Тема урока : ”Писатели- сказочники ”
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о писателях- сказочниках, о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ; обучать коллективной работе; развивать речь учащихся; работать над выразительным чтением; пересказа текста; воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев; выработка симпатий к качествам сказочных героев.
Оборудование: грамзаписи песен из мультфильмов; плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”; выставка книг с русскими народными и литературными сказками ,карточки с заданиями;
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.
- Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок.
- Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)
- А почему вы любите слушать и читать сказки?
(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)
- А что это за литературный жанр – сказка?
(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)
- А какие бывают сказки?
( Волшебные, бытовые, про животных)
-Чем же отличается сказка от других произведений ?( В сказках могут говорить и звери, и растения. С ними происходят необычайные происшествия. )
- Ребята, а кто сочиняет сказки? (Сказки сочиняют писатели и народ)
- А как называются сказки, которые сочиняет народ? (Народными)
- А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)
-Ребята, назовите писателей-сказочников.
(Пушкин А.С., братья Гримм, Ш.Перро, К.И.Чуковский, С.Я. Маршак, Г.К. Андерсен и др.)
- Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.
- Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну писателей-сказочников.
- Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)
“О чем-то скрипит половица,И спице опять не спится,Присев на кровати подушки,Уже навострили ушки…И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски…Тихонько скрипит половица,По комнатам ходят сказки”.
2. Встреча с Буратино ( небольшая сценка воспитательного значения)
3.Сообщения учащихся о писателях-сказочниках.
1). Алан Александрович Милн – английский писатель. Он родился в 1882-м году, умер в 1956. Сказку о Винни-Пухе и его друзьях он написал в 1926 году для своего сына. Сын вырос, стал почтенным английским продавцом книг. А сказка о забавном медвежонке переведена на многие языки мира. Винни-Пух очень любит петь. Его песни связаны с его настроением.. Если он задумчив или недоволен –перед нами ворчалка. Если счастлив—шумелка или кричалка. Если он трудится и поёт—пыхтелка.
2). Джозеф Редьярд Киплинг— английский писатель , родился в 1865 году, умер в 1936-м. Он писал и для взрослых, и для детей. Он много путешествовал: родился в Индии, молодость провёл в США, 10 лет прожил в Африке и лишь в начале 20-го века поселился в Англии. Всем хорошо известны его сказки «Кошка, гулявшая сама по себе» - о том , как человек расстался со своей «дикой» жизнью, и «Маугли»- сказка о Законах Джунглей. В ней правдиво изображена жизнь животных в джунглях, их нрав, внешность ,привычки, характер. Законы Джунглей, придуманные Киплингом, очень разумны и поучительны для людей.
3). Ганс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старинном датском городе Оденсе на острове Фюн. Его отец был башмачником, мать—прачкой. С раннего детства Ганс был фантазером и мечтателем, он обожал кукольные театры и рано начал писать .Его перу принадлежат такие сказки, как «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине» и многие другие.
4). Шарль Перро .Французский писатель-сказочник в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора. Он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов. Первую книгу сказок он опубликовал под псевдонимом – на обложке было указано имя его старшего сына, потому что Перро опасался, что репутация сказочника может повредить его карьере. В 1697 году вышел его сборник «Сказки матушки Гусыни», который принес Перро мировую славу. По сюжету его сказок созданы известные балеты и оперные произведения. Мало кто не читал в детстве про Кота в Сапогах, Спящую красавицу, Золушку, Красную шапочку, Пряничный домик, Мальчика-с-пальчика, Синюю бороду.
5). Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) Алексей Толстой писал во многих жанрах и стилях, получил звание академика, во время войны был военным корреспондентом. Несколько лет Толстой провел за границей, изучая литературу и фольклор разных стран: так и возникла идея переписать на новый лад сказку «Пиноккио». В 1935 году вышла его книга «Золотой ключик или приключения Буратино». Также Алексей Толстой выпустил 2 сборника собственных сказок, получивших название «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Наиболее известные «взрослые» произведения – «Хождение по мукам», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».
6).Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Великий поэт и драматург Александр Сергеевич Пушкин написал не только много произведений, которые пользуются заслуженной любовью людей. но и замечательные сказки в стихах. Писать свои стихи он начал еще в раннем детстве. Пушкин получил хорошее домашнее образование, окончил Царскосельский лицей. Дружил со многими известными поэтами. Его перу принадлежат : «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке».
4. Физкультминутка.
5. Викторина
а) Назови сказку !
1) А дорога –далека , 2) Ветер по морю гуляет, 3) Было у мельника три сына,
А корзинка нелегка, И кораблик подгоняет. И оставил он им, умирая,
Сесть бы на пенёк, Он бежит себе в волнах всего только мельницу, осла и кота.
Съесть бы пирожок. На раздутых парусах. («Кот в сапогах»)
(«Маша и Медведь») («Сказка о царе Салтане »)
б) Отгадай загадку!
1) Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка –праздник , и на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок (Винни Пух) .
2) Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, а ну, подскажите, как звали её ? (Красная Шапочка).
3) Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком. Очень просто и недлинно он зовётся (Чипполино).
4) Человек немолодой, вот с такущей бородой, обижает Буратино, Артемона и Мальвину. И вообще для всех людей он— отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас, кто такой он ? (Карабас).
5) Носик круглый пятачком, им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, вместо туфелек—копытца . Трое их и –до чего же братья дружные похожи. Кто герои этой сказки ? (Три поросёнка).
6). Смешной человечек на крыше живет,Смешной человечек ириски жует.Смешной человечек скучать не привык,Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон) Автор? (А.Линдгрен )
7)- А кто распевает такую песенку?
По всему известна свету луковиц семья: Чипполуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, чиполлотто, И, конечно, я (Чиполлино) Автор (Д.Родарри)
8. У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный. Но любил папаша сына Шалунишку ……..(Буратино) Автор (А.Толстой).
9. Появилась девочка в чашечке цветка,А была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)\
10. Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей.Он известен, знаменит,Добрый доктор …(Айболит)
11..Красна девица грустна:Ей не нравится весна,Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
6. Релаксация. Прослушивание хрустальной мелодии.
7. Индивидуальные задания
1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.
- В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.
-И всё-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.(Волк из «Красной Шапочки»)
2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.
-Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.
-Если бы он знал, что несёт совсем не пирожки— не потрепали бы его в деревне собаки. («Маша и Медведь»
3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар волшебный.
- Даже король поверил в это.
-А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить .(«Новое платье короля»)
4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них—лесть.
-Глупая птичка поверила ей.
- Проворонить свой сыр – это очень обидно.(«Ворона и Лисица»)
5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.
-Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.
-А вот то, что он ходит в сапогах, очень удивляло прохожих. («Кот в сапогах»)
6. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.
- Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходило по размеру.
- Эту хрустальную вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.(«Золушка»)
7. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.
- Дети сразу не поверили, что пришла мама.
-Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал Козе о том, что случилось. («Волк и семеро козлят»)
8. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.
-Глупый кругляшок пел ей песни.
-Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.( Лиса «Колобок»)
9. Две сестрёнки желали третьей только добра и поэтому перевели часы на час назад.
-Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.
- А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.(«Аленький цветочек»)
10. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.
- Сам –то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.
-Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрёл совсем не он. (Незнайка)
11. Эта проказница оставила стариков без обеда, а друга – без хвоста.
-Она здорово умеет притворяться мёртвой.
-А рыбу она ловит совсем не на хвост. ( Лиса )
8. Обобщение.
- Ребята, мы много с вами путешествовали, отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Вам понравился урок?
- А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино?
- Ребята, в нашей стране сказочнико очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше)
- А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”)
- А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши)
9. Итоги урока.
-Наше путешествие подошло к концу. Все сегодня хорошо поработали и получили достойные оценки.
- Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.
Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но
Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.
И еще хочу вам дать совет:Кто с книгой по свету шагает,Кто с нею умеет дружить,Тому эта книга всегда помогаетУчиться, работать и жить!Всегда любите книжки,Девчонки и мальчишки.- Спасибо за урок! Урок окончен.
Домашнее задание.
Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание.