Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Танцевальная терапия как средство психоэмоциональной разгрузки детей дошкольного возраста и развития их творческих способностей»

Цель моей работы - показать, что танцевальная терапия является новой формой организации работы с детьми и может служить средством психо-эмоциональной разгрузки и средством развития творческих способностей детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

II муниципальный Форум педагогических идей

«От задач к решениям – векторы качества образования»

Статья на тему

«Танцевальная терапия

как средство психоэмоциональной разгрузки детей

дошкольного возраста

и развития их творческих способностей»

( из опыта работы)

Захарова Алла Викторовна,

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 13"

2020г.

Краткая аннотация

В данной статье педагог представляет новую форму двигательной активности во время динамических пауз – танцевальную терапию. Работая с детьми, педагоги прекрасно знают о необходимости переключать деятельность детей с одной на другую. Занятия, когда дети находятся в длительном статическом положении во время непосредственно образовательной деятельности, обязательно должны чередоваться с подвижными играми, динамическими паузами, физкультминутками. Танцевальная терапия стоит наряду с физкультурными минутками, пальчиковыми играми, ритмическими упражнениями, организованными в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня и является новой формой организации работы с детьми, а так же может служить средством психоэмоциональной разгрузки и средством развития творческих способностей детей. В статье представлена серия упражнений, как пример танцевальной терапии, используемые педагогом во время динамических пауз с детьми своей группы. Систематические занятия танцевальной терапией в игровой форме доставляют детям радость, дают возможность эмоционально выразить себя, снять напряжение и поднимают настроение.

Содержание

Вступление (актуальность)…………………………………………............4

Цель данной работы………………………………………………………...4

Новизна…………………………………………………………...................4

Основная часть…………………………………………………...................4

Заключение………………………………………………………………….8

Адресная направленность………………………………………………….8

Список литературы………………………………………………................9

Приложение……………………………………………………. …………10

Фотоприложение………………………………………………..................14

Вступление

Работая в детском саду, мы, педагоги, прекрасно понимаем насколько важно переключать деятельность детей с одной на другую. В каждом ребенке таится, заложенная природой неуемная потребность в движении. Для ребенка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, птиц и зверей столь же естественно, как и дышать. Такая двигательная активность очень важная для формирования как физического, так и психического здоровья ребенка. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: лепкой, рисованием, конструированием, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными играми, динамическими паузами, физкультминутками. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что в перерывах между занятиями дети часто танцуют и делают это с большим удовольствием, поскольку испытывают потребность в движении. Танцы доставляют радость, дают возможность эмоционально выразить себя, снять напряжение и поднимают настроение. Танцевальная терапия в игровой форме помогает сплочению коллектива, развитию коммуникации. Таким образом, использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей, но и в определенной мере улучшать психодинамические функции.

Мои наблюдения натолкнули меня на необходимость создания комплексов динамической паузы с использованием метода танцевальной терапии.

Цель

Цель моей работы - показать, что танцевальная терапия является новой формой организации работы с детьми и может служить средством психо-эмоциональной разгрузки и средством развития творческих способностей детей.

Новизна

Новизна моей работы заключается в изменении формы организации работы с детьми во время динамических пауз для психоэмоциональной разгрузки детей и развития их творческих способностей.

Основная часть

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость. Для этого педагог должен придерживаться тех образовательных ориентиров, которые прописаны в психолого-педагогических условиях реализации программы. И важнейшим образовательным ориентиром является обеспечение эмоционального благополучия ребенка (Приложение 1). Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Поэтом так важно следить за психоэмоциональным состоянием детей.

Танцевал человек всегда. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и счастье. Танцами люди лечились. Ведь танец – это очень увлекательный и приятный способ лечения. Особенно полезно танцевать тем, кто держит негативные эмоции в себе. Танцевальная терапия прекрасно выводит из депрессии, помогает справиться со многими серьезными психологическими проблемами. А еще занятия танцами развивают координацию движений и чувство ритма, способствуют улучшению мышечного тонуса. Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом. Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализированными психиатрическими больными.

Танцевальная терапия для современных детей заключается в том, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения, снять мышечное напряжение. Наблюдая за детьми во время танца, мы можем очень легко понять их сегодняшнее настроение, их эмоции и заметить то, чего малыш никогда не сможет передать словами.

Танцевальная терапия с детьми выполняет следующие функции:

- Развлекательную – создает благоприятную атмосферу;

-Релаксационную – снимает напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

-Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

- Обучающую – дает новые знания, умения, навыки, и закрепляет их;

- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление;

-Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

Виды танцевальной терапии:

индивидуальная;

парная;

терапия в малых группах;

групповая.

Занятия танцевальной терапией в общеизвестной практике имеют продолжительность 40-45 минут. Я же построила свою работу так, чтобы использовать отдельные этапы танцевальной терапии во время динамических пауз между занятиями. Длительность их составляет 2-3 минуты. Танцевальная терапия стоит наряду с физкультурными минутками, пальчиковыми играми, ритмическими упражнениями, организованными в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня.

В своей работе с детьми во время динамических пауз я применяю групповую форму работы танцевальной терапии, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

Примеры упражнений танцевальной терапии, используемые мной во время динамических пауз:

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Всех детей я приглашаю встать в круг. Начинаю называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

танец кистей рук

танец рук

танец головы

танец плеч

танец живота

танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение “Актер режиссер”

Материалы: ритмическая музыка.

Я буду называть движения словом, а вы выполнять.

- ходьба,

- приседания,

- прыжки.

Детей можно попросить выполнить движения стереотипно просто, как они это делают ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как никогда не делали.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Задача детей по очереди показать свое имя в движении. Так как им этого хочется. Как они видят свое имя. И обязательно произнести его.

Для снятия напряжения и эмоционального возбуждения и установки на позитивное мышление я использую следующие упражнения:

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Из отдельных упражнений я составила комплекс танцевальных упражнений, которые можно применить для снятия психоэмоционального напряжения во время занятий (Приложение 2). Задача педагога - поддерживать у детей хорошую работоспособность во время организованной деятельности в течение всего дня. Благодаря таким упражнениям у детей расслабляются зажимы, вызванные нервным напряжением, когда дети находятся в длительном статическом положении во время непосредственно образовательной деятельности. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой силы, что без сомнения, отлично используются во время динамических пауз.

Так же, танцевальные упражнения являются ярким средством творческого самовыражения – ребенок создает свой импровизированный танец, собственное произведение искусства посредством эмоций, фантазий и мыслей. Педагогу необходимо направить в нужное русло такую двигательную активность, не забыв при этом подобрать интересный музыкально-танцевальный материал.

Заключение

Если составить обобщённый портрет психологически здорового ребенка, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией, что в полной мере находит отражение в занятиях танцевальной терапией. В результате вот такой проводимой работы в течение года 60% детей моей группы научились импровизировать, 65% - более свободно выражать различные чувства и эмоции. У 90% детей после таких танцевальных пауз заметно поднимается настроение, работоспособность, снимается мышечное напряжение (Приложение 3). Таким образом, систематические занятия танцевальной терапией способствуют психо-эмоциональной разгрузке детей и развитию их творческих способностей.

Адресная направленность

Материалы этой работы могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений, психологами с целью психоэмоциональной разгрузки детей во время динамических пауз.

7. Список литературы

1.  Андреева, Ю. Танцетерапия /Ю. Андреева. – М.: Диля, 2005. – 256 с.

2.  Бебик, -двигательная терапия с семьями и детьми /. // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. - № 1. – С. 6-8.

3.  Гельниц, Г. Ритмика-музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку / Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф. - М.: Медицина, 1985. — С. 186-208.

4. Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http

5. Тренинг “Танцевальная терапия” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http

6. И. Джибладзе “Тренинг танцевальной терапии” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biofile.ru/psy/11752.html

Приложение 1

Образовательные ориентиры

обеспеченности эмоционального благополучия ребенка

(из программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы)

Педагог должен:

Помогать делиться своими переживаниями и мыслями

Создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, движение) могут выразить свое отношение к событиям, отношениям.

Обеспечивать в течение дня чередование ситуаций

Приложение 2

Комплекс танцевальных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения, используемых в динамических паузах с детьми дошкольного возраста.

Название

Цель

Ход занятия

Упражнение «Отображение»

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Педагог предлагает встаньте лицом к лицу и смотреть друг другу в глаза. Ведущий начинает делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения важно осознавать свое тело и чувства.

Упражнение «Животные»

Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом.

Педагог предлагает выбрать любое животное или птицу. В течение 2 минут дети должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное.

Упражнение «Напряжение-расслабление»

Цель: Научить снимать зажимы в отдельных частях тела, раскрепощать тело.

Дети должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Упражнение «Бумажные мячики»

Цель: разогрев мышц и суставов

Дети берут по большому листу бумаги, надо как следует, скомкать его и сделать из него хороший, достаточно плотный мячик. Педагог предлагает разделиться, на пары. По команде дети начинают бросать мячи на сторону противника.

Игра «Танец-хоровод»

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Дети становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Упражнение «Все со всеми»

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Дети становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

Упражнение «Спутники»

Цель: Упражнение предназначено для физической разминки, раскрепощения участников

Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, картинками, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. На одной половинке изображена Планета, на другой - Спутник.

Жеребьёвка происходит так. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, педагог объясняет:

- Те из вас, у кого на карточке изображена «планет» – вращаются вокруг себя. Те, у кого изображен «спутник» - вращаются вокруг «планет». Задача одновременно остановиться со своим спутником.

\

Приложение 3

Показатели психологического здоровья ребенка

Оптимизм, хорошее настроение

Эмоциональное спокойствие

Способность радоваться

Показатели психоэмоционального состояния и творческой самореализации здорового ребенка

Оптимизм, хорошее настроение

Умение осознавать свое эмоциональное состояние

Умение импровизировать, творчески самовыражаться

Умение выражать свои чувства, эмоции

начало года

конец года

Умение осознавать свое эмоциональное состояние

60%

90%

Умение импровизировать, творчески самовыражаться

50%

60%

Умение выражать свои чувства, эмоции

53%

65%

Фотоприложение

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Упражнение “Актер режиссер”

Упражнение: “Следование за ведущим”

Упражнение “Имя”

Упражнение “Восход солнца”

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области