Название статьи: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.
Конышева Алина Владимировна – должность воспитатель
МБДОУ «МЕНЧЕРЕПСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Аннотация:Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, эта тема актуальнана современном этапе развития экономических отношений в России. Министерством финансов РФ был запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», в связи с этим я решила поделиться со своим опытом и затронуть тему, как можно на занятиях физкультуры реализовать экономическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста. Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры. Новизна заключается в формирование первичных экономических понятий у дошкольников на занятиях физической культуры.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Старшие дошкольники формируют умения оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Актуальность обусловлена тем, что у детей старшего дошкольного возраста появляется интерес к финансовой деятельности, и у них происходит произвольное формирование экономических предпосылок на основании этого родители и государство, стали заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности дошкольников. В связи с этим возникла необходимость в дошкольной образовательной организации внедрить дополнительную общеразвивающую программу, с помощью нее я инструктор по физическому воспитанию два раза в месяц организовываю и провожу занятия по финансовой грамотности по средствам физической культуры. В программу входят эстафеты с выполнением экономических задач, ситуаций, путешествие на различных транспортах с приобретением билетов исходя от денежных средств, воплощение в роли для знакомства с новыми профессиями.
Для реализации использовала метод наглядный - демонстрация способа выполнения физических упражнений; демонстрация образцов и персонажей в занятиях; наглядные материалы (карточки, деньги, маршрутные листы, иллюстрации товара не товара и др.). Словестный метод - применяя художественное слово; потешки, загадки; рассказы. И третий метод практический – это повторение физических упражнений.
Используя дополнительную общеразвивающую программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста дети начинают приобретать такие качества, как: умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша, свободно переключают внимание от активной деятельности к познавательной, знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них, составляют простой семейный бюджет, и распределяют его по потребностям людей. С помощью игр заметнее начинают контролировать свои потребности в жизненных ситуациях. По средствам анкетирования родителей, успешней применяют в повседневной жизни полученные знания о финансовой грамотности.
Делясь с вами своим личным опытом, вы узнали, как можно интегрировать образовательные области физическое развитие и познавательное развитие по финансовой грамотности. Но не достаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.
Ключевые слова: физическое развитие,финансовая грамотность, экономические предпосылки, экономика, двигательная активность,честность, выигрыш, проигрыш, соревнования, семейный бюджет, потребности, экономическое воспитание.
Список литературы:
А.А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» / Москва «Просвещение», 2001.
Концепция развития математического образования.
Образовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Распоряжение от 25 сентября 2017 года №2039-р.
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.