Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Применение игровых технологий при обучении лексике на уроках английского языка в средней школе»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Применение игровых технологий при обучении лексике на уроках английского языка в средней школе»

“Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста” Мишель де Монтень (Французский писатель, политический деятель, философ)

Ни для кого не секрет, что в наши дни уделяется особое внимание созданию условий для развития творческого потенциала, активности, а так же интереса у школьников к изучаемым предметам. Применяются различные способы по достижению это цели, всевозможные конкурсы, олимпиады, дебаты, круглые столы и т.д. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием мы подразумеваем такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Предполагаемая активность, есть следствие целенаправленных воздействий при организации педагогической среды, то есть, применяемой технологии обучения.

К одним из таких средств можно отнести игровые технологии. Главная задача этой технологии приближается к тому, что бы процесс обучения был занимательным, создать у учащихся рабочее настроение, построенное на чистом энтузиазме, к тому же, немаловажным является тот факт, что применяя игровые технологии в обучении, мы помогаем ученикам преодолеть возможные трудности, в усвоении учебного материала. Незаменимую помощь в решении таких вопросов оказывают игры. Применение данных технологий, как правило, даёт положительные результаты, повышая интерес учеников к уроку. И что самое главное, позволяет сконцентрировать внимание школьников на самом главном - овладении лексическими навыками, за счет их включения в ситуацию общения, представленной в виде игры. Сущность данной технологии состоит в том, что учащиеся решают те или иные, умственные задачи, предложенные им в увлекательной игровой форме. Они должны сами находить решения, преодолевая при этом некоторые трудности, возникающие на их пути. Ребёнок понимает умственную задачу, как не просто практическую, но в то, же время и игровую; это способствует повышению его умственной активности и творческому потенциалу. [3, c. 50]

В основном, игровые технологии применяются для развития устно-речевых навыков и тем самым тренируют монологическую и диалогическую речь. Вместе с тем происходит интенсивное применение лексики, изучаемой по определенным темам.

Так как, лексика является основным строительный материал речи, владение ей является важной предпосылкой развития речевых умений школьников.

Игру же в этом смысле, можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где моделируется возможность для систематического повторения той или иной лексики в условиях, как можно больше приближённых к реальному речевому общению с характерными ему признаками. Например: эмоциональность, спонтанность, целенаправленность речевого воздействия, нормы этикета и т.д. [1, с. 322]

Способность осуществлять автоматически ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Из этого следует, что цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков. Процесс овладения словом распадается на несколько этапов первое- это ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, второе- тренировку в усвоении слов и применение новых лексических единиц в устной и письменной речи.

Таким образом, процесс формирования лексических навыков должен проходить в три этапа: этап ознакомления (ориентировочно-подготовительный этап), тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап), применение (вариативно-ситуативный этап)[5, с. 342] .

Овладеть данным навыком, без нахождения в стране изучаемого языка, представляется трудным. Именно поэтому одной из важнейших задач учителя является создание оптимальных условий при создании реальных и конструируемых ситуаций общения, побуждающих к решению конкретных задач. Отсюда вытекает и важность применения игры, в рамках базовых сфер общения: учебно-трудовой семейно-бытовой, и т.д

Стоит сказать о роли игры при формировании лексических навыков и умений школьников.

Во-первых, так как ведущая форма деятельности на среднем этапе обучения – общение то, именно для общения учащимся необходимо владеть требуемыми лексическими навыками.

Во-вторых, игра, в процессе обучения выполняет исключительную роль усилителя познавательного интереса, облегчения затруднительного процесса учения, создание условий для формирования творческой личности учащихся. И последнее, в игре проявляются все способности человека, а значит, учащееся получают возможность проявить себя и раскрыть все стороны своей индивидуальности. То есть выполняет одну из важнейших функций, психологическую. Наряду этим, игровая деятельность осуществляет и другие функции такие как: обучающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная и развивающая.

Из понимания значения игр вытекают некоторые требования к ним:

По причине содержания некоторого процента незнакомой лексики в игре, вводить лексику учащимся рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Причем приемы её введения могут быть самыми разнообразными. Как, например, зрительная наглядность, включающая в себя как картинную или предметную наглядность, но и демонстрация движений, жестов, мимики и т.д.

Немаловажным должен являться факт волеизъявления учащихся. Игра должна быть принята всем классом.

Использование игр на уроке считается более уместным на третьем этапе, то есть, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но, можно их использовать и на тренировочном этапе.

В каждой игре должны быть даны упражнения, являющиеся полезными для умственного развития детей и их воспитания. Это означает что, игра должна быть элементом обучения, но, ни в коем случае не бесцельным развлечением, отвлекающим от учебного процесса. Из этого следует следующее требование, что в игре необходимым считается наличие, какой либо занимательной задачи, решение которой требует умственного и творческого усилия. А так же, стоит ли говорить о том, что должна быть проведена качественная подготовительная работа по организации игровой деятельности, а так же о том, что учитель сам должен верить в эффективность выбранной им игры.

Сегодня, методистами разработано огромное количество игр и вариантов их внедрения в учебный процесс. Все они направлены на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для модернизации процесса обучения говорению на иностранном языке.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в обучении лексическим навыкам как правило, дает хорошие результаты, повышает интерес детей к изучению языка, концентрирует их внимание, и как результат, вовлекает детей в процесс активного обучения, вызывает их интерес. Мы можем смело утверждать что игра, так же вносит в урок элемент соперничества, что позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Учитывая их индивидуальные способности, дает им возможность проявить себя в интересной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию лексики.

Список литературы:

Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб -Каро, ,2006

Алесина, Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 1987. - № 4. – С.66-67

Бочарова, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / Л.Н. Бочарова // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 3. – С.50-55; энциклопедия, 1974. – 631 с.;

Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова. - ИЯШ. - 2004. 

Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области