Занятие по риторике: «Повествовательная интонация»
План занятия:
«Разминка»: разучивание артикуляционных упражнений, Формирование правильного дыхания.
Передача ритмического рисунка.
Упражнение на усиление голоса на материале гласных звуков (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).
Что такое интонация.
Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений (дети поднимают карточки с точкой).Прослушать текст рассказа и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в тексте.
-Ребята, всем здравствуйте, давайте перед началом занятия выполним несколько артикуляционных упражнений: «Улыбка-хоботок», «Хомячок», «Лошадка».
-Молодцы! А теперь давайте вспомним, как нужно правильно дышать. Сделали вдох через нос – выдох через рот. Ребята, делая носом вдох, поднимайте руку вверх, а на выдохе плавно опускайте её. Делаем упражнение 3 раза.
- А теперь сделали вдох глубокий, задержали дыхание, затем выдох. Молодцы, все справились.
-Давайте мы с вами пропоём гласные по этой схеме.
- Поиграем в игру «Повтори за мною ритм». А теперь игра «Перемена ритма». По сигналу вы хлопаете в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. (Флажки: Красный-быстрый, жёлтый-медленный, зелёный остановиться).
-Вы большие молодцы. А кто мне скажет, Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица??
-Как это возможно?
-Можно ли при помощи голоса передать настроение? (Для этого нужно изменить интонацию)
Интонация – это манера произношения, отражающая чувства говорящего, его тон.
-Давайте поиграем с вами в игру «Скажи фразу» (вежливо, строго, просяще, повелительно, весело, грустно, равнодушно, зло, радостно)
-К нам в гости пришёл червячок, зовут его Повествун. И он нас сейчас расскажет, почему его так зовут. (Зовут меня так, потому что разговариваю я всегда спокойно, без радостный эмоций и никогда не задаю вопросы).
- Давайте придумаем предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.-Молодцы!
-После моих предложений всегда в конце ставиться точка.
Давайте вместе с вами поиграем в игру «Поставь точку». Я читаю для вас рассказ, если в нем вы услышали спокойное предложение, повествовательное, то поднимаем точку вверх.
Я люблю ходить в детский сад! И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. Интересно, когда же он вернётся? В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.
-Что было бы, если бы мы не ставили точку?
-Молодцы ребята, вы хорошо поработали! Сегодня мы с вами сделали разминку, познакомились с повествовательной интонацией и с точкой. А в завершении занятия мы с вами сыграем в игру.
Игра покажи Эмоцию. (сопровождать их движениями тела, мимикой: радость, боль, просьба, усталость, грусть и пр.).