Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»
План работы по самообразованию на 2019- 2020___ учебный год
Степанова Лилия Петровна- воспитатель
(Ф.И.О., должность)
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1.Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Прививать интерес к положительным героям произведений.
3. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Месяц | Мероприятие, тема | Источник |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме. Изучение литературы. 2.Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Крот и штанишки» «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Дружная семья» Дидактическая игра: «Угадай сказку», применять цитаты из сказок в режимных моментах. Игровая ситуация «Ищем добрые слова». 3.Консультация«Как подружить ребенка с книгой» | Книга №1 (истоки) Дружная семья. Хрестоматия 4 -5 лет. ИКТ. Пособие для родителей и воспитателей «Умные сказки» Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. |
Октябрь | 1.Изучение литературы. 2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. «Жихарка», «Упрямый утёнок». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». 3. Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» | Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. Хрестоматия 4 -5 лет. ИКТ. |
Ноябрь | 1. Изучение литературы 2. Совместная деятельность с детьми: Чтение: А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Петушок бобовое зёрнышко, «Кораблик Разучивание стихотворения «Доброе утро». 3. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | Книга №2 (Истоки) «В добрый путь» Сказки В.Сутеева, Хрестоматия ;4 - 5 лет |
Декабрь | 1 Изучение литературы 2.Совместная деятельность с детьми: Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». 3. Консультации для родителей: «Почитай мне сказку» | Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2005. |
1 | 2 | 3 |
Январь | 1. Изучение литературы 2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Рассказ Нечаев «Как покататься на лошадке» Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» 3. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой». | Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии». Практическое пособие «Уроки вежливости» Н.М.Метенова Книга №3 «Добрая забота» (Истоки) |
Февраль | 1. Изучение литературы 2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят» Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» О.С.Абрамова «Семейный праздник», «Добрая забота», Рассказ «Вежливые бельчата»» 3.Консультации для родителей: «Особенности чтения сказок о животных». | Практическое пособие «Уроки вежливости» Н.М.Метенова Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» Книга №3 «Добрая забота» (Истоки) Хрестоматия 4-5 лет |
Март | 1. Изучение литературы 2. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах. Пальчиковая игра «Вместе с мамой», Сказка «Сказка про козочку с козлятами и зайчиху с зайчатами» Сказка «Цветы для мамы» Ирис Ревю Выставка «Портрет моей мамочки» 3. Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет» | ИКТ(статьи) Сайт МААМ |
Апрель | 1.Изучение литературы 2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. Чтение А, С. Пушкин «Ветер на море гуляет», «Крошечка Хаврошечка»; Хороводная игра «В гости к сказке»; «Как попугай Таню вежливости научил» 3.Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг | Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей Книга №4 «Благодарное слово» (Истоки) Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» |
Май | 1.Изучение литературы. 2.Совместная деятельность: Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Рассказ Н.К.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике», «Спасибо» Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). 3. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку. | Книга №4 «Благодарное слово» (Истоки) . Ильин И.: «Духовный мир сказки». |