Совместный детско-родительский проект по правовому воспитанию дошкольников в старшей группе по теме: "Маленьким детям – большие права"
Паспорт проекта:
Актуальность: В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
1.Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
2.Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
3.Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
4.Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
5.Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Идея проекта:
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью, свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Цель проекта:
Формирование основ правового воспитания старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
2.Формировать у детей представление о правах человека;
3.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
4.Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав;
5.Совершенствовать умение выражать своё мнение.
Развивающие:
1.Развивать умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы;
2.Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;
3.Развивать воображение, речь, коммуникабельные качества.
Воспитательные:
1.Воспитывать опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам;
2.Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
3.Воспитывать уважение и терпимость, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.
Задачи для родителей:
1. Улучшение детско - родительских отношений;
2.Привлечение родителей к жизнедеятельности группы, совместному сотрудничеству.
Вид проекта: Информационно – образовательный.
Время реализации проекта: долгосрочный (сентябрь - апрель).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Организованная форма ознакомления с правами включает в себя: Знакомство с правами человека; Беседы на этические темы; Чтение правовых рассказов; Чтение сказок; Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры; Физкультурно-оздоровительная деятельность; Изобразительная, трудовая деятельность; Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков; Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций, конфликтов).
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта: подготовительный.
Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жизнь, жилище (дом), здравоохранение, защиту от жестокого обращения и отдых).
Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
Разработка программы проекта «Маленьким детям – большие права» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта: практический.
Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жизнь, жилище (дом), здравоохранение, защиту от жестокого обращения и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта: заключительный.
Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
Анализ, оценка совместной работы.
Выявление и оформление проблемы на следующий год.
Презентация проекта «Маленьким детям – большие права».
План – схема проекта:
Мероприятия | Цель | Сроки |
1.Знакомство с правами детей (совместное занятие с работниками библиотеки школы). Беседа: «Права детей». Просмотр презентации: «Ваши права, дети!» Просмотр мультфильма: «Смешарики». 2.Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ. 3.Создание подборки методической литературы и пособий. 4.Ознакомление родителей с проектом. 5.Анкетирование родителей: «Знаете ли Вы права ребёнка?» | Разработка программы проекта: «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка. | сентябрь |
«Право на имя». 1.Беседа: «Значение имён». 2.Составление рассказа: «Моё имя». 3.Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снегурочка». 4.игра: «Имена на букву….». 5.игра: «Как растёт имя». 6.Рисование: «Цветок моего имени». 7.Огадывание загадок о сказочных героях. 8.Подвижная игра: «Угадай, кто позвал». Консультации для родителей:«Воспитание мальчиков и девочек». | Закрепление знаний о том, что у каждого человека есть имя, на которое он имеет право. | сентябрь, октябрь |
«Право на семью». 1.Беседа: «Моя семья». 2.Беседа: «Как зовут твоих родителей?» 3.Чтение сказки «Гуси - лебеди». 4.Составление рассказа: «Члены моей семьи». 5.игра: «Кто что делает». 6.Пословицы о семье. 7.игра: «Путешествие в будущее». 8.Рисование: «Моя семья». Совместная деятельность с родителями «Герб семьи». | Закрепление и расширение представлений о семье. | сентябрь, октябрь |
«Право на жизнь». 1.Беседа: «Я родился». 2.Чтение сказки: «Серая шейка». 3.игра: «Собери пазл». 4.игра: «Подумаем вместе». 5.Словесная игра: «Закончи предложение». 6.Обсуждение ситуаций: «Опасно для жизни». 7.игра: «Запомни эти номера». 8.Инценировка сказки: «Волк и семеро козлят». | Закрепление знаний детей о правилах безопасной жизни. | ноябрь |
«Право на жильё и его неприкосновенность». 1.Беседа: «Дом, в котором мы живём». 2.Чтение сказки: «Три поросёнка». 3.Беседа: «Где живёт человек». 4.Конструирование: «Мебель для моего дома». 5.игра: «Чей дом». 6.Игровое упражнение: «Назови свой адрес». 7. «Теремок». 8.«Постройки из конструктора». | Расширение представлений детей о праве на жильё и неприкосновенность. | декабрь |
«Право на медицинский уход и сохранение здоровья». 1.Беседа: «Почему человек болеет?» 2.Чтение: «Айболит». 3.Беседа: «Защита здоровья». 4.Лепка: «Здоровое питание». 5.Игра: «Составь свой полезный рацион». 6.Подвижная игра: «Съедобное, несъедобное». 7.игра: «Четвёртый лишний». 8.с.р.и: «На приёме у врача». | Формирование убеждений о необходимости сохранения здоровья. | январь |
«Право на защиту от жестокого обращения, всех видов насилия и эксплуатации». 1.Беседа: «Я наказан». 2.Чтение сказки: «Золушка». 3.Чтение сказки: «Дюймовочка». 4.Рисование: «Спасатели в сказках». 5.игра: «Хорошо, плохо». 6.Решение проблемной ситуации: «Меня наказали». 7.Беседа: «Почему нельзя обзываться». 8.Игровое упражнение: «Цвета и ассоциации». | Предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения. | февраль |
«Право на отдых». 1.Беседа: «Отдых человека». 2.Беседа: «Мои любимые праздники». 3.Составление рассказов: «Отдых моей мечты». 4.Чтение стихотворения: Е. Благинина «Мама спит, она устала». 5.Рисование: «Подарок другу». 6. Составление рассказов: «Я придумал праздник, которого нет». 7.Пожвижная игра: «Поздравляем с днём рождения». 8.Фотовыставка: «Отдыхаем, сохраняя здоровье». | Расширение представлений о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. | март |
Итоговое мероприятие: 1.интегрированное занятие: «Маленьким детям – большие права». 2.презентация проекта: «Маленьким детям – большие права». | Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях | апрель |
Ожидаемые результаты: Дети ознакомлены в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека; Осуществляют перенос опыта знаний и представлений о правах человека в игру; У детей сформированы первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка; Возросла самостоятельность, ответственность за свои действия; Дети научились сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы; Дошкольники стали с уважением и терпимостью относиться к одногруппникам , независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.
Перспективы: Продолжать работу по формированию правового сознания, на основе разработанного плана с детьми и родителями, используя разнообразные подходы по организации детей; Составить перспективный план по данному вопросу для детей подготовительной группы; Продолжить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по правовому воспитанию; Пополнить копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей и правовому просвещению родителей.
Итоговые мероприятия проекта:
1.Интегрированное занятие «Маленьким детям - большие права».
2.Презентация проекта на круглом столе «Маленьким детям - большие права».
Конечные продукты проектной деятельности:
1.Организация выставки детских работ.
2.Презентация «Правовое воспитание дошкольников».
3.Дидактическая игра «Я и мои права».
4.Дидактическая игра «Я знаю свои права».
6.Альбом «Герб моей семьи».
7.Ширмы - передвижки: «Права детей».
8.Макет: «Мой район».