Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»
Лев-Толстовского муниципального района
Проект
«Познавательные сказки»
Автор: воспитатель
первой квалификационной категории
Митряева О.А.
2020г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта:
«Познавательные сказки».
Тип проекта:
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Предмет проекта: русские народные, авторские, познавательные сказки.
Сроки реализации проекта: 2 месяца.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сказка учит добро понимать,О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый – его защитить!Дети учатся думать, мечтать,На вопросы ответ получать.Каждый раз что-нибудь узнают,Родину свою познают!
А. Лесных
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.Сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Цель проекта: воспитывать у детей любовь к русским народным, авторским и познавательным сказкам.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа - сказках.Расширять представление детей о сказках.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Укреплять дружеские отношения в семье.
Прививать любовь и интерес к чтению русских народных, авторских и познавательны сказок.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
•Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Воспитательные:
•Воспитывать у детей любовь к сказкам.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Для детей:
Викторина «Путешествия по сказкам».
Для родителей:
Папки-передвижки «Скрытые возможности художественных сказок», «Роль сказки в жизни дошкольника».
Для педагогов:
Показ открытой образовательной деятельности «Познавательные сказки».
Презентация проекта.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Принимают активное участие в реализации проекта;
Совместно с детьми по теме проекта, собирают наглядный материал.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ:
У детей сформированы знания о культурном богатстве русского народа - сказках.
Овладение знаниями о русских народных, авторских и познавательных сказках.
Создание соответствующей предметно – развивающей среды.
Повышение активности родителей в совместной деятельности с детьми.
У детей сформирован интерес к чтению сказок.
План реализации
проекта
Январь | Беседа с детьми на тему: «Русские народные сказки». Дидактические игры: «Собери сказку», «Назови сказку по иллюстрации», «Назови сказку по герою», «Четвёртый лишний». Лото «Сказочные герои». Вечер загадок на тему: «Герои сказок». Чтение русских народных сказок. Беседа с детьми: «Авторские сказки». Выставка произведений К.И. Чуковского. Мини – викторина по сказкам К.И. Чуковского. Чтение произведений К.И. Чуковского. |
Февраль | Беседа с детьми: «Понятие и особенности познавательных сказок». Чтение познавательных сказок. Совместное мероприятие с библиотекой: «Путешествие по сказкам». Раскраски «Герои сказок». Дидактическая игра «Найди лишнего героя сказки». ООД: «Познавательные сказки». |
Методическая литература:
1.Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» -М.: ТЦ «Сфера»,2010.
2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения» -2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Т.А. Шорыгина «Познавательные сказки». Беседы с детьми о Земле и её жителях. - М.: Тц Сфера, 2016.
6. Большая хрестоматия для дошкольников. – Москва: Эксмо, 2018.