Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по Геодезии для специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАБОЧАЯПРОГРАММАУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫОП.О1 «ГЕОДЕЗИЯ»

Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОДЕЗИЯ»

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.

Рабочая программа учебной дисциплины Геодезия может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 13376 Лесовод.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийсядолжен уметь:

читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;

применятьгеодезическиеприборыиинструменты;

вестивычислительнуюиграфическуюобработкуполевыхизмерений; должен знать:

назначение и содержание лесных карт (планов);

назначение и устройство геодезических приборов;

организацию и технологию геодезических работ; - основные сведения из теории погрешностей.

1.4.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) обучающихся:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК1.2.Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.

ПК1.3.Участвовать в проектировании, контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.

ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.

ПК 3.1.Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий поиспользованию лесов.

ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.

ПК 3.3.Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность

ПК4.1.Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.

ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69 часов; самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

104

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)

69

В том числе:

Лабораторные работы

24

Практические занятия

40

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Тематический план и содержание учебной дисциплины « Геодезия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Раздел 1. Планы и карты, основы геодезической съёмки

16

Тема 1.1. Изображение земной поверхности на планах и картах. Масштабы.

Понятие о форме и размерах Земли. Понятие о картографических проекциях.

Проекция Гаусса и её свойства.

Ортогональное проектирование и горизонтальные проложения. Системы координат, применяемые при съёмке местности и использовании карт. Карта, план и профиль местности.

Определение по карте географических и прямоугольных координат точек. Нанесение на план (карту) точек по их географическим и прямоугольным координатам.

Масштабы и измерение расстояний по карте и плану.

Ориентирование линий. Измерение по карте дирекционных углов и азимутов. Румбы, их связь с азимутами (дирекционными углами). Сближение меридианов, магнитное склонение, по правка направления.

Классификация и назначение карт и планов. Разграфка и номенклатура карт. Координатные сетки на топографических картах.

Изображение ситуации местности на топографических и лесных картах (планах).

Изображение рельефа местности горизонталями и условными знаками. Определение по карте форм, характерных линий и точек рельефа, абсолютных и относительных высот (отметок), крутизны и формы скатов и уклонов линий местности.

2

1

Практические занятия

Решение задач по определению по карте расстояний, координат и направлений, изучению рельефа.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Понятие масштаба. Его применение в геодезии.

Разница между численным, линейным и поперечным масштабами.

4

Сравнение по точности линейного и поперечного масштабов.

Точность масштабов. Ее определение для разных масштабов.

Зависимость между азимутами и румбами.

Зависимость между прямыми и обратными азимутами.

Связь между истинными и магнитными азимутами.

Отличие азимута от дирекционного угла.

Тема 1.2. Принципы и методы выполнения съёмочных работ

Виды и методы съёмок.

Принципы организации съёмочных работ.

Основные геодезические задачи: вычисление дирекционных углов на правлений, решение треугольников, прямая и обратная геодезические задачи (на плоскости).

Методы определения планового положения точек на местности. Опорные геодезические сети. Съёмочная сеть.

Обозначение и закрепление на местности пунктов съёмочной сети.

2

1

2

Практические занятия

Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности.

2

Самостоятельная работа обучающихся Виды и методы съёмок.

Принципы организации съёмочных работ.

4

Тема 1.3. Основные сведения из теории погрешностей и техники вычислений

Метрология и научно-технический прогресс.

Виды измерений. Измерения прямые, косвенные, совместные, совокупные.

Основные методы прямых измерений и их характеристика.

Погрешности измерений, формы выражения измерений. Точность, правильность, сходимость и воспроизводимость измерений.

Округление результатов измерений. Истинные и действительные измерения. Грубые систематические и случайные погрешности, причины их появления. Абсолютная и относительная погрешности. Способы исключения и учёта погрешностей.

Случайный характер результатов измерений. Законы случайных величин. Средняя квадратическая погрешность.

Обработка результатов измерений, содержащих случайные погрешности. Определение среднего арифметического значения и отклонений от среднего.

Основы обеспечения единства измерений.

2

1

2

Практические занятия

Решение задач по обработке измерений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Метрология и научно-технический прогресс. Виды измерений. Измерения прямые, косвенные, совместные, совокупные. Основные методы прямых измерений и их характеристика.

Виды ошибок измерения.

4

Раздел 2. Горизонтальные съемки

32

Тема 2.1.Линейные измерения

Приборы не посредственного измерения расстояния, их устройство и компарирование. Подготовка линий к измерению, особенности провешивания линий в лесу. Порядок измерения линий. Погрешности и точность измерений. Вычисление горизонтальных проложений. Приборы косвенного измерения расстояний (понятие о лазерных дальномерах), TRUPULSE 360/360видругие. Введение поправки за наклон в ходовую линию, разбиваемую на крутом скате.

Дальномеры, принцип их действия. Нитяной дальномер, его устройство и точность. Приведение к горизонту расстояния, измеренного нитяным дальномером.

Понятие о дальномерах двойного изображения и светодальномерах.

2

1

Практические занятия

Решение задач по обработке результатов линейных измерений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Приборы непосредственного измерения расстояния, их устройство и компарирование.

Приборы косвенного измерения расстояний.

Дальномеры, принцип их действия.

Понятие о дальномерах двойного изображения и светодальномерах.

4

Тема 2.2. Съёмка буссолью

Буссоли, их устройство и поверки. Лазерная буссоль Laser Masterил и другие.

Измерение азимутов, румбов и горизонтальных углов.

Полевые работы при буссольной съёмке. Способы съёмки ситуации. Применение буссоли БК-20 и других приборов.

Составление плана по материалам буссольной съёмки.

2

2

3

Лабораторные работы

Поверки буссоли. Измерение и построение углов и направлений. Обработка журнала буссольной съёмки лесопокрытого участка.

Составление фрагментапланаучасткаместностипоматериаламбуссольнойсъёмки.

Хранение, уход и техническое обслуживание буссоли

2

Самостоятельная работа обучающихся Технология измерения азимута, румба.

Порядок измерения горизонтальных углов.

Последовательность построения на кладки плана по румбам и мерам линий. Вывод о качестве буссольной съемки.

Последовательность распределения не вязким методом параллельных линий. Технология нанесения элементов ситуации способами: обхода, прямоугольных координат; угловых засечек, линейных засечек.

4

Тема 2.3.Теодолитная съёмка

Область применения и технологическая схема теодолитной съёмки.

Теодолиты оптические и электронные. Назначение, классификация, схема измерения углов, устройство важнейших частей теодолитов. Конструктивные особенности теодолитов, применяемых на лесных съёмках.

Поверки и юстировки теодолитов, приведение в рабочее состояние, измерение углов способами приём овикруговых приёмов. Погрешности измерения углов и способы их снижения.

Полевые работы при теодолитной съёмке.

Камеральные работы при теодолитной съёмке: вычисление координат вершин теодолитных ходов, составление плана участка местности.

4

1

3

Лабораторные работы

Принципиальная схема устройства прибора. Вычисление координат точек съёмочного обоснования теодолитной съёмки: обработка журнала измерения углов, увязка углов; вычисление дирекционных углов и румбов; вычисление приращений координат и их увязка; оценка точности угловых и линейных измерений; вычисление координат. Составление и вычерчивание горизонтального плана по материалам теодолитной съёмки.

4

Практические занятия

Поверки теодолита, правила обращения с прибором.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Теодолитная съемка и приборы, необходимые для ее выполнения Основные части и винты теодолита.

Виды теодолитных ходов.

Правила работы с прибором.

Установление теодолита в рабочее положение.

Тема 2.4. Определение площадей

Графический, механический и аналитический способы определения площадей

Увязка площадей. Порядок вычисления площадей планшета, квартала, выдела.

4

2

3

Практические занятия

Определение площадей графическим и аналитическим способами.

2

Лабораторные работы

Определение площади механическим способом

4

Самостоятельная работа обучающихся Способы измерения площадей.

Порядок вычисления площадей.

4

Контрольная работа по разделу «Горизонтальные съемки»

2

Раздел 3. Вертикальные съёмки

14

Тема 3.1.Приборы геометрического нивелирования

Сущность геометрического нивелирования. Классификация нивелиров. Нивелиры и нивелирные рейки.

Поверки нивелиров и реек. Погрешности и точность нивелирования.

2

1

2

Лабораторная работа

Поверки нивелира и нивелирных реек.

4

Практические занятия

Определение отсчетов по рейке

2

Самостоятельная работа обучающихся

Назначение и способы нивелирования поверхности.

Основные правила работы с нивелиром.

Основные части и винты нивелира.

Нивелирование способом «из середины».

Нивелирование способом «вперед».

Последовательность обработки результатов нивелирования.

4

Тема 3.2. Нивелирование трассы

Назначение и содержание геодезических работ, выполняемых при изысканияхлинейныхсооружений. Закрепление трассы. Горизонтальная съёмка трассы и разбивка пикетажа.

Полевые работы при нивелировании.

Камеральная обработка результатов вертикальной съёмоктрассы. Проектированиепопрофилю.

4

1

3

Лабораторные работы

Подготовка нивелира к работе. Измерение превышений. Обработка журнала нивелирования трассы. Составление и вычерчивание продольного профиля.

Проектирование по профилю.

2

Самостоятельная работа обучающихся Общие сведения о трассе и трассировании.

Способы проведения съемки трассы.

Последовательность нивелирования трассы.

2

Раздел 4.Тахеометрическая съемка

4

Тема 4.1. Тахеометрическая съемка Глобальные навигационные спутниковые системы

Сущность тахеометрической съёмки.

Приборы, применяемые при тахеометрической съёмке, их поверка. Особенностисъёмкиэлектроннымтахеометромвблокестеодолитомиприборомспутниковогогеопозиционирования.

Съемочная сеть при тахеометрической съемке. Съёмка ситуации рельефа. Камеральная обработка полевых измерений. Увязка ходов. Составление плана тахеометрической съёмки.

2

1

3

Практические занятия

Получение схемы объекта геодезической съемки из материалов лесоустройства. Определение количества и месторасположения базовых пунктов государственной геодезической сети – ПГГС. Координаты ПГГС в заданной системе координат.

Определение координат с помощью спутникового прибора GARMIN.

Создание геодезической сети сгущения с помощью приборов спутникового геопозиционирования систем GPS, ГЛОНАСС.

Создание точек съемочного обоснования – ТСО, определение их координат. Теодолитная съемка объекта с использованием ТСО и проложением теодолитных ходов.

Обработка материалов съемки.

2

Самостоятельная работа обучающихся Сущность тахеометрической съёмки.

Приборы, применяемые при тахеометрической съёмке, их поверка. Особенности съёмки электронным тахеометром в блоке с теодолитом и прибором спутникового геопозиционирования.

Обработка материалов съемки в программах типа AutoCad.

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

104

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины «Геодезия» имеется в наличие кабинет «Геодезии».

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; стенды; плакаты;

Материалы оборудование для лабораторных работ и практических занятий.

Стенды витрины: учебные топографические карты различных масштабов; разграфка и номенклатура топографических карт и лесных планов; геодезические приборы; детали геодезических приборов; верньеры разной точности; материалы геодезических и аэрофототопографических съемок.

Плакаты, электронные презентации: формы и размеры Земли; картографические проекции; системы координат; ориентирование линий; профильместности; рельеф на картах и планах; масштабы заложений и уклонов; построение горизонталей; основные геодезические задачи; опорные геодезические сети; пункты геодезической сети на местности; способы вешения линий; схема устройства теодолита; виды верньеров; координаты и приращения; вычисление координат точек теодолитного хода; съемка местности теодолитом. Плакаты по тахеометрической съемке

Макеты: формы рельефа; лимбиалидада геодезических приборов; пункты триангуляции полигонометрии; марка центра геодезического пункта; репер; масштабная линейка; буссоль; счетный механизм планиметра.

Образцы: журнал абрисбуссольной съемки, теодолитной съемки, нивелирования; пикетажная книжка; ведомость вычисления координат; журнал тахеометрической съемки; план, составленный по материалам буссольной съемки, теодолитной съемки, тахеометрической съемки.

Материалы и оборудование для лабораторных работ и практических занятий: учебные карты и планы; журнал буссольной, теодолитной съемок; журнал нивелирования трассы; пикетажная книжка; журнал тахеометрической съемки; ведомость координат; аэрофотоснимки; дешифрованные аэрофотоснимки; фотоплан, фотосхема; лесоустроительный планшет; буссоль геометрическая, зеркально-линзовый стереоскоп, теодолит; нивелир, нивелирные рейки; линейка Дробышева; микрокалькулятор; курвиметр; лупаручная; транспортир, масштабная линейка, транспортир; барометр–анероид, компас, магнитная стрелка на подставке, подковообразный магнит, зеркально–линзовый стереоскоп, измеритель, кронциркуль, палетка, геодезические таблиц, тахеометр, навигационный прием никглобальных спутниковых систем, прием никглобальных спутниковых систем геодезического класса.

Бумагачертежная и миллиметровая, калька, тушьцветная, карандаши, линейки, треугольники.

Технические средства обучения:

Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

видеокамера

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники: 1.Кузнецов, О. Ф. Основы геодезии и топография местности : учебное пособие / О. Ф. Кузнецов. — Москва : Инфра-Инженерия, 2017. — 286 c. — ISBN 978-5-9729-0175-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:http://www.iprbookshop.ru/68998.

Дополнительные источники

Буденков Н.А, Нехорошев П.А. Курс инженерной геодезии. М.: МГУЛ. 2016.

Гордеев А.В., Маслов А.В, Батраков Ю.Г. Геодезия. М.: Колосс,2008.

Кошевая И.П,. Канке. А.А.Метрология, стандартизация, сертификация. М.: ИНФРА-М, 2007.

Лобанов А.Н. Аэрофототопография. М.: Недра, 1978.

Лобанов А.Н. Фотограммметрия. М.: Недра, 1984.

Спиридонов А.И., Кулагин Ю.Н., Крюков Е.С. Справочник-каталог геодезических приборов. М.: Недра, 1984.

Справочное руководство по инженерно-геодезическим работам.

Подред.. Большакова В.Ди. Левчука Г.П. М.: Недра, 1980.

Таблицы для разбивки кривых. М.: Недра, 1985.

Тюрин Н. И. Введение в метрологию. М.: изд. стандартов, 1986.

Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000. М.: Недра, 1997.

УткинА.Я. Съёмочные работы при лесоустройстве и в лесном хозяйстве. М.: Наука, 1977.

Учебные топографические карты масштабов 1:10000, 1:25000,

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Читать топографические и лесные карты (планы), выполнять по ним измерения и вычерчивать их фрагменты;

ОК 1-5, ПК 3.1 – 3.3.. ПК 4.3.

Выполнение и защита практических занятий, индивидуальные задания

Применять геодезические приборы и инструменты;

ОК 2 -3, ОК 6-7, ОК 9, ПК 3.1. ПК 4.1 - 4.3.

Выполнение и защита практических занятий, лабораторных работ, исследования (поверки)

Вести вычислительную играфическую обработкуполевых измерений;

ОК 5, ПК 3.1.ПК 4.1.-4.3.

Выполнение и защита практических занятий, индивидуальные задания

Проектировать и переносить в натуру участки заданной площади;

ОК 5, ПК 3.1. ПК 4.3.

Выполнение и практических

Защита занятий

Знания:

назначениеи

содержание лесных карт (планов);

ОК 2 -5, ОК 7-10, ПК1.2.- 1.3. ПК2.2. ПК 3.1-3.3.. ПК 4.1.-4.3.

Контрольная

работа, дифференцированнный зачет

организацияи технология геодезических работ;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области