Методическая разработка
конспекта занятия педагога-психолога. Прохоров Анатолий Николаевич, педагог-психолог МОУ СШ №3
г. Тутаева , Ярославской области.
В современном обществе серьёзное внимание уделяется развитию экологического стиля мышления, формированию экологически ориентированных личных ценностей, культуре разумного потребления. Работая в школе, обращаешь внимание на то, как дети, учителя, родители интересуются проблемами загрязнения окружающей среды, шума, утилизации отходов и т.д. Но, как правило, экологическое мышление не формируется. Как педагога-психолога, меня заинтересовала возможность обратиться к экологической психологии. Участвуя в муниципальном этапе конкурса «Педагог-психолог России», подготовил занятие (мастер-класс), которое позволило детям ощутить себя не только частью природного сообщества, но самим почувствовать ответственность за происходящее вокруг.
Тема занятия: « Мы все одной крови – ты и я» (по материалам тренингов «Вышли мы все из природы», « От экологии Земли – к экологии Души»). Класс: 3 (8 учащихся). Цель занятия: показать , что вид Homo sapiens – один из миллионов биологических видов, существующих на планете, а самые близкие нам – всегда рядом. Задачи: 1 .Коррекция и развитие экологических и психологических установок личности, преодоление антропоцентрического прагматичного отношения к природным объектам; 2. Обучение способам индивидуальной, парной и групповой работы, формирование способов реагирования в проблемной ситуации. 3 .Формирование умений, необходимых для психологического и экологического взаимодействия с окружающей социальной и природной средой. 4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, гуманизма личности. 5. Расширение индивидуального психологического и экологического пространства (расширение сферы взаимодействия с окружающей средой). Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.Основными элементами проведения занятия являются:1.Актуализация психологических и экологических знаний учащихся – возможность высказать свою точку зрения.2. Модерация- процесс, обеспечивающий принятие персональных и общих решений.3.Проблемная ситуация – возникает в процессе выполнения задания, требует усвоения новых знаний и условий решения.4. Самоконструкция – индивидуальное принятие решения.5.Социализация – самореализация в групповой работе.6.Афиширование – представление результатов деятельности и знакомство с ними.7. Рефлексия – отражение ощущений, возникших в ходе занятия.Ожидаемый результат:1. Расширение знаний о взаимосвязи психологических, социальных и биологических процессов, происходящих в мире и социуме.2. Знания о правилах построения диалога и совместной работы.3. Умения анализировать полученную информацию, проявлять добрые чувства по отношению друг к другу, включаться в диалог для достижения общей цели.Методическое сопровождение :презентация выступления, бумага А 4, ручки, круглый стол. Ход занятия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | |
1.Начало занятия. | Приветствие и представление педагога. Учащимся раздаются бумага и ручки. Педагог объясняет правила совместной работы. | Знакомство и создание доверительной атмосферы занятия. Обучающиеся приветствуют педагога. | 1 мин. |
2. Мотивация | Демонстрируется презентация «Мы и природа». Акцентируется внимание на основных аспектах сосуществования всех видов жизни на Земле. | Делают выводы о том, что человек является одним из многочисленных живых существ на планете. | 3 мин. |
3.Актуализация знаний. | Первичная информация о человеке. Биологическая и социокультурная среда. Сказка о Маугли – сосуществование человека и животных (примеры из реальной жизни). Анализирует вербальную и невербальную реакцию учащихся. | В ходе диалога с педагогом сравнивают, что общего между людьми и животными. | 1 мин. |
4.Определение и формулировка задания учащимся. | Предлагает вспомнить любое животное существо на Земле (домашнего питомца или обитателя дикой природы) и записать всё общее, что с ними объединяет. | Записывают своё имя и имя животного. Приводят обобщающие и сближающие человека и животного критерии (сходство). | 1 мин. |
5.Индивидуальная работа. | При необходимости помогает определиться с живым существом, сходство с которым он будет описывать. Предлагает пример из практики (по необходимости). | Работают над составлением списка сходств, опираясь на образ выбранного существа. | 2 мин. |
6.Работа в парах. | Предлагает учащимся объединиться в пары, провести сравнение полученных списков | Каждый участник выражает согласие или несогласие с точкой зрения партнёра. Вырабатывается совместный список объединяющих черт. | 2 мин. |
7.Групповая работа. Обобщение и конкретизация итогов работы. | Систематизация высказываний учащихся на доске. Обобщение о том, что всё живое на планете Земля имеет право на жизнь | Учащиеся вырабатывают общий перечень 5-10 характеристик, чтобы получился общий список для оглашения «Мы с тобой одной крови!». Делают выводы о совместном существовании живого. | 3 мин. |
8.Рефлексия | Предлагает учащимся закончить одну из фраз, позволяющих оценить своё участие в занятии: Сегодня я узнал … У меня вызвало затруднения… Я испытал чувства… Вместе с ребятами мы… Я могу себя похвалить за… Я понял, что… | Делятся впечатлениями о прошедшем занятии. | 2 мин. |
Использованы материалы книги: Шурхал Л.И., Самкова В.А., Козленко С.И. Экология. Живая планета. М., «Академкнига», 2015. Материалы интернет-ресурса: Универсальный образовательный портал.