Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Творческий союз педагога и ребенка

Обобщение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБУДО «Дом искусств «Ритм» города Курска

Педагог дополнительного образования

Роспопова Ольга Алексеевна

Творческий союз педагога и ребенка

Занятие– это творческий союз педагога и учащегося. В зависимости от прочности такого союза будут и результаты. На мой взгляд, результаты будут достойными лишь в том случае, если сам педагог – личность творческая, постоянно обновляющая знания, развивающая свои умения и навыки. Ведь создание творческой атмосферы зависит от умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если педагог не любит рисовать, лепить, творить – детям будет трудно чему-то у него научиться.

«В средневековом французском городе Шартре возводили знаменитый собор. Строителей спросили, что они делают. Один из них ответил «Тащу тачку с камнями. Пропади она пропадом!». «Зарабатываю деньги», - сказал второй. А третий молвил: «Возвожу храм!» Это притча.

Что же сделать для того, чтобы труд каждого ребенка по приобретению знаний и умений в детском коллективе не был тяжелой «тачкой с камнями», не был «зарабатыванием денег», т.е. грамот и дипломов, а стал бы осмысленной, целенаправленной и желанной работой души и ума ?

Проблема решаема, если педагог ежедневно идет на работу с желанием возводить «храм» – храм в душе ребенка, при этом не разрушив его индивидуальности, а помогая раскрыть огромный волшебный мир изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Вспоминается сказка о прекрасной Золушке: «Я еще не волшебник, я только учусь…». Согласитесь, если в каждом ребенке видеть не обучающегося, а будущего волшебника, то он им обязательно станет!

Одна из главных задач педагога– постараться выявить, раскрыть и поддержать талантливых детей. Ребенок должен быть уверен, что он уникален и может многое — это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего увидеть, а увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.

Цель моих занятий - помочь учащимся раскрыть себя, вызвать в каждом стремление проявить свое «Я».

Как говорить о детском творчестве и о развитии его фантазии, если ребенок испытывает чувство страха, переживает перед началом работы? Если ребенок не будет знать, как нарисовать то, что он задумал, то будет бояться, что у него не получится задуманная композиция. Работа с детьми по развитию удачливости, веры в себя начинается с преодоления страха перед будущим, боязни собственных желаний и неверия в то, что они когда-нибудь осуществятся. «Если вы идете по миру, отыскивая мастерство, то вы найдете мастерство. Если вы идете по миру, отыскивая проблемы, то вы найдете проблемы», так гласит арабская поговорка. На занятиях я внушаю детям: «Вы удачливые, сильные и талантливые! Будьте уверены в своих силах. Соединяйте работу рук с работой головы. Помните, ум ваш должен быть на кончиках пальцев. Развивайте умение слушать, видеть и благодарно хранить в душе и памяти все доброе и прекрасное».

Трудно пробудить у детей эмоции. А заговорят чувства – обязательно заговорят и юные художники, а следовательно, воплотят задуманное на бумаге. Стараюсь строить свои занятия так, чтобы дети попадали в доброжелательную обстановку, рождающую ощущение уверенности в своих силах. Занятие изобразительным искусством стремлюсь сделать для каждого воспитанника ярким событием, побуждающим к самостоятельному творчеству. Для этого использую музыкальные и зрительные образы, стихи, игровые ситуации. В каждой работе ищу что-то хорошее, необычное, избегаю неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. Сравниваю успехи ребенка с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других детей. Стараюсь как можно реже говорить частицу НЕ в общении с детьми, так как знаю, что частица НЕ существует в языке, но не в опыте. Наша психосоматика совершенно не воспринимает частицу НЕ

На занятиях изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством стараюсь вырабатывать в детях стремление к самостоятельному творческому поиску, трудолюбию и аккуратности в работе, поощряю фантазию, отход от шаблонов. Приветствую собственное видение образов, выбор индивидуальной для себя техники работы. Побуждаю обучающихся к анализу результатов. Уверена, что избыток «шефства» может затруднить творчество в нашем союзе.

На занятиях часто напоминаю воспитанникам, что талант, способности – безусловно, дар природы. Бытует мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не исчезнет. Есть даже поговорка: «Талант пробьется». Убеждаю детей, что одаренность существует лишь в постоянном в развитии, она своего рода сад, который нужно возделывать не покладая рук. Помните сказку «Алиса в стране чудес»? Попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Вот и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Талант существует только в динамике – или развивается или угасает. Всем известно, если дар не поддерживается трудолюбием, он гибнет.

В объединении «Колорит» занимаются любые дети - обычные, еще не нашедшие свое призвание; одаренные, прославляющие наш город на конкурсах, смотрах, выставках различного уровня; проблемные, нашедшие свою нишу именно в дополнительном образовании

Большую роль для творческого развития и сплочения детского коллектива имеет сотрудничество с родителями. Постоянно стараюсь содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий. Проводим с детьми мастер- классы для родителей по изготовлению сувениров, выходы на праздничные ярмарки, чтобы продать полезные и нарядные детские изделия. Происходит освоение навыков предпринимательской деятельности: дети знакомятся с деятельностью рекламных агентов, продавцов, бухгалтеров, конечно, в игровой форме, но такое распределение ролей интересно детям, они стремятся научиться быть разными, проявить свои лучшие качества, познать себя.

Считаю, что важно отслеживать творческий рост и совершенствование обучающихся. Используя компьютер можно легко вести учёт творческого роста каждого ребёнка. Из года в год все достижения воспитанников фиксируются в базе данных детского объединения «Колорит».

Процесс обучения в детском коллективе основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. От детей с меньшими возможностями не требую канонического выполнения рисунков, но к одаренным детям (творческая группа) требования предъявляю достаточно высокие. На занятиях я призываю детей экспериментировать: работать в разнообразных техниках, придумывать новые конструкции изделий из бумажной массы и соленого теста, предлагать новые способы соединения, виды декоративного украшения.

В детском объединении «Колорит» воспитанники работают в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу. Юные художники передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят, шутят. Все работают усердно, а усталости нет ни у кого, так как все увлечены делом. С первого сентября, по традиции, мы начинаем подготовку первой выставки детских работ в группе. Учащиеся могут выбрать любой предложенный им художественный материал (уголь, карандаши, мелки, краски и т.д.), для того чтобы нарисовать авторскую работу «Моя презентация», которая служит вхождением ребенка в позиции «Я — художник» и «Я — автор». Эти работы представляют собой диагностику сложившихся умений и навыков детей. По ее результатам анализируем то, что ребятам лучше всего удалось, как привлечены определенные выразительные средства. Такие занятия обязательно должны быть самопознанием детей.

Убеждена в том, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей. По словам философов жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них.

Чтобы сформировать познавательный интерес детей, стараюсь использовать разнообразные типы занятий, формы и методы их проведения.

Очень полюбились детям интеллектуально-развивающие игры: «Помоги художнику», «Заколдованные картинки», «Волшебные очки», «Угадай картину по фрагменту» и т.д.

Творчество детей отличается непосредственностью восприятия, способностью удивляться, нестандартностью видения, неуемной фантазией. Задача педагога - сохранить эти качества, направляя их в нужное русло. Для этого использую разнообразные виды учебных занятий: комбинированное занятие, сочетающее в себе получение информации и практическую деятельность, самостоятельная работа, занятие-экскурсия, занятие-вернисаж, занятие-сказка, КВН и т.д. Игра, например, позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. С детьми 1 года обучения провожу игру-соревнование: “Кто составит больше оттенков определенного цвета”, например, “зеленой” или “красной” гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают множество наименований цветовых оттенков; «Погружение в цвет», «Цветовые угадайки», «Весёлые кляксы”. Игра тесно связана с воображением, с формированием творческих способностей. С помощью игры создаю нестандартные ситуации, игра помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного мышления.

Неподдельный интерес у детей вызывают коллективные работы. Каждый из них старается внести свою лепту в совместную работу, опасаясь остаться безучастным.

Осенью и весной ходим на пленэр, где проходят занятия, посвященные пейзажной живописи. Ребята напрямую общаются с природой, чувствуют ее близость, видят ее красоту и совершенство , получают большое удовольствие от общения с ней и понимают, что главный учитель для художника - природа!

Большое внимание на занятиях изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством уделяется сохранению здоровья детей и подростков. А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

С целью сбережения здоровья детей используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся. Регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения, технике безопасности. На каждом занятии запланирована физкультминутка: упражнение для глаз, пальцев. Большое внимание уделяется правильной осанке во время занятия.

Большая роль отводится организации и проведению выставок, как части учебного и творческого процесса. На итоговых занятиях готовим выставку тех работ, где особенно выразительно использованы разные художественные материалы. Итоговое занятие проходит в форме «художественного совета». Автор рассказывает о своей композиции, о том, что он своей работой хотел донести до зрителя. Остальные выступают в роли экспертов- задают вопросы.

Благодаря выставкам, юные мастера знакомят зрителей с результатами обучения, с деятельностью детского объединения «Колорит», демонстрируют процесс и темпы своего творческого роста, многообразие техник, средств, видов и жанров.

Лучшие работы учащихся представляются на учрежденческие, окружные, городские, областные, всероссийские и международные конкурсы детского художественного творчества.

Сложный и волнующий мир прекрасного окружает каждого из нас. Трудно найти человека равнодушного к прекрасному. Но особенно чутка к нему пора юности, когда совершается процесс духовного формирования личности. Именно искусство, произведения художественной культуры помогают ребятам найти ответы на волнующие их вопросы, и именно искусство дает пищу не только уму, но и чувства добрые пробуждает, и именно искусство помогает найти гармонию, идеал, когда «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

Мне бы очень хотелось, чтобы занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством никогда не превратилось в тяжесть «тачки с камнями», как в причте, а стало строительством храма. Занятия, где комфортно и интересно каждому ребенку, где каждая новая тема тянет в высь, дает мощное эстетическое и духовное развитие. Ведь построить храм души человеческой- души вверенного тебе ребенка, заветная мечта каждого педагога. Чтобы мог он сказать с гордостью: - Я строю ХРАМ!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области