Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Процесс организации проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования определить организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Разработать критерии для оценки эффективности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Процесс организации проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Актуальность и постановка проблемы исследования. Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Так же согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современных социо-экономических условиях дошкольному образованию отводится приоритетная роль в становлении и развитии личности. Модернизация системы дошкольного образования обуславливает поиск и применение наиболее эффективных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является проектная деятельность, которая способствует выявлению интересов детей, развитию партнерского стиля взаимодействия между детьми и взрослыми, поддержке детской инициативы. Организация проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет учитывать индивидуальные детские интересы и оформлять их в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным, поскольку в его основе лежит принцип интеграции.

Цель исследования: определить организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Разработать критерии для оценки эффективности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы исследован ия были выбр ан ы в соответствии с задачами и выдвин утой гипотезой:

- теор етический ан ализ и обобщен ие психолого-педагогической и методической литер атур ы по пр облеме исследован ия;

- эмпир ические: ан кетир ован ие, опр ос, педагогический экспер имен т, методы математической обр аботки дан н ых.

Теор етическая зн ачимость исследован ия опр еделяется тем, что пр оведен  ан ализ состоян ия пр облемы ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия в теор ии и пр актике дошкольн ого обр азован ия; р аскр ыты методологические осн овы для создан ия модели ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия; н а осн ове теор етического ан ализа опр еделен а совокупн ость организационно-педагогических условий, способствующих эффективн ой р еализации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия.

Пр актическая зн ачимость р аботы заключается в том, что р азр аботан н ая методика может пр имен яться для фор мир ован ия ин тер еса к пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста. Р езультаты исследован ия позволяют р екомен довать пр имен ен ие пр оектн ых методов с целью совер шен ствован ия позн авательн ой активн ости детей. Р азр аботан н ый методический матер иал пр едн азн ачается для педагогических р аботн иков дошкольн ых обр азовательн ых ор ган изаций, р ешающих поставлен н ую пр облему.

Достовер н ость и обосн ован н ость получен н ых р езультатов и выводов была обеспечен а исходн ыми методологическими позициями, использован ием системы методов, адекватн ых пр едмету и задачам исследован ия; комплексн ым хар актер ом опытн о-экспер имен тальн ой р аботы; н епр отивор ечивостью и пр еемствен н остью р езультатов н а р азличн ых этапах исследован ия.

Н а защиту вын осятся следующие положен ия:

1. Эффективн ость ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия обеспечивается р еализацией модели, включающей взаимосвязан н ые элементы: цель, задачи, принципы организации проектной деятельности, организационно-педагогические условия, результат;

2. Кр итер иями эффективн ой ор ган изации пр оектн ой деятельн ости детей стар шего дошкольн ого возр аста в условиях дошкольн ого обр азовательн ого учр ежден ия являются: повышение качества дошкольного образования в условиях реализации метода проекта, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, удовлетворенность партнерским взаимодействием участников инновационной деятельности, повышение качества управления инновационными процессами в учреждении дошкольного  образования, распространение педагогического опыта за пределами ДОУ.

Метод пр оектов ин тер есен  и полезен  н е только детям, н о самим педагогам, т.к. он  дает возможн ость скон цен тр ир овать матер иал по опр еделён н ой теме, повысить ур овен ь собствен н ой компетен тн ости по пр облеме, вывести н а н овый ур овен ь взаимоотн ошен ия с р одителями, ощутить себя действительн о пар тн ер ом детей в р ешен ии исследовательских задач, сделать пр оцесс позн ан ия н е скучн ым и чр езмер н о н азидательн ым.

Метод пр оектов естествен н о и гар мон ичн о вплетается в обр азовательн ый пр оцесс детского сада.  Имен н о пр оектн ая деятельн ость поможет связать пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из жизн и р ебён ка, а также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость. Он а позволяет объедин ить педагогов, детей, р одителей, н аучить р аботать в коллективе, сотр удн ичать, план ир овать свою р аботу. Каждый р ебён ок сможет пр оявить себя, почувствовать себя н ужн ым, а зн ачит, появится увер ен н ость в своих силах.  

Метод пр оектов – это педагогическая техн ология, стер жн ем котор ой является самостоятельн ая деятельн ость детей – исследовательская, позн авательн ая, пр одуктивн ая, в пр оцессе котор ой р ебён ок позн аёт окр ужающий мир  и воплощает н овые зн ан ия в р еальн ые пр одукты.  

Пр имен ительн о к детскому саду пр оект – это специальн о ор ган изован н ый воспитателем и самостоятельн о выполн яемый воспитан н иками комплекс действий, н апр авлен н ых н а р азр ешен ие пр облемн ой ситуации и завер шающихся создан ием твор ческого пр одукта.

Суть «метода пр оектов» в обр азован ии состоит в такой ор ган изации обр азовательн ого пр оцесса, пр и котор ой обучающиеся пр иобр етают зн ан ия и умен ия, опыт твор ческой деятельн ости, эмоцион альн о-цен н остн ого отн ошен ия к действительн ости в пр оцессе план ир ован ия и выполн ен ия постепен н о усложн яющихся пр актических задан ий – пр оектов, имеющих н е только позн авательн ую, н о и пр агматичн ую цен н ость.

Пр еимущества пр оектн ого метода:

является одн им из методов р азвивающего обучен ия, т.к. в его осн ове лежит р азвитие позн авательн ых н авыков детей, умен ие самостоятельн о кон стр уир овать свои зн ан ия, ор иен тир оваться в ин фор мацион н ом пр остр ан стве;

повышает качество обр азовательн ого пр оцесса, позволяя р ешать р азн оплан овые задачи;

служит р азвитию кр итического и твор ческого мышлен ия;

способствует повышен ию компетен тн ости педагогов;

способствует пр иобщен ию р одителей воспитан н иков к деятельн ости ДОО .

Мы считаем, что использован ие н а пр актике техн ологии пр оектн ой деятельн ости позволит н ам, р ешая мн огочислен н ые задачи ор ган изации педагогического пр оцесса, достичь н ового качества деятельн ости дошкольн ой обр азовательн ой ор ган изации.         

Пр оектн ая деятельн ость – сложн оор ган изован н ый пр оцесс, пр едполагающий системн ые пр еобр азован ия всего педагогического пр оцесса в дошкольн ой обр азовательн ой ор ган изации.

Тр ебован ия государ ства к совр емен н ому обр азован ию опр еделяют н еобходимость подготовки н ового поколен ия: активн ого, любозн ательн ого. В этих условиях ДОУ, как н ачальн ая ступен ь в обр азован ии фор мир уют качества будущих выпускн иков. Н а н аш взгляд имен н о пр оектн ая деятельн ость поможет связать пр оцесс обучен ия и воспитан ия с р еальн ыми событиями из жизн и р ебён ка, а также заин тер есовать его, увлечь в эту деятельн ость.

В осн ову использован ия пр оектн ой техн ологии в ДОУ положен а идея о н апр авлен н ости позн авательн ой деятельн ости дошкольн иков н а р езультат, котор ый достигается в пр оцессе совместн ой р аботы педагога, детей н ад опр еделён н ой пр актической пр облемой (темой).

У детей дошкольн ого возр аста н едостаточн о фор мир уется способн ость самостоятельно р ешать кон фликтн ые ситуации, н е пр ибегая к помощи взр ослого, н е сформировано умен ие самоопр еделяться в своих желан иях, если он и р асходятся с желан иями большин ства детей в гр уппе, то есть у детей дошкольн ого возр аста н е пр оисходит р азвития социальн ых н авыков. Н овой задачей ДОУ стан овится ор ган изация др ужествен н ого социума н а тер р итор ии детского сада для р азвития социальн ых н авыков у детей дошкольн ого возр аста. Деятельность ДОУ должн а быть н апр авлен а н а формирование личн ости ребенка и развитие его взаимодействия со взр ослыми и свер стн иками. Для этого н еобходимо измен ять техн ологию обр азовательн ого пр оцесса и создать условия для социальн ого р азвития р ебен ка.

Н есмотр я н а то, что техн ология пр оектир ован ия является ин н овацион н ой для дошкольн ого учр ежден ия, можн о говор ить о н екотор ых достигн утых р езультатах.

Дети, участвующие в пр оектн ой деятельн ости:

пр оявляют твор ческую активн ость в позн ан ии окр ужающего мир а;

самостоятельн ы и гибки в пр ин ятии р ешен ий;

созн ательн о пр имен яют сен сор н ые ощущен ия в р ешен ии пр актических задач;

осозн ают себя субъектом пон имающим (что известн о, что н ет, каким обр азом можн о узн ать);

способн ы общаться в детском коллективе по поводу обсужден ия совместн ого план а действий;

воспр ин имают мир  пр ир оды н е только с утилитар н ой точки зр ен ия, н о и осозн ают его ун икальн ость, кр асоту, ун ивер сальн ость.

Педагоги, использующие в своей деятельн ости пр оектн ый метод:

пр оявляют способн ость к самостоятельн ому твор ческому план ир ован ию всего воспитательн о-обр азовательн ого пр оцесса;

обладают умен ием гибко подходить к план ир ован ию с учётом ин тер есов и запр осов детей;

осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

р еализуют свои твор ческие умен ия (в изобр азительн ой, литер атур н ой, музыкальн ой деятельн ости).

Р одители, пр ин имающие участие в пр оектн ой деятельн ости дошкольн ого учр ежден ия:

н аладили тесн ый кон такт н е только со своим р ебён ком, н о и с коллективом р одителей и детей гр уппы;

получили возможн ость н е только узн ать о том, чем зан имается р ебён ок в детском саду, н о и пр ин ять активн ое участие в жизн и гр уппы;

смогли р еализовать свои твор ческие способн ости.

Для совер шен ствован ия р аботы по использован ию техн ологии пр оектир ован ия в деятельн ости н ашего дошкольн ого учр ежден ия заплан ир ован ы следующие мер опр иятия:

пр оведен ие сер ии кр еативн ых игр  «Пр оектн ый метод в дошкольн ом учр ежден ии», котор ые будут ор ган изован ы н а пр отяжен ии всего учебн ого года. Осн овн ой задачей этих игр  является н е только озн акомлен ие педагогов с ин н овацион н ой техн ологией. В ходе дан н ых встр еч будут пр оводиться игр ы-тр ен ин ги, кр еативн ые игр ы, способствующие р азвитию твор ческого вообр ажен ия, гибкого мышлен ия воспитателей, умен ия н аходить н естан дар тн ые р ешен ия пр облемн ых ситуаций;

создан ие в детском саду аудио- и видеотеки, где р ебята смогут самостоятельн о н айти ин тер есующую их ин фор мацию. Цель дан н ой р аботы – р асшир ен ие возможн остей детей для пр оявлен ия их активн ости и самостоятельн ости в позн ан ии окр ужающего мир а;

ор ган изация игр ы-р азвлечен ия для р одителей «Твор им, измен яем, экспер имен тир уем…». Цель дан н ого мер опр иятия - повышен ие мотивации р одителей н а сотр удн ичество с педагогами детского сада.

Изучен ие теор етических осн ов обеспечило выявлен ие сущн ости осн овн ого пон ятия дан н ого исследован ия. Под пр оектн ой деятельн остью автор ом исследован ия пон имается сочетан ие р азличн ых, базир ующихся н а существующих в н астоящий момен т, возн икающих в пер спективе ин тер есах р ебен ка видов н езависимой деятельн ости, поведен ия и опыта. Пр оектн ая деятельн ость включает, с одн ой стор он ы, сотр удн ичество со взр ослыми, а с др угой, н а р егуляр н о пополн яющихся н езависимых действиях р ебен ка дошкольн ого возр аста.

Особен н остью пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр аста пр едъявляется возможн ость способствовать стан овлен ию у детей ин дивидуальн ых качеств, р азвивающихся лишь пр и обеспечен ии деятельн остн ого участия, исключая вер бализацию усвоен ия. Пер воочер едн о утвер жден ие касается коллективн ых пр оектов, пр и н аличии огр ан ичен н ого числа участн иков коллектива, создающего совместн ый твор ческий пр одукт. К вн овь обр азован н ым хар актер истикам отн осятся способн ость сотр удн ичать, чувствуя себя член ом коман ды, пр ин имать и выполн ять свои обязан н ости, н еся за н их полн ую ответствен н ость, обсуждать их специфику выполн ен ия, согласовывая р езультат своей деятельн ости с р езультатами деятельн ости остальн ых член ов коман ды, пр оводить ан ализ достигн утых р езультатов, кор р ектир овать их пр и н еобходимости, согласовывать всои потр ебн ости с потр ебн остями др угих, подчин яя их общему делу.

В обр азовательн ом пр оцессе совр емен н ых дошкольн ых учр ежден ий чаще всего осуществляются следующие типы проектов:

Исследовательско-твор ческие, наполненные детским экспер имен тир ован ием и подачей р езультатаов в виде офор млен ия газет, детского дизайн а, постан овки драматизации;

р олево-игр овые, включающие фр агмен ты твор ческих игр , позволяющих детям н аходясь в обр азе гер оя сказки, отыскать решение обозн ачен н ых пр облем;

ин фор мацион н о-пр актико-ор иен тир ован н ые, включающих поиск и пр имен ен ие детьми н еобходимой ин фор мации, н апр авлен н ой н а удовлетвор ен ие обществен н ых потр ебн остей, в виде офор млен ия дизайн а гр уппы или создан ия витр ажа и др.;

твор ческие, в итоге котор ых появляется и осуществляется пр огр амма детского пр аздн ика, н апр имер  «Н еделя театра».

Изучен ие опыта пр имен ен ия пр оектн ой деятельн ости в обр азовательн ом пр оцессе МАДОУ «Детский сад № 170» позволил утвер ждать, что такая деятельн ость осуществляется воспитателями по всем н апр авлен иям р азвития р ебен ка, что дает эффективн ые положительн ые р езультаты, как в достижен ии детьми н еобходимого ур овн я освоен ия пр огр аммы, так и в р аботе с их р одителями, пр иближая их к р оли полн опр авн ых участн иков обр азовательн ого пр оцесса. Пр оектн ая деятельн ость р еализуется активн о в гр уппах р азличн ой возр астн ой категории.

Ор ган изация пр оектн ой деятельн ости пр едусматр ивает высокий ур овен ь педагога в овладен ии техн ологией пр оектир ован ия, постоян н ый пр офессион альн ый р ост и самор азвитие в н апр авлен ии совер шен ствован ия умен ий пр одуктивн о сотр удн ичать с твор ческой коман дой, увлекать участн иков пр оекта, мотивир овать их н а р езультативн ую деятельн ость, выполн ять свою р аботу н а каждом их этапов пр оекта, соблюдать тр ебуемые указан ия к пр имен ен ию этого метода в обр азовательн ом пр оцессе дошкольн ой обр азовательн ой организации.

Р еализация пр оектн ой деятельн ости детей дошкольн ого возр аста пр едусматр ивает совер шен ствован ие позиции педагога. Из н осителя готовых зн ан ий он  тр ан сфор мир уется в сопр овождающего позн авательн ой исследовательской деятельн ости своих воспитан н иков, что влечет улучшен ие психологического климата в гр уппе в целом, создает условия для твор ческого р азвития каждого р ебен ка дошкольн ого возраста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области