Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Нравственного воспитания несовершеннолетних через творческие игры»

Изучить игру как средство нравственного воспитания детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Нравственного воспитания несовершеннолетних через творческие игры»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность - разрушение личности.Нравственное воспитание подростающего поколения является одним из противоречивых вопросов современности. Именно нравственное воспитание, можно назвать основополагающим моментом, который существенно повлияет на иные периоды жизни. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Социальная среда ребенка - это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Это общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.

Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, процесс социализации часто затруднен из-за отсутствия положительных образцов поведения, возможности получить необходимые знания, приобрести навыки, из-за смещения ценностей.

Задача социально-реабилитационных центра - восстановить (если это было), сформировать систему навыков и умений, обеспечивающих ребенку эффективную социализацию. Задача нравственного воспитание состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого воспитанника, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В работе по нравственному воспитанию детей необходимо решать следующие основные задачи:

Воспитывать уважение к нравственным нормам, морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Содержание и формы работы по нравственному воспитанию:

Занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей.

Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Беседы с детьми о правилах поведения.

Этические беседы.

Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

Одно из средств ориентировано на дошкольный возраст группы «Дружная семейка»– это творческие игры.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений.Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Группу творческих игр составляют:

-сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр)

-игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений, и др.

Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинакова, и это нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче чем через обучение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность , помочь им закрепить свое положение в коллективе детей.

Именно через сюжет игры возможно вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний. Но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика воспитанника. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их.

Сюжетно – ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у ребят умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.У детей во время игры формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании.

Игра-драматизация рассматривается как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.Слайд №11(М)Во время игр-драматизаций решаются задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовались такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке.

Используя игры-драматизации в работе по нравственному воспитанию необходимо выполнять следующие задачи:

-Активно поддерживать стремление детей к прекрасному, воспитываю в них нетерпимость ко злу. В результате этого у детей формируется потребность помочь другому, проявляется желание быть умным, добрым, похожим на понравившегося героя. -Добиваться, чтобы поведение, поступки героя оставались эталоном для организации собственного поведения;

-Формировать способность детей к самообучаемости. -Развивать умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;

-Формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества;

-Необходимо вовлекать их в интересный, творческий процесс, где они раскрепощаются, учатся объективно оценивать себя и других, чувствовать истинное и фальшь.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для театрализованной деятельности, включающий в себя элементы костюмов персонажей сказок, предметы для сюжетно-ролевых игр(посудка, «доктор», «парикмахерская»), шапочки-маски, наручные куклы,конусный театр.

Руководство игрой-драматизацией, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:

– сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; – эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;– увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия; – богатый и яркий иллюстративный материал.

Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.

Таким образом, особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или игра-драматизация) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области