Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гран батман» базовый уровень, 2г.о

Целью программы является хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребенка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(МБУ ДО «ДДТ»)

ПРИНЯТО

на методическом совете

от «___»_____________20___ г.

протокол №__________

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБУ ДО «ДДТ»

от «___»_____________ 20___ г.

№ ___

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

« Гран батман »

(базовый уровень, 2год обучения)

Срок обучения: 1год

Возраст обучающихся: 15-16 лет

Составитель: педагог

дополнительного образования

Емельянова Анастасия Александровна

Норильск

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

I

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………

3

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………

4

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………

5

Учебный план ……………………………………………………………………

5

Содержание учебного плана ……………………………...……………………

6

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………

6

II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………………………….

8

2.2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………

8

2.3

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ……………………………………………………………

9

2.4

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………………...

10

2.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………………...

11

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...

16

III

ПРИЛОЖЕНИЕ

3.1

СЛОВАРЬ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ……………………………………….

17

I

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Танец — вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Особенности искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела (скульптурно-графическую выразительность движений, жестов, поз актера-танцовщика). Являясь искусством зрелищным, танец основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Своими специфическими средствами он создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание.

Нормативные основания для разработки и реализации программы

Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014г №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Концепция развития дополнительного образования в РФ (от 04.09.2014 №1726-Р);

План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г №1726-р;

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827)  и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством РФ 27 мая 2015 г. № 3274п-П8)

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только методические рекомендации);

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

Устав и локальные акты МБУ ДО «ДДТ»

Новизна и актуальность. Актуальность заключается в том, что танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, все большее количество детей вовлекается в удивительный мир хореографии. Выпускники танцевальных коллективов зачастую выбирают хореографию своей профессией. Новизной данной программы, является самостоятельная подготовка концертных номеров. Данная деятельность знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ученика.

Программа имеет художественную направленность, и является профессионально-ориентированной, так как направлена на художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, дополнительное образование, творческую активизацию.

Программа рассчитана на детей от 15 до 16 летнего возраста и является базовой. Непременным условием для всех является медицинское заключение о допуске к занятиям хореографией.

Комплектование групп производится с учётом возрастных особенностей и способностей детей, наполняемость учебных групп определяется на основе установленных норм СанПиН и локальных актов ДДТ.

Организационные формы проведения занятий

Познавательно-развивающая деятельность: репетиционные занятия (методы: объяснение с показом, выполнение упражнений у станка, на средине зала, по диагонали, танцевальных этюдов и композиций, танцевальные игры и др), лекции, тематические беседы, литературно-музыкальные композиции, викторины, тренинги, познавательные программы, класс-концерты, консультации, репетиции, видеосалоны, творческие путешествия, тематические вечера, видеожурналы.

Творческая деятельность: концерты, конкурсы, фестивали, творческие встречи.

Социально-значимая деятельность:

Психологические игры, благотворительные концерты, чествования ветеранов, творческие гостиные, участия в военно-спортивных, культурно-досуговых, массовых мероприятиях.

Реализация программы осуществляется в очной форме.

Режим занятий: Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с нормами СанПиН. Последовательность и количество занятий определяется утвержденным расписанием. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель. Для учащихся 2 года обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (учебный час -45 минут).

Общее количество часов в год –72.

Срок реализации программы: 1 год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является: хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребенка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;

Основные задачи программы:

Образовательные (предметные):

- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;

- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и

навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные

образовательные программы в области хореографического искусства.

Личностные (развивающие):

- развитие образного мышления;

-развитие данных: танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;

- развитие техники исполнительского мастерства; - развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,

Метапредметные (воспитательные):

- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу; - воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности - то есть общечеловеческих качеств;

- повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации\

контроля

I

Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ

2

1

1

II

Репетиционно-постановочная работа.

32

8

24

2.1

Постановка танцевальных движений. Отработка танцевальных комбинаций. Отработка танцевальных движений.

8

2

6

2.2

Работа над выразительностью. Работа над синхронностью исполнения.

8

2

6

2.3

Постановка танцевальных номеров. Отработка танцев. Отработка концертной программы.

8

2

6

2.4

Отчётный концерт ансамбля. Сохранение репертуара.

8

2

6

III

Народно-сценический танец

22

6

16

3.1

Demi et grand – plie. Battement tendu. Каблучное упражнение. Battement tendu Jete.

8

2

6

3.2

Flic – flac. Rond de gambe par terre. Подготовка к «веревочке». Battement fondu.

8

2

6

3.3

Battement developpe. Дробные выстукивания. Grand battement.

6

2

4

IV

Элементы эстрадного танца.

12

3

9

4.1

Стиль «хип-хоп».

4

1

3

4.2

Стиль «хаус» .

4

1

3

4.3

Стиль «энерджи».

4

1

3

V

Промежуточная аттестация

2

1

1

VI

Подведение итогов

2

1

1

Итого:

72

20

52

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ – (2 часа).

Вводное занятие. Правила поведения на занятии и в ДДТ. Практическая работа: Просмотр видеосюжетов с танцами х.а «Надежда».

Репетиционно-постановочная работа - (32 часа).

Введение в предмет. Практическая работа: по темам раздела.

Народно-сценический танец - (22 часа).

Введение в предмет. Практическая работа: по темам раздела.

Элементы эстрадного танца.- (12 часов).

Введение в предмет. Практическая работа: по темам раздела.

Промежуточная аттестация - (2 часа).

Подведение итогов - (2 часа).

Обобщение знаний и умений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся по программе

Должны знать

Должны уметь

Должны выполнить

за каждый год

2 год обучения

Терминологию хореографии в объёме изученного материала.

2.Постановочно-репетиционные цели и задачи.

1. Владеть

содержанием комплексов упражнений.

2.Упражнения

исполнять уверенно, без ошибок.

3. Свободно владеть

пластикой тела, демонстрировать физическую

готовность опорно-двигательного аппарата к

дальнейшему обучению.

4.У учеников должно прослеживаться наличие

действий творческого характера при выполнении

заданий.

5.Проявлять целеустремленность,

ответственность, познавательную активность,

творческое отношение к занятиям.

Программные элементы

По итогам освоения всего курса программы у обучающихся сформируются:

предметные результаты (знания, умения, навыки, творческий и социальный опыт):

- умения эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

- понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности;

личностные: у учащихся формируются умения:

- решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях коллектива, учреждения дополнительного образования, класса, школы;

- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни ансамбля, а так же школы (музыкальные вечера, концерты).

метапредметные: у учащихся формируются умения:

- выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;

- передавать свои впечатления, устанавливать правильные взаимоотношения, творческая самореализация.

II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц

Дата проведения занятия

Раздел программы

Тема, форма занятия

Часы

Краткое содержание занятия

Методы,формы контроля,

Примечание

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года: 1сентября.

Окончание учебного года: 31 мая.

Количество учебных недель: 36 недель (1полугодие-16учебных недель 2 полугодие 20 недель)

Количество учебных дней уточняется для каждого года обучения в календарно-тематическом планировании, согласно утвержденного расписания занятий.

Организация учебного процесса

Продолжительность занятий: 45 минут,

В ходе занятий используется здоровьесберегающие технологии.

Комплектование учебных групп с 1 по 15 сентября.

Для расширения кругозора и социальной адаптации учеников, программой предусмотрено совместное ведение групп разными педагогами. Распределение репетиционных часов по группам между педагогами по согласованию. Дополнительный прием и зачисление в учебные группы осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Первичная диагностика: сентябрь, промежуточная-декабрь, итоговая-диагностика-апрель. Текущий контроль освоения программы-в течение года, согласно КТП. Промежуточная аттестация-2 раза в год (декабрь, май). Итоговая аттестация для выпускников.- апрель. Летний период: 1 июня-31 августа.

Традиционные мероприятия для обучающихся: открытие творческого сезона (октябрь), участие в НПК «Шаг в будущее» (январь), отчетный концерт (апрель), участие в закрытии творческого сезона. В каникулярное время проводятся мероприятия воспитательного и досугового характера с переменным составом обучающихся (из разных учебных групп) , направленные на сплочение коллектива в форме коллективных творческих дел, экскурсий, культурно-досуговых программ, творческих конкурсов и т.д.

Ежегодно к календарно - учебному графику разрабатывается календарный учебно-тематический план работы на каждый год обучения.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение. Для реализации программы необходимы:

Светлый и просторный зал.

Специальное покрытие пола для хореографии.

Специальные станки.

Зеркальная стенка.

Фортепиано.

Аудиоаппаратура и видеоаппаратура.

Специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спортивные купальники, лосины, балетные тапочки, пуанты, народные туфли, сапоги).

Сценические костюмы.

Информационное обеспечение программы:

Видеоматериалы:

1. Открытые класс - концерты Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой.(0,1,2,3,4 классы).

2. DVD мастер-классы А. Н. Шелемов «Методика преподавания классического танца».

3. DVD мастер-класс. Е.Гурвич. «Методика растяжек для детей от 7лет».

4. DVD мастер-класс Т. Тарабанова, А. Любашин. «Веселые растяжки и партнеринг».

5. DVD мастер-класс. А. Разживин. «Танцевальная импровизация»

6. DVD мастер-класс «Балетная гимнастика» 2009 г.

7. DVD мастер-классы М. Агеев «Комбинации хлопушек и дробей».

8. DVD мастер-классы Г. Грачева «Джазовый танец-экзерсис у станка».

9. DVD мастер-классы М. Агеев «Мужские трюки в русском танце».

10.DVD Мастер-классы Евгения Швецова, Ирины Брежневой, Сергея Смирнова, Павла Самохвалова.DANCE-Германия.Техника джаз-модерн танца. Мастер-классы Евгения Швецова

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

За период обучения в ансамбле учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется в процессе текущего контроля (механизм оценки деятельности учащихся на каждом занятии), промежуточного контроля (в форме контрольных срезов - зачетов, участий в концертных выступлениях, показа мастер-класса, открытых занятий для родителей), итогового контроля (в процессе подготовки отчетного концерта в конце каждого учебного года) и итоговой аттестации учащихся по завершению обучения по данной программе. В результате чего, выдается соответствующий документ удостоверение или сертификат, свидетельствующий об обучении в хореографическом ансамбле.

Способы определении результативности: педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика ( определение уровня обученности, воспитанности, творческой активности- с последующим анализом результатов анкетирования, тестирования, зачетов, опросов, выполнения диагностических заданий, защиты проектов, активности обучающихся на занятиях, выступления и т.д.), текущий контроль освоения программного материала, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, мониторинг. Цель текущего контроля освоения программы и успешности обучающихся- определение уровня учащегося (необходимый объём теоретического материала); определение деятельностного уровня учащегося (практические навыки, умения); Цель педагогической диагностики-определение развивающего уровня учащегося (умение применить полученные знания, умения, навыки в различных областях и жизненных ситуациях); определение воспитательного уровня учащегося (сформированность личностных качеств, которые педагог ставил целью развить у учащегося в процессе образовательной деятельности: нравственные качества, способность к коллективному творческому сотрудничеству и др.); определение уровня коммуникативной компетенции; Цель промежуточной -определение соответствия результатов освоения образовательной программы (уровня сформированности компетентностей, творческого и личностного развития, творческих достижений обучающихся) с прогнозируемыми результатами, зафиксированными в образовательной программе. Итоговая аттестация проводится в конце курса обучения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчетный концерт, концертные и конкурсные выступления, открытые занятия, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю. Эти мероприятия являются показателем освоения программы, а также сплочения детского коллектива. Формами проведения итоговой аттестации обучающихся могут быть: тестирование; высокие результаты участия в НПК, на конференциях, олимпиадах, соревнованиях и конкурсах различного уровня; портфолио обучающегося, защита проекта, постановка танца, класс-концерт.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Контрольные срезы ЗУН

2.Анкета по определению мотивационной сферы обучающихся,

3.КИМы итоговой аттестации

4.Диагностические карты уровня обученности и воспитанности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности организации образовательного процесса Обучение в очной форме, занятия проходят по группам, репетиции по подгруппам сменного характера, или со всем составом ансамбля, или индивидуально.

Формы организации образовательного процесса групповая, индивидуальная.

Формы организации учебных занятий теоретические и практические занятия, класс-концерты, выступления, конкурсы, лекции, мастер-классы, открытые занятия, праздники, зачеты и др.

Методы обучения (практический словесный, наглядный; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Педагогические технологии технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

Алгоритм проведения занятия

Каждое занятие представляет собой в отношении организации и содержания – единое целое. Основой является показ учащимся материала, концентрация их внимания на правилах исполнения и закрепление путём практической работы учащихся.

В хореографическом ансамбле учебное занятие с установленной структурой – это основная форма организации учебной работы.

Структура традиционного занятия следующая:

Вводная часть занятия:

1.Приглашение учеников в зал и расстановка их по своим местам;

2.Приветствие;

Основная часть занятия:

1.Разогрев

2.Репетиционно-постановочная работа.

Заключительная часть занятия:

1. Аплодисменты. Выход из зала.

Кроме традиционных занятий проводятся занятия в нестандартных формах: занятие-игра, занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-путешествие, занятие-посиделки, занятие-откровения, занятие-аукцион знаний, занятие-экскурсия в прошлое, занятие-видеосалон, занятие-лекция, занятие-дискуссия, занятие-устный журнал, занятие-класс концерт, занятие-концерт, занятие творчества (работа с танцевальными костюмами).

Ежегодно проводятся открытые занятия для родителей с проведением консультаций по развитию способностей учащихся. В процессе развития творческих способностей детей начинается подлинное эстетическое воспитание.

В ходе реализации образовательной программы, в учебной деятельности на занятиях используются различные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (метод наблюдения, демонстрация) и практические методы (метод упражнений, учебно-практические работы, творческие).

В обучении такому виду деятельности, как хореография в чистом виде встречается только практический метод – метод упражнений, только этим методом приобретаются навыки. При изучении нового материала наглядный метод сочетается с объяснением. Объяснение упражнений не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Это особенно важно учитывать при проведении занятий в зимнее время года. Такой тип занятия, как закрепление знаний или обобщение и систематизация, включает в себя практический, наглядный и словесный метод обучения. Выработка умений и знаний достигается в основном практическим методом и педагогическим контролем.

Контроль и оценка деятельности учащихся предусматривает непрерывное отслеживание результатов, знаний умений и навыков на каждом занятии.

На первых порах обучения проверяется каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний, они допускают много ошибок. Многократное повторение ошибочных действий приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом очень трудно исправить.

Для овладения искусством танца нужно обладать определёнными способностями и иметь хорошие профессиональные физические данные (способность к координации, музыкальность, чувство ритма, гибкость, выворотность, танцевальный шаг, состояние стоп). Не все дети, желающие научиться танцевать, обладают хорошими данными. Предъявление высоких, невыполнимых требований погасит интерес к занятиям по хореографии. Поэтому, учитывая специфику данного предмета, на занятиях не используются бальная система оценки.

На занятиях дети получают словесную похвалу: «молодец», «хорошо», «очень чисто», «грамотно». Ученики, выполняющие движения, лучше других стоят в первой линии и являются примером для всех. Ученикам, которым сложно освоить учебный материал, оказывается дополнительная помощь, чтобы поддержать и развить интерес к занятиям, устранить условия для возникновения неуверенности, разочарования и отчаяния. Помощь оказывают сильные учащиеся. Таким образом, утверждается атмосфера коллективизма и товарищества, необходимая хореографическому ансамблю, так как танцевальное искусство является коллективным.

Проводится диагностика обученности по всем разделам образовательной программы и воспитанности учащихся: в начале года (первичная), в середине года (текущая) и в конце года (итоговая). Для учащихся в середине года ежегодно проводится промежуточная аттестация в форме зачёта или класс-концерта (открытого занятия для родителей). Так же в течение года промежуточным контролем является участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Чем качественнее работает учащийся, тем больше он исполняет сценических постановок.

В конце учебного года проводится итоговый – отчётный концерт и итоговая аттестация учащихся, в результате которой дети получают свидетельства установленного образца с присвоением квалификации в системе дополнительного образования.

В хореографическом ансамбле основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, устный опрос, практические работы учащихся.

По способу организации используются индивидуальная и фронтальная проверка знаний.

Фронтальная проверка знаний устанавливает факт выполнения задания, но не полноту и глубину усвоения материала. Основной является индивидуальная текущая проверка знаний. Она даёт возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: трудолюбия, настойчивости, организованности и др.

Определять вопросы содержания образования и обучения, его методы и организацию с учётом целей призвана дидактика. Дидактика учитывает не только общие, но и специфические для каждого предмета особенности обучения. Содержание образования – это точно очерченный объём знаний, умений, навыков, являющихся основой для всестороннего развития учащихся и формирования у них мировоззрения.

Анализ процесса обучения показывает, что ему присущи некоторые общие закономерности, выявление которых поможет разработать пути сознательного управления обучением. Закономерности осуществляются через следующие принципы обучения:

Принцип научности.

В содержание образовательной программы включён учебный материал, точно установленный наукой хореографии и преподносится учащимся доступными для их возраста понятиями и терминами. Особое внимание уделяется нюансам изучаемого хореографического материала. Учитывается уровень прежней подготовки и развития способностей. При построении конкретного занятия учитывается степень нагрузки на мышцы, суставы, связки и в какое время дня проводится занятие. Вопрос терминологии в хореографическом искусстве имеет большое значение, так как она является своеобразным языком этого вида искусства. Терминология даёт словесное определение танцевального элемента. Учебный процесс в хореографическом ансамбле строго придерживается терминологии принятой в области хореографии.

Принцип связи с иностранным языком.

Для разнообразных видов хореографического искусства, в первую очередь для народно-сценического танца используется одна общепринятая терминология. Терминология на французском языке.

Принцип связи с математикой.

Приём анатомии измерять степень отведения рук и ног, обозначая градусы угла, который образуют руки и ноги по отношению к вертикальной оси тела, хореография использует для условного обозначения различных поз и положений. Широко используются математические понятия: линия, круг, диагональ, параллельно, перпендикулярно, симметрично, а также математический счёт.

Принцип связи направлений и стилей хореографии.

Часть упражнений народно-сценического танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца, а классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного, историко-бытового танца. Многие движение и модерн-джаз танца трансформированы с классического танца.

Принцип связи с музыкой и словом.

В искусстве неразрывно сочетаются музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют вокально-хореографические композиции и оперетта.

Принцип связи с изобразительным искусством.

При просмотре балетов наблюдается ярко выраженная связь с изобразительным искусством. Неразрывно связан с изобразительным искусством и сценический костюм.

Принцип связи с играми.

Игровые танцы или танцы-игры соответственно связывают между собой танец и игру.

Принцип связи с природой.

Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли.

Принцип связи с физкультурой.

Как физкультура, так и хореография, совершенствуя двигательный аппарат, воспитывают точность быстроту и экономичность движений, столь необходимых для современного человека.

Принцип систематичности и последовательности.

Экзерсис с первого года учения и до окончания танцевальной деятельности складывается из одних и тех же pas. Упражнения у станка выстраиваются не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Далее разученные упражнения дополняются, усложняются и отрабатываются. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. Освоенное движение у станка выносится на середину зала.

Принцип доступности.

В программе определяется порядок и последовательность овладения знаниями. При построении отдельного занятия и всего изложенного материала, главным принципом является – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. Изучение нового материала опирается на знания, приобретённые в предшествующие годы обучения. Все отдельные части учебного материала связаны ведущей идеей и служат её раскрытию.

Принцип наглядности.

Обучение искусству хореографии осуществляется за счёт подражания педагогу или ведущим учащимся, профессиональных артистов при просмотре видео, копирования детьми танцевальных движений. Для изучения и совершенствования необходим наглядный показ движений. В учебниках наше «немое» искусство трудно передать точно. Учащиеся не смогут самостоятельно разобраться в записях и воспроизвести движение, изложенное на бумаге. В хореографии особо важен практический показ каждого упражнения под музыку, с чёткой его метрической раскладкой.

Принцип сознательности и активности обучения.

Дети пробуют свои силы на сценической площадке. Из раннего опыта они узнают, что можно и должно выноситься из занятий для артистической деятельности, поэтому учатся сознательно и серьёзно. Сознательность стимулирует познавательную активность учащихся и приводит к повышению развивающей и воспитывающей роли учебного процесса. Сознательность и активность формируются всем ходом обучения. Для сознательного овладения учебным материалом большое значение имеет также воспитание у учащихся критического отношения к своим знаниям.

Принцип индивидуализации и дифференциации.

Коллективная и групповая формы организации учебных занятий основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Однако каждый учащийся, помимо общих, имеет и индивидуальные свойства. Отсюда следует необходимость индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуальный подход для слабоуспевающих учеников состоит в том, чтобы приблизить их к уровню хорошо успевающих. Задача учёта индивидуальных особенностей сильных учеников состоит в том, чтобы подготовить солистов для исполнения сольных танцев и соло кусков в массовых номерах.

Принцип прочности усвоения знаний.

Имеет место на занятии и работа в парах, например во время растяжки или когда сильные учащиеся помогают слабоуспевающим учащимся усвоить учебный материал.

Методические материалы и дидактические средства: раздаточные материалы, инструкционные, задания, упражнения.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКА ИХ ОСВОЕНИЯ

Репетиционно-постановочная работа - является неотъемлемой частью и итоговой частью любого учебного процесса. Знакомство с музыкальным материалом постановки; изучение танцевальных движений; соединение движений в танцевальные композиции; разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах; отработка элементов; работа над музыкальностью; развитие пластичности; синхронность в исполнении; работа над техникой танца; отработка четкости и чистоты рисунков в построении и перестроении; выразительность и эмоциональность исполнения.

Народно-сценический танец - Этот раздел включает в себя изучение упражнений у станка, этюдов на середине зала, разработанных на основе пройденного материала; знакомство с музыкальным материалом изучаемых народностей. На занятиях учащиеся осваивают практический материал у станка и на середине зала: различные танцевальные комбинации и этюды.

Элементы эстрадного танца - Данный раздел знакомит учащихся с различными стилями танцевальной культуры XX века . Техника исполнения базируется на чередовании мышечного напряжения и расслабления в единстве с ритмом музыки. Движения направлены на развитие изолированности. Упражнения выполняются с ускорением и замедлением темпа исполнения (дробление темпа). Для современной хореографии характерно свободное положение тела, расслабленный позвоночник, широкая амплитуда движений, независимость движений различных частей тела, ломаные линии, раскрепощённость, непринужденность, мягкость исполнения. В результате изучения раздела учащиеся овладевают навыками исполнения элементов современного танца, знают основные направления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. Москва: Один из лучших, 2006. -413с.

Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. Москва, 2010г.

Никитин В.Ю Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. Издательство: ГИТИС,

Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995

Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки», 2011-2012

Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990:№ 1

Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/учеб.пособие.-Мн.:ТетраСистемс,2002.-544с.

Поляков С.С. Основы современного танца. Москва, Феникс, 2009г.7.

ФадееваС.Л., Неугасова Т.Н. Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев: Учебное пособие.-СПб.:Изд-во СПбГУП,2000.-116с.

III ПРИЛОЖЕНИЕ

СЛОВАРЬ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Термины народно-сценического танца

Adagio (адажио) - медленно; медленная часть танца.

Allongee (алонже) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть.

Aplomb (апломб) - устойчивость.

Arabesgue (арабеск) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.

Assemble (ассамбле) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude (аттитюд) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

Balance (балансе) - от гл. качать, покачиваться.

Balancoire (балансуар) - качели.

Pas ballonnee (па балонэ) - от гл. раздувать, раздуваться; прыжок.

Pas ballotte (па балоттэ) - от гл. колебаться.

Pas de basgue (па де баск) - шаг басков.

Battement (батман) - размах.

Battement developpe (батман девлоппэ) - раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов.

Battement double frappe (батман дубль фраппэ) - движение с двойным ударом.

Battement fondu (батман фондю) - мягкое, плавное, “тающее” движение.

Battement frappe (батман фраппэ) - бить, ударять.

Battement soutenu (батман сотеню) - движение с подтягиванием ног в 5 позиции, непрерывное движение.

Battement tendu (батман тандю) - отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.

Batterie (батри) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Pas de bourree (па де буррэ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Changement de pieds (шажман де пье) - прыжок с переменой ног в воздухе.

Pas chasse (па шассэ) - от гл. гнать, подгонять; партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Pas de chat (па де ша) - кошачий шаг.

Pas ciseaux (па сизо) - ножницы.

Coupe (купэ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.

Pas couru (па курю) - пробежка.

Croisee (краузэ) - от гл. скрещивать; поза, при которой ноги скрещены.

En dedans (ан дедан) - внутрь, в круг.

Degage (дегаже) - освобождать.

En dehors (ан деор) - наружу, из круга.

Demi-plie (деми плие) - маленькое приседание.

Dessus-dessous (десю-десу) - верхняя-нижняя часть, над-под; вид pas de bourree.

Ecartee (экартэ) - поза, при которой вся фигура повёрнута по диагонали.

Echappe (эшаппэ) - прыжок с раскрыванием ног во 2 позицию и собиранием из 2 в 5.

Effacee (эфасэ) - развёрнутое положение корпуса и ног.

Pas emboite (па амбуатэ) - прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En face (ан фас) - прямо.

Glissade (глиссад) - скользящий прыжок.

Grand (гранд) - большой.

Jete (жетэ) - бросок.

Pas (па) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas de deux (па дэ дэ) - танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de guatre (па де катр) - танец четырёх исполнителей, классический квартет.

Pas de trois (па де труа) - танец трёх исполнителей, классическое трио.

Passe (пассэ) - проведение или переведение ноги.

Petit battement (пти батман) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette (пируэт) - юла, вертушка; быстрое вращение на полу.

Plie (плие) - приседание.

Pointe (пуантэ) - носок, пальцы.

Port de bras (пор де бра) - упражнение для корпуса, рук, головы; наклоны корпуса, головы.

Preparation (прэпарасион) - подготовка.

Releve (релевэ) - от гл. приподнимать.

Releve lent (релевэ лян) - медленный подъём ноги на 90 градусов.

Rond de jambe en l’air (рон де жамб ан лер) - круг ногой в воздухе.

Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) - круг носком по полу.

Saut de basque (со де баск) - Прыжок басков; с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Saute (соте) - прыжок на месте по позициям.

Sissonne (сисон) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee (сисон ферме) - закрытый прыжок.

Sissonne ouverte (сисон уверт) - прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple (сисон семпль) - простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee (сисон томбе) - прыжок с падением.

Soutenu (сутеню) - от гл. выдерживать, поддерживать, втягивать.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) - положение одной ноги на щиколотке опорной ноги.

Temps leve - временно поднимать.

Temps leve sautee (там левэ сотэ) - прыжок по первой, второй или пятой позиции или из пятой позиции на одну и ту же ногу.

Temps lie (там лие) - связующее, плавное, слитное движение.

Tour (тур) - поворот.

Tour chaine (тур шенэ) - цепь кружков, быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l’air ( тур ан лер) - тур в воздухе.

En tournant (ан турнан) - от гл. вращать, поворот корпуса во время движения.

Выворотность - раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Подъём стопы - это изгиб стопы вместе с пальцами.

Балетный шаг - способность поднять ногу.

Гибкость - способность тела прогибаться назад и вперёд.

Координация - соответствие и согласование всего тела.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области