РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫОП.О1 «ГЕОДЕЗИЯ»
Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОДЕЗИЯ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины Геодезия может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 13376 Лесовод.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолжен уметь:
читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;
применятьгеодезическиеприборыиинструменты;
вестивычислительнуюиграфическуюобработкуполевыхизмерений; должен знать:
назначение и содержание лесных карт (планов);
назначение и устройство геодезических приборов;
организацию и технологию геодезических работ; - основные сведения из теории погрешностей.
1.4.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) обучающихся:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК1.2.Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК1.3.Участвовать в проектировании, контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 3.1.Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий поиспользованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3.Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность
ПК4.1.Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69 часов; самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 104 |
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) | 69 |
В том числе: | |
Лабораторные работы | 24 |
Практические занятия | 40 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины « Геодезия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Раздел 1. Планы и карты, основы геодезической съёмки | 16 | ||
Тема 1.1. Изображение земной поверхности на планах и картах. Масштабы. | Понятие о форме и размерах Земли. Понятие о картографических проекциях. Проекция Гаусса и её свойства. Ортогональное проектирование и горизонтальные проложения. Системы координат, применяемые при съёмке местности и использовании карт. Карта, план и профиль местности. Определение по карте географических и прямоугольных координат точек. Нанесение на план (карту) точек по их географическим и прямоугольным координатам. Масштабы и измерение расстояний по карте и плану. Ориентирование линий. Измерение по карте дирекционных углов и азимутов. Румбы, их связь с азимутами (дирекционными углами). Сближение меридианов, магнитное склонение, по правка направления. Классификация и назначение карт и планов. Разграфка и номенклатура карт. Координатные сетки на топографических картах. Изображение ситуации местности на топографических и лесных картах (планах). Изображение рельефа местности горизонталями и условными знаками. Определение по карте форм, характерных линий и точек рельефа, абсолютных и относительных высот (отметок), крутизны и формы скатов и уклонов линий местности. | 2 | 1 |
Практические занятия Решение задач по определению по карте расстояний, координат и направлений, изучению рельефа. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Понятие масштаба. Его применение в геодезии. Разница между численным, линейным и поперечным масштабами. | 4 |
Сравнение по точности линейного и поперечного масштабов. Точность масштабов. Ее определение для разных масштабов. Зависимость между азимутами и румбами. Зависимость между прямыми и обратными азимутами. Связь между истинными и магнитными азимутами. Отличие азимута от дирекционного угла. | |||
Тема 1.2. Принципы и методы выполнения съёмочных работ | Виды и методы съёмок. Принципы организации съёмочных работ. Основные геодезические задачи: вычисление дирекционных углов на правлений, решение треугольников, прямая и обратная геодезические задачи (на плоскости). Методы определения планового положения точек на местности. Опорные геодезические сети. Съёмочная сеть. Обозначение и закрепление на местности пунктов съёмочной сети. | 2 | 1 2 |
Практические занятия Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Виды и методы съёмок. Принципы организации съёмочных работ. | 4 | ||
Тема 1.3. Основные сведения из теории погрешностей и техники вычислений | Метрология и научно-технический прогресс. Виды измерений. Измерения прямые, косвенные, совместные, совокупные. Основные методы прямых измерений и их характеристика. Погрешности измерений, формы выражения измерений. Точность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений. Округление результатов измерений. Истинные и действительные измерения. Грубые систематические и случайные погрешности, причины их появления. Абсолютная и относительная погрешности. Способы исключения и учёта погрешностей. Случайный характер результатов измерений. Законы случайных величин. Средняя квадратическая погрешность. Обработка результатов измерений, содержащих случайные погрешности. Определение среднего арифметического значения и отклонений от среднего. Основы обеспечения единства измерений. | 2 | 1 2 |
Практические занятия Решение задач по обработке измерений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Метрология и научно-технический прогресс. Виды измерений. Измерения прямые, косвенные, совместные, совокупные. Основные методы прямых измерений и их характеристика. Виды ошибок измерения. | 4 | ||
Раздел 2. Горизонтальные съемки | 32 | ||
Тема 2.1.Линейные измерения | Приборы не посредственного измерения расстояния, их устройство и компарирование. Подготовка линий к измерению, особенности провешивания линий в лесу. Порядок измерения линий. Погрешности и точность измерений. Вычисление горизонтальных проложений. Приборы косвенного измерения расстояний (понятие о лазерных дальномерах), TRUPULSE 360/360видругие. Введение поправки за наклон в ходовую линию, разбиваемую на крутом скате. Дальномеры, принцип их действия. Нитяной дальномер, его устройство и точность. Приведение к горизонту расстояния, измеренного нитяным дальномером. Понятие о дальномерах двойного изображения и светодальномерах. | 2 | 1 |
Практические занятия Решение задач по обработке результатов линейных измерений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Приборы непосредственного измерения расстояния, их устройство и компарирование. Приборы косвенного измерения расстояний. Дальномеры, принцип их действия. Понятие о дальномерах двойного изображения и светодальномерах. | 4 | ||
Тема 2.2. Съёмка буссолью | Буссоли, их устройство и поверки. Лазерная буссоль Laser Masterил и другие. Измерение азимутов, румбов и горизонтальных углов. Полевые работы при буссольной съёмке. Способы съёмки ситуации. Применение буссоли БК-20 и других приборов. Составление плана по материалам буссольной съёмки. | 2 | 2 3 |
Лабораторные работы Поверки буссоли. Измерение и построение углов и направлений. Обработка журнала буссольной съёмки лесопокрытого участка. Составление фрагментапланаучасткаместностипоматериаламбуссольнойсъёмки. Хранение, уход и техническое обслуживание буссоли | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Технология измерения азимута, румба. Порядок измерения горизонтальных углов. Последовательность построения на кладки плана по румбам и мерам линий. Вывод о качестве буссольной съемки. Последовательность распределения не вязким методом параллельных линий. Технология нанесения элементов ситуации способами: обхода, прямоугольных координат; угловых засечек, линейных засечек. | 4 | ||
Тема 2.3.Теодолитная съёмка | Область применения и технологическая схема теодолитной съёмки. Теодолиты оптические и электронные. Назначение, классификация, схема измерения углов, устройство важнейших частей теодолитов. Конструктивные особенности теодолитов, применяемых на лесных съёмках. Поверки и юстировки теодолитов, приведение в рабочее состояние, измерение углов способами приём овикруговых приёмов. Погрешности измерения углов и способы их снижения. Полевые работы при теодолитной съёмке. Камеральные работы при теодолитной съёмке: вычисление координат вершин теодолитных ходов, составление плана участка местности. | 4 | 1 3 |
Лабораторные работы Принципиальная схема устройства прибора. Вычисление координат точек съёмочного обоснования теодолитной съёмки: обработка журнала измерения углов, увязка углов; вычисление дирекционных углов и румбов; вычисление приращений координат и их увязка; оценка точности угловых и линейных измерений; вычисление координат. Составление и вычерчивание горизонтального плана по материалам теодолитной съёмки. | 4 | ||
Практические занятия Поверки теодолита, правила обращения с прибором. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Теодолитная съемка и приборы, необходимые для ее выполнения Основные части и винты теодолита. Виды теодолитных ходов. Правила работы с прибором. Установление теодолита в рабочее положение. | |||
Тема 2.4. Определение площадей | Графический, механический и аналитический способы определения площадей Увязка площадей. Порядок вычисления площадей планшета, квартала, выдела. | 4 | 2 3 |
Практические занятия Определение площадей графическим и аналитическим способами. | 2 | ||
Лабораторные работы Определение площади механическим способом | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Способы измерения площадей. Порядок вычисления площадей. | 4 | ||
Контрольная работа по разделу «Горизонтальные съемки» | 2 | ||
Раздел 3. Вертикальные съёмки | 14 | ||
Тема 3.1.Приборы геометрического нивелирования | Сущность геометрического нивелирования. Классификация нивелиров. Нивелиры и нивелирные рейки. Поверки нивелиров и реек. Погрешности и точность нивелирования. | 2 | 1 2 |
Лабораторная работа Поверки нивелира и нивелирных реек. | 4 | ||
Практические занятия Определение отсчетов по рейке | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Назначение и способы нивелирования поверхности. Основные правила работы с нивелиром. Основные части и винты нивелира. Нивелирование способом «из середины». Нивелирование способом «вперед». Последовательность обработки результатов нивелирования. | 4 |
Тема 3.2. Нивелирование трассы | Назначение и содержание геодезических работ, выполняемых при изысканияхлинейныхсооружений. Закрепление трассы. Горизонтальная съёмка трассы и разбивка пикетажа. Полевые работы при нивелировании. Камеральная обработка результатов вертикальной съёмоктрассы. Проектированиепопрофилю. | 4 | 1 3 |
Лабораторные работы Подготовка нивелира к работе. Измерение превышений. Обработка журнала нивелирования трассы. Составление и вычерчивание продольного профиля. Проектирование по профилю. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Общие сведения о трассе и трассировании. Способы проведения съемки трассы. Последовательность нивелирования трассы. | 2 | ||
Раздел 4.Тахеометрическая съемка | 4 | ||
Тема 4.1. Тахеометрическая съемка Глобальные навигационные спутниковые системы | Сущность тахеометрической съёмки. Приборы, применяемые при тахеометрической съёмке, их поверка. Особенностисъёмкиэлектроннымтахеометромвблокестеодолитомиприборомспутниковогогеопозиционирования. Съемочная сеть при тахеометрической съемке. Съёмка ситуации рельефа. Камеральная обработка полевых измерений. Увязка ходов. Составление плана тахеометрической съёмки. | 2 | 1 3 |
Практические занятия Получение схемы объекта геодезической съемки из материалов лесоустройства. Определение количества и месторасположения базовых пунктов государственной геодезической сети – ПГГС. Координаты ПГГС в заданной системе координат. Определение координат с помощью спутникового прибора GARMIN. Создание геодезической сети сгущения с помощью приборов спутникового геопозиционирования систем GPS, ГЛОНАСС. Создание точек съемочного обоснования – ТСО, определение их координат. Теодолитная съемка объекта с использованием ТСО и проложением теодолитных ходов. Обработка материалов съемки. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Сущность тахеометрической съёмки. Приборы, применяемые при тахеометрической съёмке, их поверка. Особенности съёмки электронным тахеометром в блоке с теодолитом и прибором спутникового геопозиционирования. Обработка материалов съемки в программах типа AutoCad. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 104 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины «Геодезия» имеется в наличие кабинет «Геодезии».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; стенды; плакаты;
Материалы оборудование для лабораторных работ и практических занятий.
Стенды витрины: учебные топографические карты различных масштабов; разграфка и номенклатура топографических карт и лесных планов; геодезические приборы; детали геодезических приборов; верньеры разной точности; материалы геодезических и аэрофототопографических съемок.
Плакаты, электронные презентации: формы и размеры Земли; картографические проекции; системы координат; ориентирование линий; профильместности; рельеф на картах и планах; масштабы заложений и уклонов; построение горизонталей; основные геодезические задачи; опорные геодезические сети; пункты геодезической сети на местности; способы вешения линий; схема устройства теодолита; виды верньеров; координаты и приращения; вычисление координат точек теодолитного хода; съемка местности теодолитом. Плакаты по тахеометрической съемке
Макеты: формы рельефа; лимбиалидада геодезических приборов; пункты триангуляции полигонометрии; марка центра геодезического пункта; репер; масштабная линейка; буссоль; счетный механизм планиметра.
Образцы: журнал абрисбуссольной съемки, теодолитной съемки, нивелирования; пикетажная книжка; ведомость вычисления координат; журнал тахеометрической съемки; план, составленный по материалам буссольной съемки, теодолитной съемки, тахеометрической съемки.
Материалы и оборудование для лабораторных работ и практических занятий: учебные карты и планы; журнал буссольной, теодолитной съемок; журнал нивелирования трассы; пикетажная книжка; журнал тахеометрической съемки; ведомость координат; аэрофотоснимки; дешифрованные аэрофотоснимки; фотоплан, фотосхема; лесоустроительный планшет; буссоль геометрическая, зеркально-линзовый стереоскоп, теодолит; нивелир, нивелирные рейки; линейка Дробышева; микрокалькулятор; курвиметр; лупаручная; транспортир, масштабная линейка, транспортир; барометр–анероид, компас, магнитная стрелка на подставке, подковообразный магнит, зеркально–линзовый стереоскоп, измеритель, кронциркуль, палетка, геодезические таблиц, тахеометр, навигационный прием никглобальных спутниковых систем, прием никглобальных спутниковых систем геодезического класса.
Бумагачертежная и миллиметровая, калька, тушьцветная, карандаши, линейки, треугольники.
Технические средства обучения:
Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
видеокамера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники: 1.Кузнецов, О. Ф. Основы геодезии и топография местности : учебное пособие / О. Ф. Кузнецов. — Москва : Инфра-Инженерия, 2017. — 286 c. — ISBN 978-5-9729-0175-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:http://www.iprbookshop.ru/68998.
Дополнительные источники
Буденков Н.А, Нехорошев П.А. Курс инженерной геодезии. М.: МГУЛ. 2016.
Гордеев А.В., Маслов А.В, Батраков Ю.Г. Геодезия. М.: Колосс,2008.
Кошевая И.П,. Канке. А.А.Метрология, стандартизация, сертификация. М.: ИНФРА-М, 2007.
Лобанов А.Н. Аэрофототопография. М.: Недра, 1978.
Лобанов А.Н. Фотограммметрия. М.: Недра, 1984.
Спиридонов А.И., Кулагин Ю.Н., Крюков Е.С. Справочник-каталог геодезических приборов. М.: Недра, 1984.
Справочное руководство по инженерно-геодезическим работам.
Подред.. Большакова В.Ди. Левчука Г.П. М.: Недра, 1980.
Таблицы для разбивки кривых. М.: Недра, 1985.
Тюрин Н. И. Введение в метрологию. М.: изд. стандартов, 1986.
Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000. М.: Недра, 1997.
УткинА.Я. Съёмочные работы при лесоустройстве и в лесном хозяйстве. М.: Наука, 1977.
Учебные топографические карты масштабов 1:10000, 1:25000,
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | |||
Читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты; | ОК 1-5, ПК 3.1 – 3.3.. ПК 4.3. | Выполнение и защита практических занятий, индивидуальные задания | |
Применять геодезические приборы и инструменты; | ОК 2 -3, ОК 6-7, ОК 9, ПК 3.1. ПК 4.1 - 4.3. | Выполнение и защита практических занятий, лабораторных работ, исследования (поверки) | |
Вести вычислительную играфическую обработкуполевых измерений; | ОК 5, ПК 3.1.ПК 4.1.-4.3. | Выполнение и защита практических занятий, индивидуальные задания | |
Проектировать и переносить в натуру участки заданной площади; | ОК 5, ПК 3.1. ПК 4.3. | Выполнение и практических | Защита занятий |
Знания: | |||
назначениеи содержание лесных карт (планов); | ОК 2 -5, ОК 7-10, ПК1.2.- 1.3. ПК2.2. ПК 3.1-3.3.. ПК 4.1.-4.3. | Контрольная работа, дифференцированнный зачет | |
организацияи технология геодезических работ; |