрироваться в школьную программу без перегрузок и напряжения.
Что должен знать ребенок шестилетнего возраста
Подготовка к школе – это очень важный этап в жизни ребенка, но цель обучения в старшем дошкольном возрасте состоит не только в этом. Важно также стремиться развивать детей разносторонне, при этом делая это таким образом, чтобы учеба не воспринималась им как тяжелая или нудная, неприятная обязанность. С этой целью обучение продолжают в легкой, интересной и ненавязчивой форме.
Для этих целей лучше всего использовать диалог, чтение, непосредственное общение с ребенком, а также сказки с информативным и полезным смыслом, на основании которых у детей формируется представление и мире, понятия добра и зла, ответственности, любви, дружбы и множества других чувств и качеств.
К шестому году жизни дошкольники должны иметь достаточно хорошо развитое воображение и образное мышление, обладать необходимой устойчивостью, усидчивостью, способностью решать логические задачи, соответствующие их возрасту.
Также они могут управлять своим вниманием в течение непродолжительного отрезка времени, распределяют роли до начала игры и придерживаются заранее установленных правил и условий действий. Они озвучивают своих игровых персонажей, наделяя их индивидуальными чертами характера, а также расширяют рамки игры, делая ее более разнообразной и индивидуальной.
В этом возрасте дети особенно много внимания уделяют изобразительному искусству, особенно рисованию. Родителям и воспитателям следует поддерживать и всячески развивать это стремление дошкольников, поскольку оно способствует активному развитию и прогрессированию не только художественных талантов, но и улучшает мозговую деятельность, помогает воображению и абстрактному мышлению. По отзывам, именно стимулирование изобразительной деятельности помогает раскрытию скрытых дарований ребенка, его большей открытости и обучаемости.
Знания, сформировавшиеся к шестилетнему возрасту
К моменту поступления в первый класс у каждого ребенка должны быть сформированы следующие навыки, умения и знания в разных областях:
- Общие понятия:
- Знание своей фамилии, имени, отчества, адреса, данных родителей и других важных сведений.
- Знания своей родины, ее символики, базовые понятия о патриотизме и политическом устройстве.
- Понимание различий между видами транспорта с умением объяснить их.
- Знание основных правил дорожного движения с умением применять их в реальных условиях.
- Знание базовых бытовых приборов и технических приспособлений.
- Понимание основных характеристик предметов и объектов (большой – маленький, холодный – горячий, близкий – далекий и тому подобное).
- Умения различать и описывать природные явления (снег белый и холодный, появляется зимой, летом жарко и греет солнце, ветер дует и так далее).
- Определение расстояния.
- Базовая классификация растительного и животного мира (трава, кусты, деревья, корова, курица, рыба, кошка, собака, насекомое и так далее).
- Элементарный уход за домашними питомцами (покормить рыбок, вынести лоток за котом, поиграть со щенком и т.п).
- Речь:
- Четкое воспроизведение звуков родного языка.
- Базовые знания о звуках, слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
- Использование обобщений из разных частей речи.
- Составление рассказов по предоставленному материалу, в том числе и по изображению.
- Пересказ коротких отрывков или целых произведений небольшого размера.
- Умение вести беседу, диалог.
- Способность контролировать громкость и интенсивность речи.
- Чтение стихотворений наизусть.
- Знание и использование вежливых обращений и формулировок.
- Самообслуживание и мелкая моторика:
- Умение обслуживать свои нужды: умываться, чистить зубы, мыть руки, причесываться, пользоваться туалетом, носовым платком и так далее.
- Умение одеваться и обуваться, снимать одежду и обувь, завязывать шнурки.
- Хранение своих вещей в определенном порядке.
- Рисование простейших схем и узоров на бумаге в клетку.
- Умение копировать несложные узоры.
- Выполнение специальных диктантов в тетради в клетку.
- Логическое мышление:
- Запоминание минимум 9 слов из 10 прочитанных троекратно.
- Нахождение и объяснение различий и сходств между предметами.
- Складывание предметов в группы по общим признакам.
- Распределение изображений по мере развития сюжета.
- Выявление предмета, выбивающегося из группы по своим характеристикам.
- Решение простых логических задач и доступных головоломок.
- Описание по памяти события, лица или предмета.
- Повторение по памяти предложения, состоящего не более чем из 6 слов.
- Математика:
- Знание часов, дней недели, месяцев и времен года.
- Ориентирование в пространстве.
- Объемное мышление.
- Знание базовых геометрических форм и тел, умение различать их и составлять композиции.
- Прямой и обратный счет минимум до 10.
- Умение называть количество предметов, в том числе и разнородных.
- Решение простейших задач на одно действие по сложению и вычитанию.
- Способность сравнивать однородные и разнородные предметы.
- Навыки линейного измерения длины.
- Знание цветового спектра и базовых оттенков.
- Определение времени по часам с интервалом в час.
- Изобразительное искусство:
- Использование разнообразных материалов и техник.
- Применение различных методик изображения.
- Способность лепить фигуры, объекты и композиции с правильными пропорциями.
- Умение пользоваться ножницами.
- Разработка и воспроизведение различных сюжетов и тем для своих работ.
- Обладание навыками декоративной деятельности, создание узоры.
- Работа с бумагой, клеем, тканями и другими материалами.
Наличие подобных навыков указывает на правильное развитие ребенка, успешное его формирование. Однако дети обладают индивидуальными чертами, поэтому это необходимо учитывать при предъявлении требований к их развитию. Кто-то может проявлять особые дарования в математике или рисовании, другие лидируют в общении и физической активности, но не отвечают высоким требованиям в области социализации и так далее. Поэтому при оценке того, что должен знать ребенок 6 лет, необходимо учитывать советы и рекомендации опытных педагогов и психологов дошкольного возраста.