Конспект интегрированного занятия
Тема: «Жили-были гномы»
Программное содержание. Обобщить знания детей о спичках.
Стимулировать речевое развитие путем активных движений пальцев.
Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их с помощью эксперимента.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Развивать образное и логическое мышление.
Демонстрационный материал: Коробок со спичками - для воспитателя. Плоская емкость с водой, гвоздь. Коробка и конверт с письмом-заданием, лупа, свернутое трубочкой письмо.
Раздаточный материал: Коробок с обработанными спичками, дощечка с нанесенным на нее тонким слоем пластилина - на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседа, экспериментирование, Физкультминутка, аппликация из спичек и пластилина.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях вокруг воспитателя.
Воспитатель. В одной сказочной стране жили- были гномы. Днем они прятались от людей и спали, а ночью занимались своими делами. Гномы были очень трудолюбивыми, они могли сделать все что угодно. Однажды гномы нашли коробок (показывает спичечный коробок). Как вы думаете, что в нем оказалось? (спички). Правильно, а что вы можете рассказать о спичках? (они сделаны из дерева, легкие, ломаются.) подумайте, во что можно превратить спичку?
Дети передают друг другу обработанную спичку и придумывают, во что ее можно превратить. Например, в кисточку, счетную палочку и т.д.
Затем воспитатель ставит в центр круга стол, на котором приготовлены спички, плоская емкость с водой, гвоздь. Предлагает детям подойти к столу.
Воспитатель. Возьмите каждый по спичке и опустите на воду. Почему спички не тонут? (предположения детей.) спички сделаны из дерева, в дереве (древесине) много воздуха, а воздух легче воды, поэтому спички не тонут.
Посмотрите, я беру гвоздь и опускаю его на воду. Что с ним произошло? (Он утонул.) Как вы думаете, почему?(Предположения детей.) Гвоздь сделан из железа, он тяжелее и дерева, и воды, поэтому утонул.
Из спичек можно выкладывать разные фигуры. Но для такой работы нужны ловкие тренированные пальцы.
Физкультминутка «Мои ловкие пальчики».
Мои пальчики расскажут,
Что умеют, все покажут.(Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу.)
По пять их на каждой руке,
Все сделать смогут, всегда помогут. (хлопают в ладоши.)
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают. (Выполняют движения в соответствии с текстом.)
Пять и пять моих ловких пальчиков! (Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу.)
Воспитатель (вынимает из коробки два конверта). Посмотрите, конверт! Как вы думаете, что в конверте? (Письмо.) Да, это письмо с заданием для вас.
(вынимает из коробки письмо, свернутое трубочкой. Разворачивает и показывает, что буквы очень маленькие.) Как прочитать такой мелкий шрифт? (Предположения детей.) С помощью этого прибора (демонстрирует лупу) можно прочитать очень мелкие, маленькие буквы и рассмотреть крохотные картинки. Как называется этот прибор? (Ответы детей.) Да, это лупа. И сейчас с ее помощью я прочитаю письмо.
«Дорогие дети, помогите нам! Мы в последнее время много путешествуем и давно не были в нашей сказочной стране. Там мы жили в лесу на высокой горе. Мы соскучились по лесу. Выложите, пожалуйста, из спичек, что вы видели в лесу, что там происходит. Гномы».
Теперь понятно, почему письмо написано таким мелким почерком - ведь его авторы маленькие гномы. Поможем им? (Да, поможем.) тогда закройте глаза и подумайте, что вы будете выкладывать.
Дети берут дощечки, коробки со спичками и приступают к работе. Выполняют аппликацию из спичек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина. Готовые изображения кладут на подоконник и отправляются на прогулку. Возвратившись, дети обнаруживают, что гномы забрали подарки.