СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВПНИЯ
Специфика дополнительного образования, как гибкой системы, способной быстро реагировать на запросы детей в творческом развитии личности, обеспечивает широту культурного кругозора. В рамках дополнительного образования создается среда интеллектуального и нравственного общения, развиваются увлечения, привычка к культуре досуга.
Основными задачами педагогов в учреждениях дополнительного образования является реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов идеалов личности и общества; привлечения ресурсов музыкально-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей для профилактики и коррекции асоциального поведения; воспитания гражданственности, любви к Родине и семье, уважительному отношению к культурному наследию.
Педагоги, работающие в учреждениях дополнительного образования, не заставляют детей учиться, а создают условия для развития природных задатков, интересов учащихся; умственного, физического, эстетического, творческого развития детей, их самореализации и профессионального самоопределения.
Главной особенностью учреждений дополнительного образования является то, что педагоги и концертмейстеры обучают и занимаются со всеми желающими без отбора. Все дети разные по своим физическим, физиологическим и другим способностям. Безусловно дети с ограниченными способностями требуют особого подхода в работе и требовать от них одинакового выполнения определенных задач нет смысла, иначе пропадает желание заниматься. А вдруг за этим маленьким, неуверенным в себе, всего боящимся существом скрывается будущая звездочка, и какое счастье если мы смогли её зажечь!
Только личностно-ориентированный, индивидуальный подход , исключительное терпение, доброжелательность и интерес к своим ученикам способствует развитию таких личных качеств, как смелость, уверенность в себе, терпимость, выносливость, ответственность, прилежание, дисциплинированность.
В учреждениях дополнительного образования наряду с педагогами образовательную деятельность осуществляют концертмейстеры.
Концертмейстер – одна из самых распространенных профессий среди пианистов. Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (в переводе с немецкого) . В Викепедии можно найти два толкования: 1. Руководитель исполнителей в оркестре(обычно это опытный и/или одаренный); 2. Пианист- аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами.
Расцвет концертмейстерства пришёлся на вторую половину 19 века, на эпоху романтизма. Именно тогда было создано большое количество камерной инструментальной и вокальной музыки, что потребовало особенного умения аккомпанировать солисту. Сюда можно отнести уверенное и образное чтение с листа, умение транспонировать на различные интервалы и другое.
В настоящее время концертмейстер востребован и в классе( по всем специальным предметам у инструменталистов) , в хоровом и хореографическом коллективе, ка концертной эстраде и в оперном театре.
Но не нужно работу концертмейстера сводить только к разучиванию с солистами партий, исполнению в ансамбле на сцене, механическому сопровождению занятий хореографии. Наряду с тем, что концертмейстер должен обладать такими личными качествами как высокий исполнительский профессионализм, чуткость(умение быстро реагировать на изменения ситуации: изменение темпа, потеря текста у солиста во время выступления), в классе хореографии владеть специфическими знаниями в области хореографии( термины, структура движений и характер их исполнения; обширный, постоянно обновляющийся репертуар, соответствующий возрасту детей и предмету ( классический экзерсис, ритмика, гимнастика, народно-сценический танец) , концертмейстер является таким же полноценным участником образовательного процесса, как исполнитель и руководитель. От него в равной степени зависит качество исполнения, общая сценическая культура, психологический комфорт.
В деятельности концертмейстера в органическом единстве объединяются творческие(исполнительские), педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга.
Так например педагогика сотрудничества включает в себя три субъекта образовательного процесса: педагог-концертмейстер-ученик. Все должны действовать сообща, без превосходства над другим. Отношения с учениками должны быть направлены на активное вовлечение их в самостоятельную познавательно-творческую деятельность, а сотрудничество педагог – концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющем достигать единой цели.
Особенно показателен в педагогике сотрудничества гуманно- личностный подход к учащимся, объединяющий в себе веру в ребенка, мастерство и тактичность общения, отсутствие прямого принуждения, толерантность к ученическим недостаткам, формированию положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение собственной точки зрения обучающегося.
Личностно- ориентированный подход способствует формированию адекватной самооценки ученика. Он обеспечивает психологический комфорт учащихся как в классе, так и на выступлениях, что является основой для дальнейшей творческой деятельности.
Технология развития творческих качеств личности имеет главный целевой акцент – развитие творческих возможностей. Нельзя допускать чтобы ученик «слепо» шел за концертмейстером, бездумно выполнял те или иные указания. Концертмейстер может способствовать развитию креативности в нём, эффективно воспитывать художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, формировать внутренний мир.